Война с инопланетными захватчиками и отсылки к культовым фильмам. Взлеты и падения серии Contra

Еще одна игра из детства.

Contra — одна из самых запоминающихся игр с консоли NES, у нас известной как «Денди». По популярности в нашей стране в девяностых Contra могла смело составить конкуренцию «Марио».

Игра в жанре «беги и стреляй» давала возможность почувствовать себя мастерски подготовленным бойцом спецподразделения по устранению террористической или инопланетной угрозы.

Завязка следующая: спустя два года после падения на Землю загадочного метеорита появляется террористическая организация Red Falcon, стремящаяся уничтожить все живое. Для борьбы с ней отправляют двух бойцов отряда Contra — Билла Райзера и Лэнса Бина. Их десантируют на остров, где находится главная база злодеев. Прорываясь через сущий ад, солдаты узнают, что Red Falcon руководят пришельцы и теперь, чтобы спасти человечество, им предстоит ликвидировать их гнездо.

https://twitter.com/Arda/status/1230473890788511744?s=20

Первоначально Contra вышла в 1987 году только для аркадных автоматов и лишь в 1988-м попала на домашние консоли. Игровой процесс был простым и затягивающим, ваш персонаж бежал слева направо, сметая все на своем пути.

На старте миссии герой был вооружен обычным автоматом, но во время прохождения он мог подбирать различные улучшения вроде лазера, огнемета и всеми любимого пулемета, стреляющего сразу в три направления. Обычные уровни с видом сбоку разбавлялись этапами с видом из-за спины, создающим эффект псевдо-3D. 

https://www.instagram.com/p/CEXb-fTnE3t/?utm_source=ig_web_copy_link

Contra бросала игроку нешуточный вызов — персонаж погибал от одной пули, а количество жизней и продолжений строго ограниченно. Вдобавок игра была очень динамичной и требовала хорошей реакции и мышечной памяти. Уровни приходилось тренировать, набираясь опыта и продумывая тактики. Проходить приключения двух вояк можно как одному, так и с другом, но с напарником задача становится еще сложнее.

Разработчики из Konami явно вдохновлялись фильмом «Чужой», среди противников встречаются знаменитые ксеноморфы и лицехваты. А персонажи названы в честь актеров из научно-фантастического боевика. Билл Райзер — это смесь имен Билла Пэкстона и Пола Райзера, а Лэнс Бин позаимствовал свое имя у Лэнса Хенриксена и Майкл Бина.

Обложка игры для Америки тоже отсылает к кино, на ней главные герои очень сильно напоминают Арнольда Шварценеггера из «Хищника» и Сильвестра Сталлоне из «Рэмбо».

https://twitter.com/bpdnintendo/status/1298241069881188352?s=20

В Европе проект попал под цензуру, поэтому название сменили на Probotector, а главных героев и пришельцев превратили в роботов. Версии для разных регионов имели и другие различия. Так, в американской Contra действие происходило в настоящем времени, тогда как в японской борьба с Red Falcon шла в будущем, в 2631 году.

В дальнейшем это отразилось на следующих частях серии, создав хронологическую путаницу. Например, в Contra III в японской версии свой поход все еще продолжают Бил и Лэнс, тогда как в Америке бойцов заменили их потомки Джимбо и Салли, так как между третьей и второй играми образовалась пропасть в 600 с небольшим лет.

Вторая часть получила название Super Contra, и основным нововведениям стали уровни с видом сверху, заменившие миссии с видом из-за спины. Затем для портативной консоли Game Boy вышла Operation C, карманная версия очень сильно потеряла в скорости, что делало прохождение не таким веселым.

https://twitter.com/deafretrovg/status/1215699122013069315?s=20

Contra III: The Alien Wars выпустили уже для Super Nintendo, благодаря чему игра имела более выразительные картинку и звук, а фоны стали анимированными. Также добавили поездки на технике, будь то мотоцикл или танк.

В 1994 году на консолях Sega Megadrive и Genesis появилась Contra: Hard Corps. Она не была связана с предыдущими частями и предлагала множество нововведений. Теперь на выбор доступно целых четыре персонажа, различающихся не только внешне, но и по стилю игры.

Помимо двух бойцов-людей, мужчины и женщины, в отряде состояли маленький робот и антропоморфный волк с пулеметом вместо руки. Робот был самым низким из всех, поэтому ему проще уклоняться от вражеских выстрелов, а волк, наоборот, выше всех по росту — и укрыться им от пуль намного сложнее. Вдобавок каждый из героев имел собственный уникальный набор оружия, самым выделяющимся, наверное, стоит признать энергетический шарик на цепочке у робота.

https://twitter.com/dokipanik/status/1105206283022622725?s=20

Сюжет здесь тоже совсем другой. Городская система безопасности взломана неким хакером, из-за чего вся защитная техника в городе обезумела. Разобраться с этим посылают отряд под кодовым названием Hard Corps.

После успешной поимки хакера оперативники выходят на главу террористов Полковника Бахамута, задумавшего государственный переворот. Мало того, что в его распоряжении целая армия, так еще и местный ученый-предатель ставит для него генетические эксперименты с использованием инопланетной клетки. Создания у него получаются жуткие.

В этой части впервые в серии появились сюжетные развилки, на определенных уровнях игрок делает выбор, тем самым решая, куда пойти дальше. Последствия таких решений приведут к одной из 6 концовок.

Hard Corps, как и все предыдущие «Контры», зацензурили в Европе, снова заменив всех роботами. Вдобавок вырезали самую плохую концовку и один из сюжетных поворотов.

https://twitter.com/obscurevgs/status/1272267163877945348?s=20

В 1996 году Contra перешла в 3D. Konami отдала разработку новой игры студии Appaloosa Interactive, которая, к сожалению, не справилась с задачей.

Contra: Legacy of War, выходившая на PS1 и Sega Saturn, сменила перспективу, став боевиком от третьего лица. На выбор также давалось четверо персонажей, различались они только скоростью передвижения и дополнительным оружием. Каждый герой начинал с пулеметом, огнеметом и еще двумя пустыми ячейками. Причем стартовое оружие нельзя заменить, что делало арсенал довольно скудным — всего по две уникальные пушки на персонажа.

Управление в игре вышло очень кривым и неудобным, графика некрасивой, а сложность была сильно завышена. Фанаты остались очень разочарованы, но, несмотря на это, Appaloosa Interactive дали второй шанс.

C: The Contra Adventure первые несколько уровней проходилась с видом сбоку, после снова переходя в третье лицо. Проект получил негативные отзывы от критиков, так как сохранил большую часть проблем Legacy of War.

Смотреть на YouTube

Следующая Contra, с подзаголовком Shattered Soldier, вышла уже для Playstation 2 в 2002 году, а за разработку снова отвечала Konami. Игра использовала трехмерные модели, но игралась от начала до конца с видом сбоку.

По сюжету героя войны Билла Ланса обвиняют в предательстве, и ему необходимо выяснить, что происходит. Разработчики отказались от системы выпадения оружия, теперь герой всегда носит с собой несколько пушек. Игра также имела несколько концовок, для того чтобы получить «истинный» финал, нужно было закончить все уровни с наивысшим рейтингом.

https://twitter.com/RetroGameLovers/status/1073941960237436928?s=20

Shattered Soldier понравилась игрокам за свою сложность, динамичность и интересных боссов. Через два года на прилавки магазинов попала Neo Contra, действие которой разворачивается в 4444 году. Несмотря на такой скачок во времени, старый вояка Билл Райзер пролежал пару тысяч лет в заморозке и все еще в деле. Помогает ему самурай будущего — Гэмбоу Ягу, по прозвищу Ягуар.

Нововведения лишили персонажей возможности прыгать, но дали им рывок и способность крутиться вокруг своей оси, защищающую от пуль. Оружие теперь делится на бьющее только наземные цели или только воздушные. Камерой управлять нельзя, она сама переключается из изометрии в вид сбоку и обратно.

Neo Contra приняли неоднозначно, из минусов в основном отмечали отсутствие прыжка и небольшую продолжительность.

https://www.instagram.com/p/CBR062KH1jl/?utm_source=ig_web_copy_link

Contra 4 и Contra Rebirth, выходившие для Nintendo DS и Wii соответственно, можно считать настоящем переосмыслением классики. Обе игры разрабатывали сторонние студии, им удалось уловить дух и атмосферу старой «Контры», более того, они вернулись к пиксельной графике.

Авторы, разобравшись во франшизе, сумели не только сделать интересный игровой процесс, но и посмеяться над запутанным сюжетом серии, добавив кучу отсылок и шуток. Без нововведений тоже не обошлось, например, в Contra 4 добавили гарпун, позволяющий быстро забираться на верхние платформы.

Смотреть на YouTube

Дальше по хронологии выхода идет Hard Corps: Uprising — предыстория Contra: Hard Corps, где главный злодей, Полковник Бахамут, еще не успел стать таковым и, наоборот, борется против диктаторского режима в компании своих товарищей.

Разработчики Uprising очень интересно подошли к жанру «беги и стреляй», добавив в игру прокачку персонажей и бойца ближнего боя. А также парочку необычных для Contra миссий — спасение заложника и стелс.

Визуально игра выполнена в мультяшной стилистике, с красивыми анимационными сюжетными роликами. 

Смотреть на YouTube

Последняя игра серии, Contra: Rogue Corps, вышла в 2019 году и утонула в негативных отзывах. Konami решила сделать еще одну часть в 3D, используя идеи из предыдущих работ, но, видимо, совершенно забыла про техническую часть.

Rogue Corps невероятно сильно тормозит, управление неудобное, а картинка смотрится серо и уныло. К тому же этому уровни построены попросту скучно, из-за чего совершенно неинтересно играть. После такого провала новых частей Contra в ближайшее время можно не ждать.

Смотреть на YouTube

Читайте также: