Наградили лучших по итогам сезона — Тутберидзе и Косторная в призах, Загитова даже не в номинантах. Что не так с премией ISU

И почему не стоит ее демонизировать.
  • Вчера прошло онлайн-вручение наград первой премии по фигурному катанию ISU Skating Awards
  • Выбирали лучших в семи номинациях: «Лучший тренер», «Лучший новичок», «Лучшая развлекательная программа», «Лучший костюм», «Лучший хореограф», «Самый ценный фигурист» и «За вклад в фигурное катание»
  • Россияне победили в двух номинациях: «Лучший тренер» — Этери Тутберидзе, «Лучший новичок» — Алена Косторная

«Матч ТВ» рассуждает о справедливости результатов премии и о том, какие недостатки в перспективе предстоит исправить ее организаторам.

Лучший тренер — Этери Тутберидзе

Этери Тутберидзе / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

Номинация, вызывающая меньше всего вопросов с персоной победителя. Несмотря на сильных конкурентов в лице Рафаэля Арутюняна и Брайана Орсера, лучшей была признана Этери Тутберидзе. В прошлом сезоне впервые в истории фигурного катания ученицы одного тренера выиграли абсолютно все старты, в которых принимали участие, начиная от челленджеров и этапов Гран-при и заканчивая чемпионатом Европы. Несостоявшийся чемпионат мира в этом смысле стал для Тутберидзе вызовом, которые она так ценит, потому что они позволяют не останавливаться в прогрессе. Теперь есть стимул повторить победный сезон и превзойти саму себя, и нет ощущения, что все уже переделано, а на завтра ничего не останется.

Лучший хореограф — Ше-Линн Бурн

Победа Ше-Линн Бурн в качестве лучшего хореографа также была скорее предсказуема, чем неожиданна. Только в этом сезоне с ее легкой руки появилась короткая под Шарля Азнавура Нейтана Чена, «Оригин» Юдзуру Ханю, «Завтрак в Багдаде» Рики Кихиры, «Аллилуйя» Мэрайи Белл, «Мемуары Гейши» Евгении Медведевой, «Drumming song» Елизаветы Туктамышевой и многие другие. Соревноваться с Бурн в производительности программ, заточенных на получение медалей, мог только Даниил Глейхенгауз, но он не попал в шорт-лист номинантов.

Лучшая развлекательная программа — Габриэла Пападакис — Гийом Сизерон

«Мемуары Гейши» — одна из лучших программ в карьере Евгении Медведевой, которая в определенных обстоятельствах имела шансы на победу в этой номинации. Это игра на полутонах, вполголоса рассказанная история. Но история все-таки не новая — в разное время образ гейши Саюри воплощали Каролина Костнер, Сатоко Мияхара, Мираи Нагасу и Майя Шибутани — Алекс Шибутани. «Аэробика» Пападакис — Сизерона, помимо детальной проработки хореографии, костюмов и музыкальной нарезки, абсолютно нова — никто прежде ничего подобного в фигурном катании не делал.

Лучший костюм — Мэдисон Чок — Эван Бейтс

https://www.instagram.com/p/B4uEV75lrX7/

Всерьез обсуждать такие категории, как лучший костюм, довольно бессмысленно, поскольку единственно правильного варианта здесь быть не может. Платье, меняющее цвет, стало главной фишкой произвольной программы Анны Щербаковой — наряду с четверным лутцем, а потом и флипом, момент превращения платья из синего в красный вызывал на трибунах восхищенное «ах». 

Костюмы Мэдисон Чок и Эвана Бейтса были неотъемлемой частью их египетского танца с образом змеи, заклинателя и жалящим скорпионом в финале. Превосходно исполненный комбинезон Юдзуру Ханю для программы «Оригин» в чернильно-фиолетовом цвете заслуживает всяческих похвал, но правильно ли выдвигать его в число лучших, если к чемпионату четырех континентов этого костюма, как и этой программы, уже не было? Вместо нее Юдзуру вернулся к давнему «Сеймею».

Попробуйте выбрать самую красивую птицу на свете, и у вас, скорее всего, ничего не получится. Невозможно сравнить павлина с его роскошным хвостом, колибри с ее миниатюрной хрупкостью и орла с его размахом крыльев. Каждый из них прекрасен по-своему. Другими словами, в выборе лучшего костюма в будущем точно необходимо деление по видам.

Самый ценный фигурист — Юдзуру Ханю

В этой номинации могла бы победить Алина Загитова. Могла, если бы попала по крайней мере в шорт-лист, сформированный по итогам зрительского голосования с учетом мнения жюри. В том, что за нее были отданы десятки тысяч зрительских голосов, нет никаких сомнений, а значит, вопрос о невключении нашей олимпийской чемпионки в топ-3 решался уже на уровне организаторов. И это странно, с какой стороны ни посмотри, особенно при наличии в этом же топе французских танцоров Габриэлы Пападакис — Гийома Сизерона. Они запомнились в этом сезоне в двух аспектах — ни на кого не похожим ритм-танцем (за который получили свою премию) и символическим, но все-таки проигрышем россиянам Синициной — Кацалапову на чемпионате Европы. Дискутабельно, что этого достаточно для включения в число претендентов на победу в категории «самый ценный фигурист», особенно в свете того, что подчеркнул Ари Закарян: все премии, кроме вклада в фигурное катание, нашли своих обладателей не за выслугу лет, а за конкретный сезон.

Являясь своеобразным реверансом не то спонсорам, не то фанатам, эта номинация меньше всего подходит под критерий ограниченности текущим сезоном для выявления победителя. Спорт — довольно инертный процесс, и чтобы стать обладателем рекламных контрактов и огромного фандома по всему миру сегодня, выиграть нечто значительное нужно не сегодня и даже не вчера, а позавчера. С Юдзуру Ханю именно так и происходило. Его сегодняшняя безумная популярность и рекламный портфель исчисляются по меньшей мере шестью годами нахождения в спортивной элите. Очевидно, что он привлекает больше всего зрителей на трибуны и спонсорских денег, а значит, заслужил победы в этой номинации. Но если критерии «самого ценного фигуриста» именно таковы, нам стоит приготовиться, что Ханю станет получать по статуэтке каждый год, пока будет соревноваться. И в действующих правилах это даже справедливо.

Лучший новичок — Алена Косторная

С премией «лучший новичок сезона» все еще сложнее. В ней победила Алена Косторная, что вроде бы логично. Но если рассуждать в широком смысле, спортсменка с результатами Косторной вообще имела все шансы попасть с ходу в кандидаты номинации «самого ценного фигуриста». В сезоне 2019/2020 у россиянки было несколько мировых рекордов, личный прогресс, единственное падение за шесть стартов и победы на всех международных турнирах. Одна проблема — у Косторной пока что нет персональных спонсоров. И этот аргумент, если честно, вызывает самый большой внутренний протест — мы здесь все же для спорта или для шоу-бизнеса?

Пожалуй, двусмысленная концепция — это и есть пока главная проблема, которую предстоит решить организаторам премии. Чем измерять «ценность» фигуриста, заявленную в самой громкой номинации премии — спортивными успехами, наличием контрактов или активной поддержкой фан-сообщества? Пренебречь интересами спонсоров — значит, остаться без финансирования. Поставить под сомнение важность зрительского голосования — значит, частично потерять лояльность и вовлеченность аудитории. При этом найти баланс будет сложно, потому что интересы спонсоров и предпочтения публики не всегда находятся в прямой взаимосвязи.

Без Китая и парного катания

В попытке не обидеть ни одну из ведущих фигурнокатательных держав (раздав награды Японии, России, Канаде, США и Франции) жюри премии по факту оставили без внимания целый вид — парное катание. Его не отметили даже в качестве номинантов ни в одной из категорий. Это, конечно, совершенно не отражает истинного интереса зрителей и вклада спортсменов, зато отражает геополитические расклады. Ведущие позиции в парном катании сейчас принадлежат России и Китаю: у России и без того было достаточно претендентов на победу в других номинациях, а Китай, несмотря на нескольких выдающихся спортсменов, по-прежнему на этом празднике является гостем, а не хозяином.

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

И проблема тут не в том, что организаторы намеренно решили бойкотировать парников. Просто все номинации изначально были придуманы без учета специфики одиночного, парного и танцевального направлений. Это, кстати, отмечают в личных разговорах многие фигуристы. Премия должна мотивировать развиваться среди себе подобных — искать интересные образы, брать уникальную музыку, экспериментировать с костюмами и усложнять элементы. Но этого не произойдет, потому что пока одиночники прыгают четверные, заполняя собой все медиапространство, а танцоры могут позволить себе разнообразие в программах и костюмах, парам остается существовать в рамках ограничений — по длине и форме юбки, по отсутствию страз на талии партнерши и на рукавах партнера (так называемая рабочая зона, которая используется в поддержках, выбросах, подкрутках), по хореографии и технической сложности.

Генеральная репетиция

За время пандемии мы так и не смирились, что важные события жизни, включая те, что обычно происходят в ней только один раз, как школьный выпускной, теперь проводятся онлайн. Это не дает полностью осознать торжественность момента и придает долю несерьезности происходящему. С премией ISU Skating Awards тоже есть такое ощущение, но это должно сыграть в ее пользу, если премия станет регулярной, — недостатки и недоработки в онлайн-формате воспринимаются спокойно и снисходительно, как на генеральной репетиции.

Евгения Медведева / Фото: © РИА Новости / Нина Зотина

Если абстрагироваться от негатива и спорных моментов, ISU Skating Awards все-таки здорово скрасила затянувшееся из-за коронавируса межсезонье. Главное — научиться не воспринимать победу и поражение наиболее симпатичных нам спортсменов и тренеров как важнейшую победу и поражение в их жизни.

Достаточно вспомнить пример гениального актера Леонардо Ди Каприо. Его путь к заветной статуэтке «Оскар» за лучшую мужскую роль превратился в мем длиной в десятилетие, и на этом пути он успел сняться в двух десятках фильмов, которые каждый день пересматривают миллионы людей по всему миру. 

За премию, какой престижной бы она ни была, не купишь профессиональную реализацию, любовь публики и благосостояние. Она всегда не более чем приятное дополнение к реальному успеху.

Читайте также: