Игрока Team Empire подозревали в использовании читов. Кто прав и зачем вообще жульничают в киберспорте?

Игрока Team Empire подозревали в использовании читов. Кто прав и зачем вообще жульничают в киберспорте?
Dota2 / Фото: © Valve Corporatione
Разбираем главный скандал уходящей недели в Dota 2.

Второй командой (после Virtus.pro) из нашего региона, которая поедет в мае на парижский мейджор, стал молодой и амбициозный состав Team Empire. Однако далеко не всем показалось, что победа «имперцев» была достигнута честно.

В чем обвиняют игрока Empire?

Прямо во время трансляции квалификаций комментатор RuHub Никита 4ce Котков заметил, что мидер Empire Константин Kodos Когай слишком быстро перекладывает предметы в инвентаре.

Хоть 4ce и призвал в конце матча не обращать внимание на его высказывание, через несколько дней во всем регионе разразился большой скандал. Главными его инициаторами стали бывший профессиональный игрок и аналитик Владимир PGG Аносов, а также главная медиаперсона «доты» в СНГ Виталий V1lat Волочай. PGG выложил в своем Twitter видео, где, как ему показалось, действия «Кодоса» выглядят подозрительно, а «Вилат» якобы переслал его 10 знакомым про-игрокам, имена которых он так до сих пор и не озвучил.

По мнению собеседника PGG, игрок Empire использовал читы — специальные программы, позволяющее получать преимущество над игроками обманным путем. После этого главные матчи с участием «Кодоса» на квалификациях стали разбирать пристальней, чем футбольные судьи повторы в VAR.

Кроме того, некоторые посчитали, что игрок в решающем матче против Natus Vincere применял еще и скрипты. Именно так в Dota 2 называют специальные настройки для моментального использования клавиш, и на профессиональной сцене они строго запрещены.

Стоит отметить, что и администраторы турнира, и соперники Team Empire во время матчей ничего противоправного в действиях «Кодоса» не заметили.

Киберспортсмены против лидеров мнений

На недвусмысленные намеки со стороны «Вилата» и его коллег, конечно же, отреагировал менеджер Team Empire Дмитрий «Korb3n» Белов.

— Он играл с буткемпа, в его монитор периодически все смотрели: игроки, оператор, я, даже «Стренджер». Невозможно использовать софт, когда тебе в монитор все заглядывают. Посмотрите предыдущие игры и как он стопит, все ровно то же самое. Я открыл первую игру против VP, и он там выиграл стоп у самого Миненко, при этом он так же быстро и под себя кликал.
Все, что происходит, похоже на травлю. Как можно тиражировать видео и специально его обрезать на словах «Он читер», при этом не показать, что у Идана такая же полоска у курсора? Зачем писать про 10 профессиональных игроков и при этом не дать ни одного ника? Мы, как команда, полностью верим Косте и поддерживаем его, — написал Белов в своей группе в ВК.

Если не вдаваться в вопросы механики Dota 2 и оставить в стороне экспрессивность менеджера команды, то Korb3n прав как минимум в одном. В серии с Virtus.pro (которую «имперцы» проиграли) Kodos совершал все те же действия, но к этим матчам у аналитиков вопросов не возникло. А у правосудия и предвзятого отношения, как известно, ничего общего быть не может.

Сначала перед игроком публично извинился 4ce, лично пересмотревший записи игр. А потом в дело вступил еще один сотрудник студии RuHub Ярослав NS Кузнецов, который знает о читах не понаслышке — год назад он даже записывал познавательное видео на эту тему.

Чтобы развеять сомнения по поводу скандала с Empire, Ярослав подготовил новый материал, в котором он лаконично доказал невиновность игрока. А еще — продемонстрировал на практике, как все действия «Кодоса» может повторить каждый.

Смотреть на YouTube

Что грозит игроку, использующему читы?

Valve (разработчик Dota 2 и CS: GO), как и многие другие крупные компании, придерживается строгой политики в отношении обманщиков. За договорные матчи игроков ждут длительные дисквалификации, а команды — внушительные денежные штрафы.

Однако существование читов и скриптов в той же Dota 2 до недавнего времени просто игнорировалось, поскольку на профессиональной сцене их никто и не использовал. Год назад на помощь Valve пришли NS, снявший резонансное видео, и аналитическая компания GOSU.AI, создавшая под патронажем Илона Маска тот самый искусственный интеллект, игравший против профессионалов на последнем The International.

https://twitter.com/DOTA2/status/1009485919693357056

По данным исследователей, в каждой десятой игре в Dota 2 встречается хотя бы один читер, а больше всего игроки жульничают на высоких рангах. С этой статистикой Valve выдала первую волну банов прошлым летом — большинство игровых профилей с читами были дисквалифицированы на целых 10 лет.

Нечестно играют не только в Dota 2

Как можно догадаться, в других дисциплинах отношение к обманщикам не менее жесткое. Иногда профессионал может получить дисквалификацию, даже если он жульничает вне турнира.

Так произошло в 2014 году с игроком в CS: GO под ником KQLY, выступавшим тогда за известную сингапурскую организацию Titan. За неделю бессовестного использования aim (автоприцеливание) в обычных матчах киберспортсмен был навсегда исключен из команды. Хоть KQLY и не был большой фигурой на сцене, именно его бан стал тревожным сигналом для других организаций и киберспортсменов: в CS: GO есть читеры, и с ними нужно бороться.

В погоне за правосудием разработчики могут зайти очень далеко: например, прямо на трансляцию к известному игроку. Сотрудникам Blizzard сообщили, что KiD X, популярный игрок в Overwatch, использует запрещенные программы. Реакция была незамедлительной — игрока забанили пожизненно прямо во время стрима. Правда, сам KiD X до сих пор утверждает, что его дисквалификация была несправедливой: он просто транслировал матч другого игрока, использовавшего читы.

Смотреть на YouTube

Либо это объяснение показалось для Blizzard странным и неубедительным, либо в компании настолько не любят обманщиков, что банят даже трансляции с ними. Так или иначе дисквалификацию, которую получил KiD X, никто отменять не собирается.

А самыми нелепыми читерами за всю историю виртуального спорта можно назвать игроков корейской команды Azubu Frost, выступавших на чемпионате мира по League of Legends в 2012 году. Тогда Riot Games еще не имела большого опыта в организации турниров и умудрилась разместить команды так, что каждая из них могла видеть большой экран, предназначенный для зрителей. Игроки Azubu Frost не смогли удержаться от соблазна и весь матч поглядывали на сцену, чтобы узнать, где находятся их враги из Team SoloMid.

Смотреть на YouTube

Организаторы признали, что часть вины, безусловно, лежит на них самих и позволили командам переиграть матч, выписав Azubu Frost штраф в 30 тысяч долларов за неподобающее поведение.

Как защитить игроков и спасти соревнования

Опыт большого спорта показал, что обманщиков не пугают даже огромные денежные штрафы и многолетние дисквалификации. Чтобы хоть как-то упредить нарушения, спортивные федерации регулярно проводят допинг-тесты, тщательно проверяют экипировку и поднимают личные данные игроков. В каком-то смысле в том же футболе или биатлоне подобные процедуры уже стали чем-то привычным и не вызывают никаких вопросов.

Однако в киберспорте такие меры могут навредить соревновательному духу, а иногда — и сорвать турнир. Так, в прошлом сезоне Valve лишила престижного статуса мейджора ивент Galaxy Battles из-за того, что игроки должны были проходить тест на наркотики и запрещенные препараты.

«Мы решили снять статус мейджора, в том числе и право начислять очки в рейтинг Dota Pro Circuit, основываясь на информации о новых законах для киберспортсменов, въезжающих на Филиппины. Мы считаем необоснованным вторжение в личную жизнь игроков как необходимое условие при въезде в страну», — говорилось в заявлении Valve.

Турнир в итоге все же состоялся, но уровень команд и качество игры на нем были в несколько раз ниже, чем ожидалось.

Еще один не самый приятный инцидент произошел на главном турнире по Rainbow Six Siege — и снова с Team Empire. В плей-офф наша команда стала единственной, которую проверяли на использование читов после матча. Хоть опасения организаторов и оказались напрасными, подобные ситуации явно не красят турнир такого высокого уровня. Тем не менее даже этот эпизод не выбил «имперцев» из колеи: наши ребята прекрасно выступили на чемпионате и завоевали серебро. Если вы хотите знать, через что еще пришлось пройти Empire на пути к триумфу, смотрите интервью с лидером команды Данилом Joystick Габовым в девятом выпуске «Кибератлетики».

Хоть Kodos из «дотерского» состава Team Empire и сохранил свое честное имя, подобные ситуации говорят лишь о незрелости игрового сообщества в СНГ. И виноваты в этом, конечно, не только V1lat или PGG.

https://twitter.com/ArsZeeqq/status/1113181444183126019 

Чтобы избежать несправедливого отношения к игрокам и при этом не допустить жульничества на профессиональных турнирах, киберспортивные организации в каждой дисциплине просто обязаны разработать общий свод правил поведения. Не только киберспортсмены, но и рядовые игроки должно четко понимать, какие процедуры им нужно пройти и как их могут наказать за использование запрещенных программ и оборудования. В таком случае у сообщества просто не будет поводов подозревать друг друга в обмане или нечестной игре.