Расчехляйте джойстики: файтинги теперь тоже киберспорт

Расчехляйте джойстики: файтинги теперь тоже киберспорт
Фото: © Valve Corporation
Рассказываем про новую дисциплину, которую официально признали в России.

На прошлой неделе случилось то, чего так ждали тысячи геймеров по всей стране: файтинги (проще говоря, драки) официально признали киберспортивной дисциплиной в России.

В масштабах игровой индустрии это решение вряд ли что-то изменит: в файтинги активно играют еще с конца прошлого века. Именно благодаря этому жанру в Америке начали появляться первые игровые зоны с автоматами — прообраз современных компьютерных клубов.

Однако в киберспорте огромный потенциал виртуальных драк не был раскрыт до сих пор. Самое время рассказать, почему один из самых ярких и динамичных видов так долго ждал своего шанса.

Фото: © Nintendo

Быстрый ум и ловкие пальцы

Киберспортивные дисциплины часто сравнивают с традиционными видами: высокая сложность Dota 2 вызывает ассоциации с шахматами, а стремительные розыгрыши из Counter-Strike чем-то напоминают баскетбол и волейбол.

Если задуматься, то ближайшим аналогом файтингов по масштабам, как ни странно, будет не бокс или фехтование, а большой теннис: ни в одном другом виде спорта противостояние двух игроков не выглядит так же напряженно и ярко. Инициатива постоянно переходит от одного спортсмена к другому, а победу одерживает тот, кто умеет не только хорошо бить, но и терпеть удары оппонента.

Скриншот мобильной игры Tennis Fight

Многие казуальные игроки считают, что в компьютерных драках можно победить, нажимая все кнопки подряд. Подобные стереотипы давно пора оставить в прошлом. В любом файтинге киберспортсмену приходится не только демонстрировать реакцию, но и моментально оценивать ситуацию. Ежесекундно файтер обязан учитывать возможности своего персонажа, персонажа соперника, где он находится, как до него добраться, доступные приемы и последствия от их применения. Малейшее замешательство может привести к поражению. Так что за ударами и комбинациями скрываются не только отточенные навыки, но и глубокий анализ оппонента. Другими словами, файтинги в чем-то даже сложнее многих виртуальных дисциплин: но по этой же причине большинство геймеров просто не готовы связать свою жизнь с этим жанром.

Если для самих игроков профессиональный порог вхождения в соревновательные файтинги очень высок, то для зрителей это одна из самых удобных и приятных дисциплин для просмотра. В игре, как правило, присутствуют два противника, которые лупят друг друга, пока у одного из них не закончится здоровье — в этом легко разберутся даже те, кто никогда не увлекался компьютерными играми.

Смотреть на YouTube

Да и визуально файтинги выглядят гораздо привлекательней тех же MOBA-игр: четкие анимации, яркие цвета, сочные спецэффекты. Казалось бы, этот жанр был просто обречен стать киберспортом. Однако в дело, как всегда, вмешались неспортивные факторы.

Цензура, метание краба и равнодушие разработчиков

В современных реалиях на популярность файтингов сильно влияет цензура. Далеко не все представители жанра могут получить официальный статус в киберспорте. Одним из запрещенных элементов, конечно же, является откровенное насилие. Исключений не делают даже для такой знаменитой серии, как Mortal Kombat.

Смотреть на YouTube

Чтобы понять, насколько существенна потеря подобных игр для дисциплины, представьте, что на следующей зимней Олимпиаде не будет хоккея или биатлона. В любом случае, поспорить с таким решением трудно: кровь, убийства и жестокость — вещи, которые со спортом несовместимы.

Достается файтингам и за излишнюю откровенность. Так, создателей известной азиатской серии Dead Or Alive неоднократно обвиняли в сексизме из-за внешнего вида бойцов в игре. По мнению многих пользователей, женские персонажи в игре выглядят вызывающе.

https://twitter.com/23RL23/status/1116559344785444865

Градус недоброжелательности по отношению к Dead Or Alive только возрос после февральского скандала на турнире в Японии. На демонстрации игры присутствовали девушки в откровенных нарядах, которые не стеснялись показывать физическую модель игры на собственном примере.

После такого организаторы даже хотели исключить игру из числа дисциплин, но передумали из-за массового протеста зрителей.

К сожалению, на ивентах, связанных с файтингами, бывают проблемы не только этического характера. Так, на недавнем чемпионате по Super Smash Bros в игрока Team Liquid Хуана HungryBox Дебиедму бросили мертвого краба.

Смотреть на YouTube

Нарушителя спокойствия нашли довольно быстро, но позже HungryBox признался, что это далеко не первый подобный случай.

«Как-то раз я был в супермаркете, и один парень окликнул меня: «Эй, HungryBox!». Я подумал, что это мой фанат, и приблизился к нему, чтобы дать автограф или сфотографироваться. Но тот начал оскорблять меня и мою семью, после чего просто выбежал из магазина. Кажется, я знаю, в чем причина подобного поведения. Я очень часто играю на довольно слабых персонажах, но выигрываю. А многие зрители думают, что я таким образом показываю свое неуважение к другим игрокам. Это же полный бред», — рассказывал игрок на своей трансляции в Twitch.

Подобные проявления токсичности в файтинговом сообществе встречаются нередко, и это явный показатель незрелости киберспортивной сцены. Однако ее становление просто невозможно без активной поддержки разработчиков по всему миру. На сегодняшний день подавляющее большинство турниров проводится в США, хотя самыми сильными файтерами считаются игроки из Японии и Кореи. При этом значительный интерес к дисциплине есть в России, Германии и Франции. Однако игрокам из этих стран очень тяжело заручиться спонсорской поддержкой в своих регионах, и они до сих пор вынуждены выступать на полупрофессиональных турнирах со скромным призовым фондом. Если новый статус файтингов привлечет внимание разработчиков и новых спонсоров, то и со зрителями на турнирах проблем точно не будет: игры, представленные в дисциплине, способны затянуть любого.      

Дерутся все: Супермен, Марио и даже панда

Почти каждая игровая серия в жанре отличается захватывающим сюжетом и уникальными механиками, но до официальных киберспортивных соревнований добрались только лучшие из лучших.

Tekken 7

Смотреть на YouTube

Девятая игра в знаменитой японской серии вышла еще в 2015 году, но до сих пор является образцом для подражания. В распоряжении большинства персонажей игры около сотни ударов. Если некоторые из них можно выучить интуитивно, то для других нужно будет ловить правильный момент или жать почти десять кнопок за раз. Для освоения такой игры, как Tekken, нужны не только крепкие нервы, но и мускулистые пальцы.

С другой стороны, такое многообразие приемов позволяет не делить персонажей на сильных и слабых, и это делает игру гораздо привлекательней для рядового зрителя. Эту особенность Tekken 7 на собственном примере доказал игрок Rangchu. В финальной стадии чемпионата мира корейский спортсмен взял бойца, которого никто и никогда не воспринимал всерьез. Это была Панда, и она принесла Rangchu победу.

https://twitter.com/TekkenGamercom/status/1069350225951825922 

Street Fighter V

Смотреть на YouTube

В начале 90-х дети по всему миру рубились в Street Fighter на игровых автоматах и первых приставках. После 20 с лишним лет ничего не изменилось: файтинг от Capcom все так же популярен и все так же хорош. В руках опытного игрока каждый из 34 персонажей файтинга превращается в оружие массового поражения.

Чтобы сделать Street Fighter более зрелищным с точки зрения киберспорта, разработчики добавили в игру несколько шкал, которые заполняются при атаке и обороне. Энергию из этих шкал можно тратить на специальные приемы, которые могут легко перевернуть ход любого поединка. Смысл прост: отсидеться в углу арены, выжидая ошибки соперника, в Street Fighter не получится. Этот файтинг поощряет напористых, смелых и порой даже безрассудных.

