«В СНГ все держится на энтузиазме». Профессиональный игрок в Mortal Kombat — о популярности файтингов, организации турниров и собственной лиге

«В СНГ все держится на энтузиазме». Профессиональный игрок в Mortal Kombat — о популярности файтингов, организации турниров и собственной лиге
Фото: © NetherRealm Studios
Как влиться в файтинги и захотеть остаться?

Файтинги — довольно закрытая дисциплина с высоким порогом вхождения. Мы решили разузнать о ней поподробнее и пообщались с профессиональным игроком и стримером Johnny In The Dark. Он не зря зовет себя «Джонни в тени», своим настоящим именем в медиапространстве он не пользуется. Зато может рассказать много интересного.

Из интервью вы узнаете:

  • Как из человека, кормящего петухов и уток, превратиться в киберспортсмена
  • Что популярнее в России: Mortal Kombat или Tekken
  • В каком состоянии находится киберспортивная сцена файтингов в СНГ
  • Какие контроллеры удобнее
  • Будут ли появляться в России крупные турниры по файтингам
Mortal Combat 11 / Фото: © NetherRealm Studios 

— Расскажите, как вы начали играть в файтинги?

— Для меня первым файтингом стал Mortal Kombat 9, я прошел сюжет, стараясь сам во всем разобраться, а потом зашел в онлайн, где меня стерли в порошок. Само собой, после такого мое эго было задето и хотелось отыграться. Начал искать в интернете любую информацию о том, как научиться играть, и найдя нужные сайты, открыл для себя целый новый мир. Пришло понимание, что файтинги — очень глубокий жанр соревновательных игр и то, как я играл раньше, это только цветочки. Любой файтинг можно постигать годами.

— А как пришли к стримам?

— Пять лет назад я жил в деревне вместе с бабушкой и мамой, и мне там банально нечем было заняться, кроме забот с живностью вроде петухов и уток. Свободного времени было много, я даже поигрывал немного в «Доту», но она со временем мне надоела.

И тут, спустя три года после запуска на консолях, на ПК вышел Mortal Kombat 9. Со временем я втянулся и решил: почему бы не начать делать по ней ролики?

Смотреть на YouTube

— Файтинги весьма недружелюбны к новичкам, как им лучше всего начать знакомство?

— Это действительно очень сложная ситуация. В других популярных соревновательных играх очень много доступной информации для новичков и способов для поиска команды или партнеров для тренировок. СНГ-сообщество файтингов не такое большое, в нем в основном сидят старожилы, которые уже давно друг друга знают. Если говорить о цифрах, то количество активных игроков, посвятивших себя файтингами, примерно 300-400.

По моему мнению, основа для новичков — это самостоятельное изучение игры. Время от времени у нас все-таки появляются новые лица, показывающие хорошие результаты. Обычно это ребята, начавшие играть в какой-то новый файтинг, и, точно так же как и я, в поисках информации они наткнулись на наши маленькие сообщества и познакомились со старожилами.

— Другого способа у нас пока нет. Все зависит от желания игрока, насколько далеко он готов зайти в изучении файтингов, насколько готов самостоятельно усваивать информацию и находить оппонентов для спарринга.

Файтинги — отдельный большой мир, где можно не только стереть пальцы от заучивания комбинаций, но и хорошо провести время, заведя новых друзей.

— Какие игры этой дисциплины популярны в России?

— В основном людям у нас больше всего нравится Mortal Kombat, потом идет Tekken, Street Fighter V и, как ни странно, Guilty Gear. В СНГ у Guilty Gear довольно большая фан-база, а это далеко не самый простой файтинг. Для обычного зрителя он не особо интересен, но так сложилось, что наши игроки готовы тратить все свое время на тренировки в нишевом проекте. Guilty Gear на фоне других игр жанра стоит особняком, и народ действительно хорошо в нее играет.

Guilty Gear / Фото: © Arc System Works

— Как с этим дела обстоят за рубежом?

— Ситуация более-менее равномерная. Если выходит новая игра, то фанаты сразу начинают в нее играть, тренироваться и участвовать в турнирах.

На Западе и Востоке жанр намного популярнее, там есть целая экосистема для развития файтингов и привлечения новых зрителей. Профессионалы могут спокойно жить за счет участия в соревнованиях. Даже вне про-сцены люди играют намного активнее, а также ходят на турниры и поддерживают организаторов. У нас, к сожалению, пока что нет таких денег и условий, чтобы подобное стало реальностью.

https://twitter.com/EVO/status/1234544732065259527?s=20

— А что у нас с турнирами?

— В нашем регионе все держится на активистах, любой турнир организовывается руками независимых игроков, без спонсоров или крупных организаций — чисто на энтузиазме и мотивации. И это системная проблема: для турниров нужны деньги, а чтобы были деньги, нужен большой интерес. Спонсоры не спешат смотреть в сторону файтингов, так как отбить вложения крайне сложно.

— Вы и сами занимались организацией турниров, расскажите об этом подробнее.

— Организовывать турниры всегда интересно, приходит самая разная аудитория, можно встретить и обычных зрителей, заглянувших посмотреть на своих любимчиков, и профессионалов, явившихся за деньгами и чтобы показать всем, как круто они играют.

Но в то же время организация — еще та головная боль. Очень много вещей, которые надо держать в уме: количество консолей, распределение призового фонда, да и где этот призовой фонд вообще достать, чтобы зрители захотели прийти. Плюс всегда хочется выбить бесплатную проходку для болельщиков.

Кибертурнир / Фото: © Johnny In The Dark / vk.com

— Все становится сложнее, когда начинаешь думать о том, как поставить оборудование и настроить качественный стрим. Почувствовав это на своей шкуре, могу сказать, что те, кто организовывает такие события в нашей стране — большие молодцы! Это действительно стоит огромных трудов.

Из каких-то забавных моментов могу выделить частые споры игроков, любители файтингов довольно эмоциональны. Порой чуть не доходит до реальной драки, но я изо всех сил стараюсь такого не допускать.

— На какой платформе играет больше всего народа?

— Золотой стандарт для турниров во всем мире — Playstation 4. Причины в более высокой стабильности системы и в том, что на нее выходят и поддерживаются многие японские файтинги, ведь как-никак это их консоль. В России еще очень любят ПК — это у нас в крови. Много российских игроков в Mortal Kombat и Tekken используют клавиатуру.

Street Fighter V / Фото: © Capcom

— Велика ли разница между контроллерами?

— Когда начинаешь играть в файтинги, перед тобой стоит выбор: геймпад, клавиатура или аркадный стик. Как по мне, геймпад — самое эргономически удобное устройство. Если вы играете в тот же Mortal Kombat 11, где порог вхождения не так высок, то геймпада будет более чем достаточно. Правда, клавиатура в сравнении с геймпадом более функциональна. Если на геймпаде управление персонажам осуществляется тремя пальцами, то на клавиатуре можно использовать все десять пальцев, что дает более высокую точность движений. Вдобавок на механических клавиатурах кнопки лучше. 

Важно понимать, что выбор контроллера в первую очередь зависит от удобства использования и от игры. В Tekken очень много движений, завязанных на выборе направлений, с этим легче справиться на аркадном стике. Лучше всего попробовать все варианты и уже после этого решить, где рука лучше лежит.

— Есть разница между уровнем игры зарубежных и СНГ-игроков?

— К сожалению, их уровень для нас пока недостижим. У нас недостает той самой экосистемы, которая мотивировала бы игроков. В России мало кто может позволить себе тратить все свое свободное время на подобное увлечение. За границей совершенно другие масштабы, аудитория файтингов больше как минимум в двадцать раз, и играют там в совершенно разные проекты. Турниров тоже намного больше, организовываются они с поддержкой спонсоров, а про-игроки — настоящие звезды. Люди ходят на соревнования и хотят стать такими же, как их любимцы.

Когда в нашей стране начнет развиваться турнирная тема и файтинги станут более популярными, разрыв в уровне игры начнет сокращаться.

— У вас была собственная лига Inthedark.pro. Как пришла идея ее создания?

— Я начинал работать над ней два-три года назад. Идея была в том, чтобы каждый день мотивировать игроков становиться лучше. В лиге играло около 100-200 игроков, и была система очков, вносимая в общую таблицу рейтинга. Возможно, это не так много, но лига приносила свои результаты.

Сейчас из-за неактуальности мне пришлось ее закрыть, бум на MK11 прошел. Но как только появится новый интересный файтинг, я обязательно лигу восстановлю.

Лига Inthedark.pro / Фото: © Johnny In The Dark / vk.com

— Вы активно играете и стримите Mortal Kombat 11, на старте к нему было много жалоб, какое состояние у игры на данный момент?

— Разработчики потихоньку дорабатывают игру, стараясь исправить свои ошибки. Но на ПК игра стала еще хуже, она и на выходе была сырой, потом вроде как ее поправили, но с последним дополнением снова многое поломали.

Интерес к игре пока что остается нормальным, недавно проводили турнир на 100 тысяч долларов, и вышли новые бойцы — Спаун и Джокер. Приток свежих людей увеличился, но авторам нужно как можно скорее выпускать обновление, чтобы народ оставался играть.

— Вам нравится что-нибудь из традиционных видов спорта?

— Единственный спорт, которым я занимался, это киберспорт. Рад, что наше правительство его признало и узаконило. Как зритель смотрю UFC и футбол, но не назову себя ярым фанатом, стараюсь не пропускать матчи, которые у всех на слуху, чтобы быть в теме.

Киберспорт мне все же ближе, помимо турниров по файтингам смотрю «Доту» и «КС».

— На «Кубке России» в Нижнем Новгороде должен был пройти турнир по Tekken 7, как вам такая инициатива?

— Среди наших ходит много разговоров. Мы рады, что после того как ФКС решило дать неплохой призовой фонд на Tekken 7, люди наконец то начали играть и тренироваться.

Но также есть и критика в адрес организаторов. Как я слышал, там не все гладко в плане проведения и формата самого турнира. Мне кажется, для развития в правильном направлении организаторы и люди из сообщества должны больше общаться друг с другом, делиться информацией и находить компромиссы с учетом взглядов всех сторон.

Mortal Kombat / Фото: © NetherRealm Studios

— По всему миру бушует пандемия короновируса, она как-то повлияла на ваши стримы и тренировки?

— Нет, все осталось по-прежнему, в этом плюс удаленной работы. Но у меня много знакомых, столкнувшихся с проблемами из-за эпидемии. Пока люди сидят по домам, буду больше стримить и стараться играть как можно лучше.

— После того как все это закончится, стоит ли ждать от вас оффлайн турниров или же вашего личного участия где-либо?

— Если делать турниры и развивать файтинги, то необходимо делать это на постоянной основе, системно. Я пока что не могу найти решения проблемы, банально нет спонсоров для того, чтобы они могли заинтересовать игроков.

Думаю, я все-таки перейду на формат редких, но крупных соревнований. Да, это не решит проблему, но другого выхода не вижу. Как раз недавно я проводил турнир «Стрим Хата Джонни», его смотрело четыре тысячи человек, и удалось собрать призовой фонд в размере более двух тысяч евро.

По поводу оффлайна — пока не ясно, когда закончится пандемия и люди начнут выходить на улицу, возвращаясь к нормальной жизни. Если все сложится, то я всегда буду за повторение предыдущего опыта.

Читайте также: