Формула-1

«Нас дискриминируют и отстраняют от спорта из-за того, что мы — русские». Глава «Росгонок» о том, как «Формула-1» ушла из России

Алексей Титов объяснил, почему автодрому в Сочи не придется простаивать без зарубежных чемпионатов.

История проведения «королевских гонок» в нашей стране завершилась 3 марта беспрецедентным расторжением многолетнего контракта Гран-при России. Как уверяет Алексей Титов, генеральный директор промоутера российского этапа АНО «Росгонки», решение было принято «Формулой-1» спонтанно и в одностороннем порядке без обсуждения с нашей стороной. Тем не менее уход международных соревнований из России совсем не значит, что отечественные автодромы ждет упадок. 

Подробнее о событиях последних дней и сложном, но все же небезнадежном будущем Титов рассказал в интервью «Матч ТВ».

«Формула-1» должна вернуть средства безотносительно того, нравится им это или нет»

— Начнем с возможно наиболее актуальной и болезненной темы возврата билетов. Мы видели, что «Росгонки» до последнего старались спасти этап, но сейчас о приезде «Формулы-1» в Россию не может быть речи. Процесс возврата денег болельщикам уже идет?

— К сожалению, ситуация действительно менялась довольно стремительно, причем в одностороннем порядке. Началось все с разговоров о прерывании (контракта) по форс-мажорам. В договоре было изначально оговорено, что он может быть прерван, но не перестанет действовать и не будет расторгнут.

Хочу успокоить всех фанатов и заверить, что никаких проблем с возвратами не будет. Мы возвращаем в штатном режиме все суммы за все билеты. Функция доступна на нашем сайте, либо можно непосредственно зайти в почту, открыть свой электронный билет и следовать процедуре. Никаких дополнительных сложных действий мы точно требовать не будем. Все билеты вернем — никаких временных рамок, никаких ограничений по суммам. Все возвраты будут оформлены должным образом.

— Об отмене этапа и разрыве контракта узнавали из СМИ или общение с «Формулой-1» все же проходило в деловом ключе?

— Сложно назвать происходящее «общением в деловом ключе». Конечно, мы давно сотрудничаем с FIA и «Формулой-1», поэтому все же обсуждали текущую ситуацию и как из нее выходить, чтобы сразу не создавать кризисных моментов. Непосредственно о расторжении нас уведомили не сказать что сильно заранее. Условно говоря, за 10 часов до публикации новости. При этом уведомили в одностороннем порядке — наша позиция абсолютно не принималась и никто ее не слушал. На тот момент отстаивать ее в СМИ было просто бессмысленно. Гораздо важнее для нас сохранить накопленный опыт работы с международными мероприятиями для развития автоспорта на территории Российской Федерации.

Алексей Титов / Фото: © РИА Новости / Нина Зотина

— Можно узнать подробнее о процессе расторжения договора? Учитывая, что он был рассчитан до 2025 года, «Формуле-1», видимо, пришлось платить неустойку.

— Подробности я пока озвучить не могу, потому что у нас еще продолжается разбирательство и оглашать детали сейчас будет не совсем правильно. Скажу только, что изначально договоренность была о том, что мы прерываем действие договора по форс-мажорным обстоятельствам. Но потом все это переросло в расторжение в одностороннем порядке. Они посчитали, что есть риск дефолта и невыполнения обязательств с нашей стороны. Это была одна из причин, по которой расторгли договор.

В любом случае все дальнейшие юридические шаги требуют дополнительного анализа. Это непростая работа, но мы будем ее вести. Сейчас говорить о каких-то промежуточных результатах совершенно точно нет смысла. Мы будем работать над тем, чтобы поставить точку в этом деле правильно, так как в нашем понимании она сейчас стоит не совсем корректно. Мы будем говорить о возврате средств, потому что взнос за проведение Гран-при в этом году был частично уплачен и «Формула-1» должна его вернуть безотносительно того, нравится им это или нет.

— Уже можно приблизительно оценить убытки из-за отмены Гран-при и понять нужна ли «Росгонкам» дополнительная господдержка для продолжения деятельности?

— Сейчас назвать точную цифру невозможно. Конкретно в текущий момент мы ни в какой дополнительной финансовой поддержке не нуждаемся. Активная фаза подготовки к гонке («Формулы-1») начинается в апреле. Под словом «активная» я имею в виду непосредственное заключение всех важных контрактов с контрагентами для ведения подготовительных работ. По состоянию на сегодня мы по текущему году никаких серьезных финансовых потерь из-за отмены гонки не понесли, потому что у нас еще не были заключены ключевые договоры. Мы как раз общаемся с нашими партнерами в России, чтобы нивелировать отрицательные последствия в первую очередь для них.

«Автодром в Сочи остается в собственности «Росгонок», и мы будем продолжать его развивать»

— На фоне санкций рассматривается вариант с передачей активов «Росгонок» сторонней общественной организации, как в случае с футбольным «Динамо»?

— Как актив мы уже почти являемся частью общественной организации — автономной некоммерческой организации «Росгонки». Один из моментов, который предстоит оценить, это стоит ли выводить из состава наших учредителей банк «ВТБ», так как теперь он попал под более жесткие санкции. 

Но никаких планов передавать от АНО «Росгонки» актив «Сочи Автодрому» сейчас нет. Автодром у нас в собственности, и мы будем продолжать его развивать, потому что стратегия была утверждена наблюдательным советом, в который входят представители коммерческих спонсоров, правительства РФ и минспорта. Эта стратегия касается не только «Формулы-1» и других международных мероприятий, но в том числе и развития национального автоспорта, что мы достаточно успешно реализовывали. Мы существенно нарастили количество мероприятий регионального и федерального уровня на «Сочи Автодроме» и продолжим работать, как раньше.

— Соответственно, прошлогодние слухи о частичной застройке «Сочи Автодрома» и переноса всех гонок на «Игору Драйв» можно считать безосновательными?

— Да, все это останется на уровне слухов. У нас никаких вводных ни от правительства, ни от минспорта, что нужно разбирать автодром, не поступает, и никогда такое всерьез не обсуждалось. Перед нами, наоборот, стоит задача по развитию этого объекта и его максимальной загрузке различными мероприятиями. Более того, уход «Формулы-1» немного развязывает нам руки. Те ограничения, какие у нас вызывала «Ф-1», теперь сняты, и мы можем по-другому подойти к использованию не только самого дорожного полотна, но и объекта в целом, где есть большое количество площадей, которым можно найти новое коммерческое применение.

— Коммерческое применение, связанное с автоспортом?

— И автоспортом, и киберспортом, и другими отраслями.

— В связи с уходом с трассы международного автоспорта планируется расширить количество трек-дней и в целом пересмотреть программу для посетителей?

— Конечно, потому что освобождается определенное количество дней в календаре, особенно часть августа и весь сентябрь, когда автодром переставал работать с коммерческой точки зрения из-за активной фазы подготовки к «Формуле-1». Исторически сложилось, что осенние даты были самыми интересными из-за большей доступности отелей и начала «бархатного сезона».

— Какие внутрироссийские соревнования стоит ждать в нынешнем году на «Сочи Автодроме»?

— Через выходные, 19–20 марта, у нас будет финальный этап Sochi Drift Challenge — достаточно яркого регионального мероприятия по дрифту, — и вдвойне приятно, что оно пройдет со зрителями. В обязательном порядке в этом сезоне будет РДС (Российская дрифт серия. — «Матч ТВ»). Мы также вернемся к переговорам с РСКГ (Российская серия кольцевых гонок. — «Матч ТВ») с учетом того, что для них высвобождаются интересные даты. Уверен, ни нам, ни фанатам автоспорта скучать точно не придется.

Андрей Астапов на соревнованиях по дрифту финального этапа 10-го юбилейного сезона Российской дрифт серии Гран-при в Сочи / Фото: © РИА Новости / Артур Лебедев

— Вариант с проведением совместных соревнований со странами азиатского региона и БРИКС не рассматривали? В других видах спорта подобные идеи сейчас звучат все чаще.

