Громкие победы, заслуженные поражения и жадность. Как развивалась гоночная серия Need for Speed

Громкие победы, заслуженные поражения и жадность. Как развивалась гоночная серия Need for Speed
Фото: © Electronic Arts
Новые части выходили почти каждый год.

Компания Electronic Arts анонсировала выход обновленной версии Need for Speed: Hot Pursuit. Последние игры серии были не очень удачными, а саму Hot Pursuit переиздают уже в третий раз.

За годы существования знаменитые гонки не раз менялись и возвращались к истокам. Первая часть вышла в 1994 году, для ее создания EA купила одно из подразделений студии Accolade — команду разработчиков Distinctive Software, после чего переименовала ее в EA Canada.

Ранее Distinctive Software как раз отметились другой гоночной игрой, Test Drive, и работа над новым автосимулятором должна была быть им по силам. В качестве консультантов и помощников руководство подключило авторов журнала Road & Track, которые рассказывали разработчикам про технические характеристики разных машин и о том, как тачки должны выглядеть и звучать.

Смотреть на YouTube

Need for Speed была первой трехмерной гоночной игрой и поражала игроков своей картинкой и физикой езды. Авторы подготовили четыре разных режима: «Гонка на время», «Турнир», «Один на один» и «Одиночная гонка».

В «Гонке на время» цель игрока — проехать круг как можно быстрее. Соперников нет — только вы, таймер и желанное место в таблице лидеров. «Турнир» — пользователь должен победить на всех трассах, чтобы занять первое место и получить несколько призов. В режиме «Один на один» игрок может попасться полиции, если они догонят его и схватят, то на первый раз выпишут штраф, а на второй отправят в тюрьму. «Одиночная гонка» — это обычный заезд против восьми других гонщиков, управляемых компьютером.

Для настоящих автолюбителей в игру была встроена энциклопедия с подробным описанием болидов и историей их марок. Более того, там хранятся видеоролики с настоящими гоночными машинами, специально отснятые разработчиками.

Смотреть на YouTube

Управление каждым автомобилем в Need for Speed ощущалось по-разному, поэтому машины делились на классы. Одни тачки быстрее набирали скорость, другие могли похвастаться лучшей маневренностью и заходом в повороты.

Трассы — отдельная тема. Всего в игре их шесть штук, гонщик либо наматывает круги, либо должен прийти первым из одной точки в другую. Визуально треки уникальны, игрок проедется по лесам, пустыням, берегу моря и городам.

В первой части нельзя было выезжать за пределы трека, даже на обочину. Из-за этого никаких объездов или обходных путей не найти, что позже добавят в следующих NFS.

Звук проработан отлично, мотор гудит как надо. Музыка сочетает задорный рок и тяжелый металл, гонять под них одно удовольствие.

Смотреть на YouTube

Need for Speed отлично продалась и полюбилась игрокам, открыв EA конкурентный путь в жанр автосимуляторов. Продолжение выпустили в 1997 году. Компания стала сотрудничать напрямую с представителями каждого автомобильного бренда, получив возможность использовать в игре не только уже существующие машины, но и прототипы.

К сожалению, авторы внесли в игровой процесс ряд неприятных изменений — убрали погони с полицией, а все гонки стали проходить только на кольцевых трассах и только на время. Еще изменили физику управления, уйдя от реализма в аркаду, тем самым при торможении машина уходила в занос, и войти в крутой поворот можно было лишь на полной скорости. В настройки добавили возможность вернуться к симуляционному управлению и подогнать все характеристики машины под себя.

Зато в Need for Speed 2 впервые появились объезды и секретные маршруты. Также разработчики добавили в игру чит-коды в качестве пасхалок, введя их, машина игрока могла превратится, например, на магазинную тележку, ящик с пивом или огромного динозавра.

Хоть вторая часть и не понравилась фанатам, EA Canada дали добро на еще одно продолжение. В Need for Speed 3: Hot Pursuit вернулись любимые многими погони с полицейскими, да и сами гонки были на высоте. Адреналиновые заезды, хорошее управление и, как всегда отличная музыка сделали третью часть одной из лучших в серии, неудивительно, что ее так часто перевыпускали.

Смотреть на YouTube

В 1999-м вышла Need for Speed: High Stakes, разработчики в очередной раз решили поиграть с физикой машин, но перегнули с реализмом, убрав весь драйв. Как назло, авторы прогадали и с музыкальным сопровождением, композиции просто не ложились на происходящее на экране. Из-за этого весь гоночный драйв пропал и пользователи остались недовольны.

Уже в 2000 году на рынке появляется Need for Speed: Porsche Unleashed, полностью посвященная автомобильной марке Porsche. Игрок может попробовать и изучить практически любую машину этого семейства. Porsche Unleashed проводит пользователю своеобразный курс по истории знаменитого немецкого автобренда, у каждого экземпляра можно было открыть двери и заглянуть внутрь салона.

В этой части разработчики хорошо проработали физику, найдя баланс в освоении управления. Колесить приходилось исключительно по дорогам Европы, но каждая трасса была выполнена очень качественно и с душой.

Смотреть на YouTube

Несмотря на все это, Porsche Unleashed плохо продалась, поэтому идея посвящать целый проект одной марке машин так и осталась одноразовым экспериментом.

Коммерческий провал Need for Speed: Porsche Unleashed стал концом, так называемой «Золотой эпохи» гоночной серии.

Работу над франшизой передали студии EA Black Box, первой их игрой стала Need for Speed: Hot Pursuit 2, вышедшая в 2002 году. По сути, они просто обновили оригинал, улучшив графику и добавив новые фишки. Например, появился полицейский вертолет, сбрасывающий на дорогу бочки с горючим. 

Смотреть на YouTube

Hot Pursuit 2 уступала оригиналу в плане физики и баланса, но при этом была веселой и увлекательной. Успех новой Need for Speed порадовал боссов, и уже в следующем году появилась легендарная Need for Speed: Underground.

Тема спортивных соревнований сменилась стритрейсингом, а в качестве трасс служили ночные улицы большого города, окутанные неоновыми огнями.

Полиция решила не вмешиваться в нелегальные гонки, поэтому беспокоиться о «хвосте» стритрейсерам не приходится. Зато большую опасность представляют обычные водители, в которых всегда можно ненароком врезаться.

Игровой процесс в Underground был простым, понятным и увлекательным: крутые повороты, трамплины и ни секунды на то, чтобы перевести дух. А самой бомбовой фишкой стал тюнинг автомобиля. Некоторые пользователи проводили за ним часы, собирая машину мечты. 

Смотреть на YouTube

Время выхода Need for Speed: Underground совпало с прокатом фильма «Форсаж», что сильно подогрело интерес аудитории к игре и помогло продать несколько миллионов копий.

После такой оглушительной коммерческой победы EA сразу запустили в разработку продолжение. Need for Speed: Underground 2 вышла в 2004 году, в нее добавили открытый мир и комикс-заставки с моделью Playboy. Громкое имя и масштабная пиар-кампания позволила продать целых девять миллионов копий.

Концепцию с уличными гонками решили продолжать дальше. В 2005-м на прилавках магазинов появляется Need for Speed: Most Wanted. Теперь гонщики-любители соревновались при свете дня, а простенький сюжет подавался в том числе при помощи роликов с живыми актерами.

Отдельным испытанием в заезде были столкновения с полицией, законники ездили ничуть не хуже лучших пилотов спортивных болидов и пребывали в полной готовности поймать нарушителя.

Смотреть на YouTube

В послужной список EA Black Box попал уже третий успешный проект подряд, но в следующем году они оступились. Need for Speed: Carbon получилась унылой, об этом в игре кричало все: скучный ночной город, неинтересные гонки и откровенно ленивая полиция. Из интересного можно выделить разве что систему Autosculpt, позволяющую игроку самостоятельно изменять форму некоторых деталей машины и возможность управлять собственной командой гонщиков.

С неудачей Carbon закончилась «Серебряная эпоха» Need for Speed. Руководство решило вернуться к тематике официальных гоночных соревнований. В 2007 году появилась Need for Speed: ProStreet. На этот раз разработчики замахнулись на полноценный автофестиваль.

В ProStreet было множество разных режимов, куча спортивных машин и система повреждений. Но игрокам не понравилась в очередной раз измененная физика и отсутствие нормального баланса сложности — новичкам было слишком тяжело влиться в игру, а для профи, наоборот, было чересчур легко.

Смотреть на YouTube

К следующему году Black Box вернулась к стритрейсингу, выпустив Need for Speed: Undercover. Несмотря на то что разработчики пытались повторить формулу Most Wanted, игра не взлетела. Сложность гонок была настолько низкой, что тягаться друг с другом с интересом могли только дети.

Для работы над следующей частью Electronic Arts передала серию Slightly Mad Studio. В 2009-м они выпустили Need for Speed: Shift, уйдя в сторону автосимулятора — реалистичный вид из кабины и атмосфера настоящего профессионального турнира.

Смотреть на YouTube

В том же году Need for Speed заглянула на Nintendo Wii с подзаголовком Nitro. Из-за отсутствия серьезных конкурентов на этой консоли игра была достаточно популярна.

В 2010-м EA запустили Need for Speed: World — полноценную онлайн-игру с открытым миром. Радость от игры в компании друзей убивалась жестким донатом и бесконечным заработком местной валюты.

Параллельно с World вышел перезапуск Hot Pursuit. За разработку отвечала студия Criterion, ранее специализировавшаяся на другой гоночной серии Burnout. Criterion объединили лучшее из двух игр — красивое окружение вокруг трасс и жесткие полицейские погони вместе красочными авариями и дикими скоростями.

Смотреть на YouTube

В 2011-м Slightly Mad Studio создали вторую часть Shift с припиской Unleashed. Там появились новые трассы и уровни сложности, но игра плохо продалась, и на этом автоспорт в NFS подошел к концу.

К осени того же года вышла Need for Speed: The run от вернувшейся в строй Black Box. Разработчики поставили на сюжетную составляющую, дуэльный режим с полицейскими и масштабный заезд от западного до восточного побережья США. Но в итоге этот заезд был поделен на отдельные уровни, что рушило опыт затяжной гонки.

С 2012-м начинается «Эпоха хаоса». Из-за неудачного возвращения Black Box разработку NFS окончательно передали Criterion Games. Перезапуск Most Wanted почти целиком копировал концепцию Burnout. Сильнее всего пострадало управление — машины с трудом входили в повороты и маневрировали. Единственное, что спасало, это неплохой мультиплеер.

Need for Speed: Rivals 2013 года разрабатывали на движке Battlefield 4, что дало очень красивую картинку. Главной особенностью стало совмещение одиночной игры с мультиплеером, так, во время прохождения кампании к игроку могли подключаться другие пользователи. Плюс в Rivals был открытый мир, где игроки могли гонять друг с другом.

Смотреть на YouTube

В 2015-м разработку передали студии Ghost Games, их Need For Speed не носил никаких подзаголовков и в очередной раз вернулся к нелегальным уличным гонкам в ночном городе. В итоге проект потонул из-за доната, кривой физики и нелепого сюжета.

Взяв передышку на год, в 2017-м EA выпускает Need for Speed: Payback, и вполне неплохую игру снова убивает донат, дошедший до абсурда: игрок не мог без него пройти сюжетную кампанию.

Need for Speed: Heat 2019 года на данный момент последняя часть серии. Разработчики отказались от микротранзакций, а из интересных нововведений добавили разделение гонок на дневные и ночные, другими словами, легальные и нелегальные. На первых гонщик зарабатывает деньги, на вторых уважение других уличных пилотов.

Смотреть на YouTube

Полиция стала невероятно агрессивной и тяжело пробиваемой, оторваться от них или протаранить — очень тяжелая, а порой невыполнимая задача. В Heat подкачала техническая сторона, картинка выглядит мыльной и старой, вдобавок многие игроки жаловались на оптимизацию и физику машин.

Каким выйдет новое переиздание Hot Pursuit и что ждет серию в будущем, пока неизвестно. Остается надеяться, что EA умерят аппетит и не сведут все снова к постоянным внутриигровым покупкам.

Читайте также: