Один в поле воин. Как создавался Serious Sam

Один в поле воин. Как создавался Serious Sam
Фото: © Croteam
Серьезное веселье.
  • 20 мая хорватская студия-разработчик Croteam выложила трейлер четвертой части своей культовой игры Serious Sam с объявлением ориентировочного месяца ее выхода. 
  • По этому случаю мы решили вспомнить, как создавалась серия и какой путь прошли авторы.

Croteam основана в 1993 году шестью друзьями из Хорватии, мечтающими делать игры. Как это часто бывает, первым рабочим местом для них стал гараж одного из приятелей.

Дебютным проектом ребята решили создать футбольный симулятор под названием Football Glory. Его выход состоялся уже в 1994 году и имел большой успех среди аудитории. Но настроение команде разработчиков быстро подпортила компания Sensible Software, утверждавшая, что Football Glory — это клон их собственной Sensible Soccer. Будущие авторы Сэма не хотели судебных разбирательств и просто стали распространять игру бесплатно, прекратив всяческую поддержку.

Смотреть на YouTube

Следующая страница истории Croteam — небольшая игрушка Save the Earth, где игрокам нужно уничтожать космический мусор, стараясь не убить астронавтов и не сбить спутники. После нее свет увидела новая версия Football Glory, на этот раз про мини-футбол.

Игры энтузиастов из гаража люди принимали очень тепло, но команде хотелось большего. Они мечтали сделать что-то особенное, что-то уникальное. С этого желания и началось становление Serious Sam.

Первый шаг разработки приключений Сэма Стоуна — создание собственного игрового движка, то есть основы каркаса, на котором будет строиться весь проект. Авторы не могли финансово позволить себе купить уже готовое решение, да и для их целей они банально не подходили.

Фото: © Сroteam

В те годы аркадные боевики, где нужно просто стрелять по врагам, отодвигались на второй план. После выхода первой Half-life все вокруг принялись делать упор на атмосферу и повествование, а Croteam больше смотрели в сторону Doom, Duke Nukem и Quake.

Необходимо было придумать, чем удивлять игроков, раз концепция «Порви их всех» уже избита. Брать решили числом. На тот момент игры подобного жанра не могли похвастаться большим одновременным количеством противников на одном экране, в «Серьезном Сэме» же их число достигает десятков, а то и сотен. Безудержно веселое стрельбище.

Фото: © Croteam

Сюжет у истории Сэма незамысловатый. Землю атакует безжалостная космическая раса во главе с инопланетным лидером по имени Ментал. После долгих и кровопролитных сражений люди уже не видят шансов отбиться, пока ученые не находит древний артефакт, способный отправить в прошлое одного человека. Этим человеком становится наш главный герой — Сэм Стоун. Попав в Древний Египет, он должен добраться до лидера захватчиков и уничтожить его.

Арсенал оружия для достижения цели не подкачал. Тут вам и револьверы, и двухстволка, и автомат, и даже ракетницу подвезли. Карты построены следующим образом: огромные арены с узкими коридорами между ними. Со всех сторон на пользователя нападают орды монстров, и если игра дала вам передышку и наградила пачкой патронов или новой пушкой, то это значит, что следующая волна будет больше и жестче!

Фото: © Croatem

Среди вражеских бойцов особенно запоминаются безголовые камикадзе. Все дело в их крике. Истошный вопль слышен с любого конца карты и с каждой секундой становится только громче. Если отчаянный добежит до вашего персонажа, то взорвется, нанеся солидные повреждения, или вовсе заберет вас вместе с собой. Где-то на половине прохождения начинаешь от них вздрагивать, а после концовки эти крики еще долго не забудутся.

Перед тем как выпустить игру на рынок, Croteam подготовили демо-версию — небольшой отрезок игры, в котором собрали все локации и виды оружия. Она быстро разлетелась по сети, и вскоре пошли первые отзывы.