Injustice 2

Смотреть на YouTube

Продолжение суровой саги о битвах супергероев из вселенной DC. В какой еще игре можно закинуть Бэтмена на Луну, пробежаться Флешем через всю планету или отлупить Супермена хрупкой Харли Квинн? В этой части разработчики из NetherRealms особенно потрудились над DLC (дополнениями): помимо классических «дисишных» героев можно будет поиграть за Черепашек-ниндзя, Хеллбоя и даже Райдена с Сабзиро.

Хоть Injustice во многом и повторяет идеи последних частей Mortal Kombat, новые механики в игре были позаимствованы из ролевых игр. Так, после сражений игроку выпадают элементы костюмов, усиливающие определенные навыки бойцов. Кроме того, у персонажей появились черты характера, которые могут уникальным образом дополнять особенности вашего игрового стиля.

Super Smash Bros

Смотреть на YouTube

Мультяшные потасовки в Super Smash Bros замечательны уже тем, что в отличие от большинства файтингов в них можно играть большой и веселой компанией до восьми человек. Для киберспорта подобная опция тоже только в плюс — командные турниры всегда не менее интересны зрителям, чем соло-ивенты.

Другой сильной стороной Super Smash Bros стал фансервис: файтинг объединяет самых ярких героев из игр на Nintendo и персонажей других знаменитых франшиз. Устроить дуэль между Марио и Пакманом или же поставить в пару Соника и Байонетту — кто вообще сказал, что бойцы должны быть из одной весовой категории?

Guilty Gear Xrd Rev 2

Смотреть на YouTube

Одна из самых стильных, сложных и необычных игр про выяснение отношений на кулаках. В большинстве файтингов основу всех приемов составляют стандартные удары руками и ногами: игроку так проще привыкнуть к механикам. А в Guilty Gear даже обычное нажатие кнопок дает уникальный результат для каждого из персонажей.

Возможно, именно по этой причине разработчики добавили в игру отдельный режим обучения для всех бойцов. Освоение любого персонажа в игре можно сравнить с просмотром детективного сериала: каждый раз вы узнаете все больше, но правда будет ускользать от вас в самый последний момент. Это затягивает и заставляет вновь и вновь брать джойстик в руки.  

Что будет с файтингами в России?

Главные этапы развития дисциплины в России связаны прежде всего с ресурсом fighting.ru. При его непосредственном участии был проведен первый всероссийский чемпионат Moscow Fighting Arena в 2004 году, который впоследствии стал собирать по несколько сотен участников и получил статус ежегодного.

Победители этого турнира представляют нашу страну на престижных чемпионатах по Tekken, Street Fighter, Mortal Kombat, Smash Bros и Injustice.

Помимо московского ивента к крупным турнирам можно отнести и Ekaterinburg Fighting Arena. В остальном файтинговая сцена представлена скромными локальными турнирами, в которых все держится лишь на энтузиазме организаторов. Даже в таких условиях в России появляются талантливые игроки, но без поддержки организаций многие из них даже не могут попасть на соревнования.

Так, на один из самых главных в дисциплине турниров под названием EVO не приехал Дмитрий Dock Колесов, уничтоживший соперников на MFA по Mortal Kombat. Игроку не дали визу без объяснения причины и отказались возвращать деньги за билеты. Вступиться за файтера без организации было некому, и в итоге Dock принял эмоциональное решение приостановить карьеру. Похожая ситуация недавно произошла с нашей командой по Super Smash Bros, которым придется пропустить европейский турнир из-за визовых проблем.

Остается надеяться, что темные времена для нашего файтинг-сообщества остались в прошлом. Официальный статус дисциплины должен помочь российским киберспортсменам почувствовать почву под ногами. Даже несколько турниров, проведенных при участии российской федерации киберспорта, обязательно привлекут к файтингам спонсорское и, что более важно, зрительское внимание. Главное, запастись терпением, держать удар и не выпускать джойстик из рук раньше времени.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.