
Самые крупные призовые в киберспорте, 12,5 миллионов игроков и одна из самых сложных видеоигр для обучения – это все DOTA 2.
DOTA – Defence of the Ancients – Защита Древних – игра от третьего лица с видом сверху, проходящая в формате MOBA – многопользовательской онлайн-боевой арены. Игрок выбирает персонажа с определенными способностями и управляет им на протяжении одного матча. Две команды по 5 человек дерутся на одном и том же поле (карте), а задачей является сломать базу противника. Казалось бы, просто и понятно. Но как только начинаешь разбираться – голова идёт кругом. Героев в DOTA более ста десяти, у каждого минимум по четыре способности (у всех уникальные), плюс шесть слотов в инвентаре, которые можно заполнить любыми из более чем 200 предметов. Знать всех персонажей, все предметы и все вариации на каждом из персонажей – это минимальный базис для того, чтобы играть на самом низком уровне. Страшно? Ничего, привыкнете.
Но DOTA не сразу сделалась такой сложной и комплексной, более того она даже не была отдельной игрой. Так с чего же все началось?
Началось все с игры Starcraft, стратегии от Blizzard, авторов легендарной серии игр Warcraft и World of Warcraft, он же WoW. Как и во всех хороших стратегиях того времени, в Starcraft был встроен редактор карт и персонажей. В 2002 году пользователь Aeon64 создал карту Aeon Of Strife (AOS), которая представляла из себя кооперативную карту на четверых игроков. Игроки защищали свои базы от контролируемых компьютером крипов на четырех линиях. Со стороны героев тоже шли крипы, но они были слабее нападающих. Также на этой карте была включена знакомая всем нам механика «добивания», когда нанесший последний удар по врагу вознаграждался деньгами.
Геймплей Aeon of Strife
В первой версии карты AOS еще нельзя было играть друг против друга – все герои сражались против компьютера. Игра заканчивалась, когда были сломаны все здания врагов, либо повержены все герои. Вторая версия включала в себя режим 2×2, где игроки могли сражаться друг против друга парами. Благодаря этому игра стала известной, но не массовой.
Новый виток развития AOS дал выход Warcaft 3, гораздо более сложной в плане механики и игровых возможностей стратегии.
После выхода редактора карт для Warcraft AOS была бережно перенесена в Warcraft 3 – в крутом 3D и без ограничений, которые накладывались редактором Starcraft. За убийство врагов стало возможным получать не только деньги, но и опыт, у персонажей появился инвентарь, а кроме силы атаки и брони добавились характеристики силы, ловкости и интеллекта у каждого героя. В принципе уже тогда были сформированы основные механики современной DOTA 2.
Главный плюс редактора Warcraft – в нем можно было создавать оригинальные заклинания и способности. Моддеры делали собственные персонализированные карты, наполненные уникальными возможностями. Среди них была Defence of the Ancients от моддера Eul, который вдохновлялся идеей AOS. Его карта и стала самой популярной на всем баттлнете, известной под аббревиатурой DOTA.
EUL на The International 2
После выхода дополнения The Frozen Throne для Warcraft 3 Eul создает новую карту, которую он называет Dota 2: Thirst for Gamma, однако она даже близко не становится такой популярной, как оригинальная DOTA, тоже перенесенная в редактор аддона. Неудача этой версии приводит к тому, что Eul прекращает заниматься DOTA, но открывает ее код и исходники для всеобщего доступа.
К этому времени многие сделали свою версию DOTA, и были карты вроде DOTA Outland и DOTA Unforgiven.
Третьего февраля 2004 года выходит DOTA Allstars Beta v0.95 за авторством двух моддеров – Meian и Ragn0r. Они собрали в своей карте лучшие решения из других DOTA-подобных карт – героев, заклинания и вещи. Как раз тогда к Дота прикрепляется название Allstars, и все основные версии Доты впоследствии называются именно так. К сожалению, после этого талантливые моддеры перестают заниматься обновлением карты, и происходит эпохальное событие: на сцену моддинга выходит уже знаменитый в то время Guinsoo.
Карта версии 0.95, которую до сих пор можно скачать и поиграть
Он создаёт карту версии 3.0 в марте 2004-го, а через месяц выходит версия 4.0; в ней появляется Рошан – огромный босс в центре карты по имени шара для боулинга, которым пользовался Гинзо. Дота начинает развиваться невероятно стремительно, в версии 5.0 возникает первый искусственный интеллект, а комьюнити продолжает расти.
Огромный каменный голем Roshan, играющий важную стратегическую роль
В апреле же Гинзо сообщает, что работать над игрой одному становится сложно, и в команду приходят Icefrog, Pendragon, Neichus и другие люди из его клана в Battle.net. Команда берется за разработку со свежими силами, и новые герои возникают в игре один за другим.
В ноябре 2004 года появляется карта версии 5.84, до сих пор считающаяся гениальной в плане геймдизайна и баланса. Даже спустя долгое время после релиза последующих версий во всем мире продолжают играть именно в нее. Также к созданию этой версии приложил руку русский модер True.rus, который исправил значительное количество багов и сократил время загрузки карты с 3 минут до 20 секунд.
Иконка версии 5.84 в клиенте battle.net
В апреле 2004 года Дота первый раз выходит в киберспорт – в виде лиги Clan TDA. Также в 2004-м турниры по Доте начинает проводить International Gaming Syndicate.
В феврале 2005-го Гинзо заявляет, что устал от Доты и передаёт всю работу Neichus и Icefrog.
Моддеры добавили пачку новых героев, однако все их идеи затмевал успех версии 5.84, и Neichus покидает проект, оставляя разработку одному Icefrog. Но последний и не думал бросать проект: Icefrog один продолжает работу над модом, сильно меняя баланс от патча к патчу и добавляя новых героев.
В игре появляется огромное количество отсылок к массовой культуре: имена персонажей, названия предметов и прочее.
Имя героя – Lina Inverse, взято из популярного в двухтысячные аниме Slayers. В DOTA 2 она уже просто Lina
Разработка игры одним лишь Icefrog продолжается достаточно долго, результатом становится карта 6.27, одна из самых стабильных и сбалансированных версий всей DOTA.
В 2005 году Дота делается одной из дисциплин на ВЦГ в Сингапуре, а версия 6.27 – новой стандартной версией для проведения турниров (до этого все игралось на 5.84).
Лишь в апреле 2006-го в Доте появляется возможность зайти в игру наблюдателем или обсервером – это позволяет адекватно комментировать игру на чемпионатах и приближает великое будущее киберспортивной Доты.
Смотреть на YouTubeФрагмуви времен первой DOTA
Через полгода команда Riot Games анонсирует свой проект League of Legends с механикой Доты. Разработка Лиги займет ещё много времени, и кроме LoL появляются другие очень похожие на Доту игры, но не добиваются ее популярности.
По всему миру начинают проводится чемпионаты, DOTA имеет огромный успех в Китае. Россия не остаётся в стороне, и в феврале 2007-го проходит первый турнир по Доте Russian Asus Open.
В мае 2007 года создаётся команда Виртус.про – про нее вас ждёт отдельная статья. Там зарождаются такие легенды Доты, как Ars-Art и Vigoss.
Смотреть на YouTubeОдин выпусков топа моментов с Wodota. Песня We Are Electric наравне с Darude – Sandstrom является мемом в среде прогеймеров
В период с 2007-го по 2009-й начинается активное продвижение жанра моба в массы – выходит Лига, Heroes of Newerth, Demigod и другие игры, но абсолютное большинство геймеров продолжает играть в первую DOTA через разнообразные клиенты, такие как Garena или IcCup.
Собственно, Icefrog. До сих пор точно никто не знает, кто это
Ясно, что за 7 лет движок третьего Warcraft устаревает, да и сама игра была уже не у всех. Кто-то должен был сделать новую DOTA. Все ждали действий от Blizzard, которые хотя и не открещивались от мода, но не особенно сильно помогали развитию. Однако в 2009-м происходит событие, повернувшее ход истории: компания Valve, известная по культовой серии игр Half Life и Counter-Strike, предлагает работу Icefrog.
Но об этом читайте во второй части нашей статьи.
«Го в Доту, я создал»: история самой известной MOBA в мире, часть 2
Список источников: teamliquid.net, gamesis-art.com, dota2.ru
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.