Как вспоминает один из создателей серии, после загрузки демо в интернет знаменитый сайт с рецензиями Old Man Murray, славящийся тем, что всегда оставлял негативные оценки, впервые похвалил чей-то проект.

Наконец, 21 марта 2001 года на прилавках появилась Serious Sam: The First Encounter. Сыгравшие в нее хвалили приятную стрельбу, отзывчивое управление и местный юмор с общей несерьезной атмосферой.

Недолго думая, уже через год Croteam выводят дополнение — Serious Sam: The Second Encounter. Оно добавляло новые локации — на этот раз герой сражается в Южной Америке и средневековой Европе, — новых боссов и бензопилу «Дружба».

Фото: © Croteam

Чуть позже сторонними разработчиками два эпизода были портированы на консоль Xbox с измененным визуальным стилем. Игра стала мультяшной, а к игровому процессу добавили систему жизней, комбо-очков и автоприцеливание.

Судя по всему, такая графика понравилась Croteam, и Serious Sam II, вышедший в 2005 году, выглядел как мультик студии Pixar. Решение многим фанатам пришлось не по душе, они посчитали, что авторы перегнули с нереалистичностью и несерьезным тоном.

Сюжетно продолжение рассказывает о том, как Сэм посещает разные планеты и собирает на каждой из них детали магического амулета, способного ослабить главного гада Ментала.

Фото: © Croteam

Помимо основной линейки Serious Sam богат на ответвления для разных платформ за авторством разных программистов и геймдизайнеров. Так, для Playstation 2 и GameCube выходила Serious Sam: The Next Encounter, где появился транспорт, а козни строит уже не Ментал, а злая копия главного героя Мини-Сэм.

Смотреть на YouTube

Еще существует эксклюзив для портативной консоли Game Boy Advance, название у него соответствующее — Serious Sam Advance. В силу небольших мощностей приставки игровой процесс ощущается медленным и неинтересным, а управление — кривым и неудобным.

С возросшей популярностью шлемов виртуальной реальности Сэм добрался и до них в отдельной игре Serious Sam VR: The Last Hope.

По вселенной Serious Sam есть и ряд инди-проектов, небольших игр в разных жанрах, созданных независимыми авторами. Среди них есть, например, Serious Sam Double D — 2D сайдскроллер, что, по сути, стрелялка с видом сбоку, или Serious Sam: The Greek Encounter, где протагонист попадает в Древнюю Грецию, а игрок смотрит на всю заварушку как бы сверху.

Фото: © Croteam

Попадаются и более интересные вещи, такие как Serious Sam: The Random Encounter — тактическая RPG без уровней и прокачки умений. Сэм Стоун и его команда исследуют карту на предмет завалявшийся экипировки и оружия, иногда натыкаясь группы монстров.

Герои начинают давать от них деру, и стартует этап боя. Суть в следующем: игрок отдает команды своему отряду использовать какое-либо оружие или применить умение, главное — чтобы чудовища не смогли вас догнать. Сама битва проходит автоматически, как в японских ролевых играх.

Фото: © Croteam

Бывают попросту забавные поделки, в Serious Sam: Kamikaze Attack нужно постараться догнать Сэма, играя за того самого безголового камикадзе.

Создатели оригинальной дилогии вернулись в 2011 году с предысторией первых двух частей — Serious Sam 3 BFE. Недовольство поклонников было услышано, и от мультяшности отказались, но при этом сильно порезали цветовую гамму, из-за чего красочный Египет выглядел слишком серым.

В целом игру приняли достаточно хорошо, а история про антипиратскую защиту с неубиваемым красным скорпионом быстро расползлась по сети. Если «трешка» была скачана с пиратского сайта, то на первом же уровне игрок встречал большого красного скорпиона с пулеметом, которого ничто не берет, и не мог пройти дальше.

Фото: © Croteam

«Серьезный Сэм» по праву заработал свое место в зале славы адреналиновых боевиков. Фанаты с нетерпением ждут возвращения любимого героя. Узнать, оправдаются ли надежды, можно будет уже в августе 2020 года.

Читайте также: