«Го в Доту, я создал»: история самой известной MOBA в мире, часть 2

«Го в Доту, я создал»: история самой известной MOBA в мире, часть 2

В первой части нашего урока истории мы узнали, как первая DOTA стала одним из самых популярных видов киберспорта десять лет назад. Теперь же речь пойдет про DOTA 2 – отдельную игру, в которую стараниями Icefrog и Valve превратилась карта из Warcraft 3.

Итак, 2009 год. Warcraft 3 устаревает все сильнее: на больших мониторах неказистые модельки героев смотрятся достаточно бедно (учитывая, что икона графики Crysis вышла в 2007-м), появляется все больше и больше игр, для которых не нужен клиент Warcraft, и мир с замиранием ждет решения Blizzard – что же произойдет с DOTA и когда уже Метелица наймет на работу Icefrog. Однако приходит весть от гораздо более расторопных и уже невероятно известных на тот момент Valve: они берут Icefrog под свое крыло и выделяют ресурсы на новую игру.

В октябре 2009 года Icefrog договаривается о сотрудничестве с Valve и начинается разработка новой игры. Ровно год ничего не слышно, и лишь в октябре 2010-го Valve в издании GameInformer впервые показывают свою DOTA 2.

Логотип DOTA 2

Вскоре после анонса Valve подает заявку на регистрацию торгового знака DOTA, подкрепляя свои права мнением, что это не название конкретной карты, а тип игры, использующийся в повседневной речи. С самим названием сразу начались проблемы: в Blizzard начали понимать, что несколько тонн золота уходят у них из-под носа. Они готовят судебный иск, и в ноябре 2011-го стартуют тяжбы за обладание торговым знаком DOTA, а также именами героев, их способностями и вообще всем-всем-всем. Суд продолжается вплоть до 2012 года. Было решено оставить торговый знак DOTA за Valve, однако сделать доступным для использования третьим лицам. Blizzard переименовывает свою DOTA сначала в Blizzard Dota, а потом в Heroes of the Storm. Последняя увидит свет в 2015-м, но даже близко не добьется такой популярности, как DOTA 2 или League of Legends.

Heroes of the Storm, которая начиналась как Blizzard DOTA

Впервые DOTA показывают на Gamescom 2011, причем презентация проходит сразу на чемпионате The International с безумным по меркам тех лет призовым фондом в один миллион шестьсот тысяч долларов.

Смотреть на YouTube

Фильм Valve, посвященный первому The International

Переход на новую платформу добавил серьезные нововведения, которые сильно облегчили жизнь игроков. Самое главное – все игры теперь шли через сервера steam с общей базой игроков и системой внутреннего рейтинга: больше не надо было искать сервер и коннектиться непонятно куда через сторонние клиенты. Появилась большая красная кнопка «ИГРАТЬ».

В общей сложности DOTA 2 осталась той же DOTA со знакомыми механиками, персонажами и окружением. Персонажи остались узнаваемыми, хотя и с другой историей: Valve придумали свою вселенную, в которой происходят действия DOTA.

Сравнения героев один к одному. Больше можно посмотреть тут

Также поменялись названия сторон: вместо Sentinel и Scourge теперь Radiant и Dire. Карта при этом осталась такой же вплоть до расстановки деревьев и углов обзора.

Новый движок Source Engine дал возможности сильно улучшить графику игры, например, сделать честные физические модели тканей и динамическое освещение с тенями.

Но самым важным нововведением стала система косметических предметов: у каждого персонажа есть несколько «слотов» для аммуниции (например, перчатки, меч и шапка). Их внешний вид можно поменять в главном меню игры с помощью вещей, а их, в свою очередь, можно купить в магазине steam или получить из знакомых всем лутбоксов. Рынок вещей в DOTA - это настоящая фондовая биржа с десятками тысяч покупателей и продавцов. Ее оборот насчитывает сотни тысяч долларов.

К примеру, очень популярный предмет – Драконий Крюк на персонажа Pudge. Цена в этом месяце – чуть больше 400 долларов. Падать не будет, поскольку таких крюков ограниченное количество, будет только расти

После 2011-го киберспортивная сторона игры начала развиваться стремительными темпами. Гигантские призовые привлекли внимание непрофильной прессы, и о e-sports заговорили с некоторым уважением, хотя до сих пор появляются сюжеты о кибернаркоманах и о том, как «игры убивают наших детей».

В 2012 году призовой фонд остался таким же, миллион шестьсот тысяч, и призовое место забрала команда IG из Китая, победив в финале чемпионов-2011 Natus Vincere. 

Смотреть на YouTube

Легендарный момент The Play со второго TI: IG vs Na’Vi, вторая игра финала. Прочитать по губам, что кричит Dendi сможете и сами

Третий The International в 2013-м до сих пор считается лучшим, а финальная игра – одной из самых красивых игр за всю историю DOTA. В третий раз русско-украинская команда Natus Vincere дошла до финала, но не смогла ничего противопоставить лучшим на тот момент The Alliance. 

Одним из гениальных экономических нововведений в 2013 году стал так называемый Compendium – интерактивный «паспорт болельщика», где можно было попытаться предсказать, кто выиграет турнир, сколько раз возьмут того или иного персонажа и прочую статистику. За каждую угаданную графу владелец компендиума получал бонусы в виде косметических предметов. 25% от цены каждого компендиума отводилось напрямую в призовой фонд, что позволило на третьем TI разыграть снова рекордные два миллиона девятьсот тысяч долларов.

После введения компендиума на The International он появился на нескольких других турнирах и мэйджорах, а призовой самого TI стал расти по экспоненте: 11 миллионов в 2014-м (выиграли китайцы Newbee); 18 миллионов в 2015-м (выиграли американцы EG); почти 21 миллион в 2016-м (выиграли китайцы Wings); наконец, 24 миллиона 700 тысяч в 2017-м (выиграли американцы Team Liquid). Каждый год призовые продолжают расти, а медиа продолжают удивляться. 

Team Liquid – победители TI 2017. Ребята заработали 10 миллионов долларов на пятерых

DOTA – это культурный феномен. О ней говорят в новостях, про нее есть художественный фильм, про нее снимают шоу и пишут музыку.

Сейчас DOTA является одной из самых популярных игр на планете, соперничая с Counter-Strike: Global Offensive и Playerunknown’s Battlegrounds и League of Legends. И хотя официально в Лигу играет больше народу, это «больше» в основном за счет бешеного количества пользователей из Китая. На самом деле DOTA 2 по просмотрам и деньгам в дисциплине близко, если не больше Лиги Легенд. 

Сейчас в DOTA 2 наблюдается некоторая стагнация и понемногу падает количество игроков, но достаточно слабого веяния киберспортивных ветров, чтобы в DOTA хлынул новый поток неофитов.