Еще до киберспорта люди соревновались друг с другом в залах аркадных автоматов, стараясь занять первое место в таблице рекордов, или устраивали чемпионаты на домашних консолях.
Помимо онлайн-дисциплин соперничать можно на скорость прохождения одиночной игры, такое принято называть спидраном. «Матч ТВ» решил разобраться в этой теме, и для полноты картины мы пообщались с Александром Karmik Koala Иванушкиным, разбирающим виртуальные «забеги».
Историю спидранов официально принято отсчитывать с появления Doom. Именно в первом Doom появилась возможность записывать игровой процесс и делиться им с другими игроками. Еще разработчики добавили туда таймер, показывающий время, потраченное на завершение каждого уровня, поэтому фанаты принялись активно искать способы улучшить свои результаты. В ход шло все: зубрежка локаций, баги, глюки и так далее. Позже появился отдельный сайт с рейтингом лучших, где небольшое сообщество билось за места в таблице лидеров.
После основательного изучения Doom «бегунам» захотелось большего, и они принялись за другие игры. На сегодняшний день на скорость проходят почти все подряд.
«Секрет популярности спидранов в том, что людей удивляют способы и скорость прохождения. Игроки соревнуются больше не друг с другом, а со временем. Соперничество и позиция придает немного стимула», — рассказал Иванушкин.
Хоть главная цель спидрана — как можно быстрее дойти до конца игры, категорий у нее великое множество, ведь увидеть концовку можно совершенно разными способами. Среди них — полное прохождение со всеми заданиями, прохождение с любым процентом завершенности, прохождение с использованием багов и без них, пройти какой-то конкретный участок игры или совершить определенное действие как можно быстрее и тому подобное.
«Категории создаются модераторами, которых назначает активное спидран-сообщество. Предложенные категории и правила обсуждаются в специальных каналах «дискорда» или на форумах. По сути, дело ограничивается лишь фантазией, но далеко не факт, что придуманную вами категорию добавят в раздел на сайте, иначе он просто превратиться в помойку», — отметил спидранер Karmik Koala.
Выбор проекта для «забега» обусловлен только личными предпочтениями спидраннера. Кто-то из них гонится за горячими темами и останавливается на новинках, чтобы успеть стать первым, другие же отдаются ретро и с жадностью стараются отобрать у конкурента желанные миллисекунды.
Для успешного и красивого прохождения необходимы постоянные тренировки. На поиски обходных путей и отработку тактик могут уходить годы. Нет ничего необычного в том, чтобы потратить 5 лет ради 5 секунд.
Но с тем, что отнимает у человека много нервов и времени, намного быстрее и спокойнее справится машина. Речь идет о системе TAS.
«Как и во время любой тренировки в любой другой дисциплине, ты просто стараешься играть максимально обдуманно. Практикуешься в выполнении того или иного действия, схватке с боссом или выполнении бага, — добавил Иванушкин. — TAS или Tool Assisted Speedrun — это спидран с применением каких-либо программ, то есть играет не человек, а робот. По сути, это идеальный спидран, к которому стоит стремиться».
При помощи необычного подхода к играм спидраннеры собрали вокруг себя большую аудиторию, затаив дыхание наблюдающую, как за пару мгновений завершают то, на что у них уходили месяцы, или что вовсе осталось заброшенным из-за высокой сложности.
Иванушкин отмечает, что в мире есть очень много популярных спидраннеров, но их популярность и медийность несопоставима с уровнем медийности условных «дотеров». Но возможность посмотреть на мастеров в деле есть на спидран-марафонах и специализированных чемпионатах. В Америке ежегодно проходят благотворительные марафоны Awesome Games Done Quick и Summer Games Done Quick, на которых лучшие спидраннеры проходят любимые народом игры от ретро до высокобюджетных новинок.
Смотреть на YouTubeНа марафоне спидраннер старается сделать не только качественное и привлекательное шоу, но и объяснить, что откуда берется. Во время трансляции зрители могут сделать денежное пожертвование, вся накопленная с них сумма в итоге отправится на благотворительность в детские дома, больницы, фонды и так далее. На последнем Awesome Games Done Quick 2020 удалось собрать более трех миллионов долларов.
Также существуют спидран-турниры, такие как лига Global Speedrun Association и Ultimate Decathlon. Призовой фонд такого турнира 1-1,5 тысячи долларов. Два участника одновременно начинают прохождение, и тому, кто закончит быстрее, и достанется победа.
Смотреть на YouTubeРазберем их подробнее на примере Ultimate Decathlon. В начале сезона организаторы объявляют список из 10 игр, которые будут представлены в соревновательной программе, для каждой из них устанавливаются свои собственные правила.
Любой желающий может поучаствовать в открытых квалификациях, прислав судьям запись своего прохождения. Всего таких отборочных в течении года — три. Те, кому не улыбнулась удача, попытают судьбу еще раз в Last Chance Tournament, в итоге восьмерка лучших попадает в гранд-финал. Из 8 участников гранд-финала четверо оказываются в Ultimate Finale, где наконец определяется победитель.
«В спидран-сообществах постоянно появляются новые лица. Новичку всегда стоит начинать разбираться с того, что ему нравится и вдохновляет», — посоветовал Иванушкин.
Качественные скоростные прохождения выглядят очень эффектно. Спидраны достаточно интересная и привлекательная ниша виртуальных соревнований, требующая большой усидчивости и целеустремленности. За хорошим спидраннером всегда приятно наблюдать, а про то, как они находят обходные пути, стоит написать целую книгу.
Читайте также:
- Леклер упустил все победы, Феттель развернулся в дебютной гонке. Как прошел гоночный уик-энд
- Хоккеисты добрались до видеоигр. Ткачук-младший принес победу «Оттаве», «Даллас» одолел «Питтсбург»
- Ожидание / реальность. Как выглядят главные футбольные красавцы в FIFA 20
- «ПСЖ» с Казанским выиграл виртуальную Лигу чемпионов на «Матч ТВ». Как это было
- Чернобыль, панельные дома и памятник Ленину. Подборка игр с постсоветской атмосферой
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.