От тележки до собственной лиги. Как Overwatch стал топовой киберспортивной дисциплиной

История командного шутера, который покорил весь мир.

Успех Blizzard основан на прошлом Valve

Современные геймеры, возможно, уже и не помнят задорный командный шутер Team Fortress 2, вышедший еще в 2007-м году. Эта игра от студии Valve была далеко не первой в жанре, но получила статус культовой из-за неповторимого визуального стиля и доведенной до идеала классовой системы персонажей. 

Фото: © TF2

Серверы ломились от наплыва игроков, а еще создавались команды и даже кланы, которые выясняли, кто из них сильней, на небольших локальных турнирах. Наверное, TF2 мог стать первой большой киберспортивной дисциплиной, если бы протянул еще несколько лет, но в начале десятилетия разработчики решили ввести в шутер монетизацию и внутриигровые вещи. В начале предметы влияли даже на игровой баланс (хотя позже это убрали), что практически моментально отпугнуло от игры большую часть аудитории. В последующие годы фанаты TF2 так и не смогли простить Valve измену — игра до сих пор жива, но ее онлайн вряд ли наберет хотя бы 50 тысяч человек по всему миру. Многие верили, что кто-то неизбежно подхватит идеи Team Fortress, и в 2014-м их мольбы, наконец, были услышаны.

Смотреть на YouTube

После громкого анонса Blizzard взяла все лучшее, что было на тот момент в командных играх, и через 2 года выпустила свой лучший продукт со времен World of Warcraft. Отрицать, что Overwatch является прямым наследником Team Fortress 2, — как говорить, что Dota 2 не имеет ничего общего с Warcraft 3 от тех же Blizzard. Даже режим, где игрокам приходится сообща толкать тележку (в Overwatch ее заменили на машину), остался неизменным.

Приятная мультяшная графика, запоминающиеся герои, множество командных режимов — в игре было все, чтобы привлечь и ветеранов, и молодых геймеров. Blizzard стреляла метко и попала в самое сердце игрового сообщества.

Мультфильмы, мир будущего и 40 миллионов игроков

Что же такое Overwatch? Это соревновательная стрелялка с MOBA-элементами (типичные MOBA — Dota 2 или League of Legends), в которой две команды по 6 игроков сражаются на одной карте и чаще всего выполняют два типа заданий: либо двигают груз до отмеченных точек, либо захватывают и удерживают стратегические зоны.

На данный момент в игре присутствуют 29 героев с уникальным вооружением и способностями. При этом по ходу одного матча персонажей можно менять, что открывает огромный простор для тактических решений и командной игры. 

Сюжета у Overwatch как такового не имеется. События игры происходят в далеком будущем, где даже с открытием высоких технологий вечные проблемы человечества продолжают приводить к вооруженным конфликтам. Стоит отметить, что все герои представляют свою страну или город — есть даже девушка из России по имени Заря. У каждого персонажа имеется своя история, части которой разработчики методично раскрывают в комиксах или небольших мультфильмах. И смотрятся они даже круче, чем продукты Pixar или Disney.

Смотреть на YouTube

Первой страной, где Overwatch обрел невероятную популярность, стала Корея. Ходят слухи, что если геймеров в этой стране заставить играть в рулетку, то через несколько месяцев все казино мира объявят себя банкротами. В игре Blizzard было все то, в чем так хороши упорные и прагматичные корейцы: чистый скилл в сочетании со слаженной командной работой. Да и ярких персонажей женского пола, которых так обожают азиаты в играх, никто не отменял.

Покорив восточный рынок, создатели Overwatch переключились на Америку и Европу. Целых два года Blizzard вела планомерную политику по распространению своего продукта, инвестируя миллионы в рекламные ролики и заключая контракты с ведущими брендами компьютерной техники и спортивной одежды. Армия поклонников росла, персонажи игры становились ее торговыми марками, а сам шутер — лицом компании на игровом рынке.

Как результат, количество проданных цифровых копий превысило 40 миллионов и растет до сих пор. Неудивительно, что именно Overwatch неоднократно признавался игрой года в 2016-м и 2017-м. Год назад с появлением Fortnite и Rainbow Six Siege удерживать игру на вершине стало трудно даже для Blizzard, но сам шутер продолжает развиваться и привлекать новых игроков.

А Overwatch — тоже киберспорт? Еще какой!

Представьте, что вы каждый день могли бы смотреть, как играют между собой «Барселона», «Реал», «Челси» и «МЮ» — кто бы в здравом уме отказался от такого? Вот только футбольные клубы до сих пор не могут договориться о создании подобного турнира, а Blizzard удалось.

Первую в истории виртуального спорта франшизную лигу, которая была создана по канонам НХЛ и НБА, следует считать чуть ли не главным событием в индустрии за прошлый год. В одном месте собрали лучших игроков со всего мира (правда, 70% — из Южной Кореи), чтобы каждую неделю показывать запредельный по своему качеству и напряжению Overwatch. Трансляции лиги тоже были на уровне — в лучших традициях американских спортивных шоу.

Смотреть на YouTube

Увы, порвать конкурентов на Twitch организаторам OWL в первый сезон не удалось, и выделить какую-то одну причину сложно. Для начала, не оправдала всех надежд и сама игра: в ней довольно непросто разобраться, играя самому, а уж понять, что происходит на трансляции, еще сложнее. Вставлял палки в колеса и главный конкурент, Fortnite, о котором в прошлом году не говорил только ленивый. Однако даже с посредственными рейтингами Overwatch League смогла найти спонсоров на новый сезон.

На второй год OWL расширится — в ней примут участие 20 команд со всего мира.

https://twitter.com/overwatchleague/status/1088866597408829440

Под малознакомыми тегами и именами городов мира скрываются известные киберспортивные организации, заручившиеся поддержкой инвесторов. Без огромных вложений попасть в лигу было просто невозможно — сейчас место в ней стоит от 30 до 60 миллионов долларов.

Однако хочется верить, что Blizzard не пытается заткнуть дыры в организации прошлого сезона денежными мешками. Сама по себе идея франшизной лиги — один из очевидных и правильных путей в развитии киберспорта. Даже если она провалится после двух сезонов, создатели Overwatch заслуживают уважения хотя бы за попытку сделать лигу, успешные аналоги которой в киберспорте появятся еще очень нескоро.

Смурфы, агрессия и вера в игроков

Если киберспортивные перспективы Overwatch становятся все менее туманны, то с самим клиентом игры в последнее время дела идут не так радостно. Пока корейские боги сражаются за первые места на топовых турнирах, рядовые игроки вынуждены страдать в далеко не совершенной системе подбора игр.

Одной из главных проблем игры на сегодня являются смурфы (да, название взято с тех самых синих гномов) — так называют игроков с высоким уровнем игры, которые заходят в игру с новых аккаунтов. Кто-то из них пытается повторно откалиброваться и получить более высокий рейтинг, другие — просто самоутверждаются на фоне более слабых игроков. Формально никаких пользовательских соглашений и правил смурфы не нарушают. Однако новичкам или тем, кто давно не играл в Overwatch, не удастся соревноваться с такими игроками на равных, а значит — и получить удовольствие от игры. Вычислить смурфа не так уж и сложно — его статистические показатели будут очень сильно отличаться от других игроков на его ранге. Тем не менее этой проблемой Blizzard начала заниматься лишь в последний год. Сколько игроков покинуло Overwatch из-за нашествия смурфов — уже не узнают даже сами разработчики.

https://twitter.com/TheChowderhead/status/1091191988291100673

Кроме того, у игры очень высокий порог вхождения. Overwatch представляет собой сложный сплав игр вроде League of Legends, где много уникальных персонажей со своими особенностями, и классического шутера в стиле CS: GO, где победу приносит лишь слаженная игра в команде и идеальная стрельба.

Другими словами, без друзей, с которыми можно координировать действия, в Overwatch лучше не ходить. А если рискнете, то готовьтесь выслушать о себе много неприятного независимо от вашего мастерства — чем сложнее игра, тем агрессивней себя ведут геймеры по отношению друг к другу. Blizzard пыталась решить и эту проблему, добавив в игру систему репутации: возможность хвалить игроков за хорошее поведение, верные решения и доброе общение, а также — отказываться от матчей с недружелюбными игроками.

Увы, это нововведение провалилось: со временем грубияны и низкоуровневые игроки стали собираться в группы, чтобы улучшать репутацию друг друга и избегать наказаний. Тогда Blizzard изменила сам подход к поиску матчей: теперь игроки могли искать партнеров по команде, основываясь на множестве параметров, включая даже пол и наличие микрофона. Но и на этот раз ситуация лучше не стала — в конце концов, кто может помешать игроку ввести ложные данные о себе?

Беспомощность разработчиков в войне с недобросовестными геймерами не должна удивлять. Проблемы, с которыми сейчас столкнулись разработчики, уже давно присутствуют в тех же Dota 2 и CS: GO, и оптимального выхода до сих пор никто не предложил. Поражает в этой ситуации лишь то, насколько упорно Blizzard продолжает менять свой главный и самый успешный продукт ради пользователей: периодически снижает цену, пытается исправить ошибки в подборе матчей, регулярно выпускает новых героев. В условиях жесточайшей конкуренции в индустрии сложно сказать, является ли эта политика верной, если ты уже не на вершине.

Но прошлое напоминает нам, что Team Fortress 2 погибла, когда ее создатели решили нажиться на игроках. А разработчики Overwatch все еще верят в них, и значит, у этой игры точно есть светлое будущее. 

Фото: TF2, Blizzard Entertainment, паблик игры Overwatch в ВК

Читай также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.