— Пока как организатор и собственник объекта мы такие разговоры не ведем. Возможно, история как-то присутствует на уровне Российской автомобильной федерации. Как говорится, будем держать руку на пульсе. К любым мероприятиям национального и международного уровня мы готовы, причем в максимально сжатые сроки. Мы очень хорошо это продемонстрировали, когда в прошлом году к нам обратились организаторы WTCR (мировой чемпионат по туринговым гонкам. — «Матч ТВ»), чтобы экстренно провести этап в России из-за пандемии и отмены гонок в Азии. Тогда в очень сжатые сроки мы помогли им организовать довольно зрелищное событие в Сочи.

— Что касается непосредственной организации гонок, была ли зависимость от иностранного участия? Речь, например, о менеджменте и других специалистах, без которых невозможно проводить подобные мероприятия.

— Как правило, международные серии самодостаточны и сами привозят тех специалистов, которые им нужны. В обязанности национальных организаторов это не входит. Для того чтобы организовать всю спортивную составляющую, необходимо тесно взаимодействовать с Российской автомобильной федерацией. У нас такое взаимодействие есть — для нас они делают все «под ключ» в плане работы с маршалами, судейской коллегией и секретариатом гонки. Подобные вопросы давно проработаны, и никаких сложностей я здесь не вижу.

«Причин закрывать «Сочи Автодром» или «Игору Драйв» нет»

— Что ждет главного конкурента Сочи — совсем новую «Игору Драйв»? Перестройку питерской трассы под «Ф-1» планируют довести до конца?

— Думаю, все вопросы по поводу развития «Игоры Драйв» правильнее задавать менеджменту трассы. «Росгонки» к этому не имеют отношения, а только прорабатывали схему аренды автодрома для проведения «Формулы-1». Совершенно точно знаю, что у них были свои планы по всероссийскому и региональному развитию. Уверен на сто процентов, они не станут отказываться от этих проектов. Что касается стройки, то начатые работы будут завершены, а те объекты, которые делали под «Ф-1», коллеги просто пересмотрят и, скорее всего, оптимизируют.

— Вижу по нашему разговору, что трассы в России никто «консервировать» не собирается.

— Так а зачем их консервировать? Консервируют объекты, которые не используются и не востребованы. Повторюсь, мы систематически развиваем «Сочи Автодром» с 2018 года и для этого у нас есть отдельная стратегия по национальным мероприятиям. Безусловно, сейчас мы будем актуализировать эту программу, потому что многое уже достигли и должны смотреть шире обычных автоспортивных событий. Но площадка остается востребованной, она очень крепко встроена в гоночную инфраструктуру страны.

Спортсменки во время финала Кубка России по триатлону в Сочи / Фото: © РИА Новости / Михаил Мокрушин

— Про «Игору Драйв» можно сказать ровно то же самое. Детали, опять же, будет корректнее уточнить у ее руководства, но, насколько могу судить, это очень востребованный на территории России и, главное, гибкий комплекс, включающий сразу несколько разных трасс. Я не вижу причин, по которым кто-то должен закрывать «Сочи Автодром» и тем более «Игору Драйв». Потенциал у этих объектов есть, особенно если смотреть за пределами автоспорта. Использовать спортивные площадки для других мероприятий — мировая практика. Мы же на хоккейной арене не только в хоккей играем.

— И в завершение — что думаете в целом об отказе мирового автоспорта сотрудничать с Россией?

— Мое личное мнение, что это противозаконно и нарушает базовые принципы, прописанные в уставах абсолютно любой федерации. Берем любой документ любой спортивной организации, общества, хартии и видим, что один из первых пунктов обязательно будет гласить, что «спорт вне политики» и какие-либо дискриминационные действия строго запрещены. 

Если посмотреть на то, что сейчас делают с нашими спортсменами, у меня это вызывает очень странную реакцию. Мне не хочется говорить на эмоциях, но, по сути, их заставляют подписывать бумаги, пропитанные политическими лозунгами. Хотя то, как каждый из нас относится к происходящему, не имеет никакого отношения к спорту. Гонщиков не только заставляют отречься от собственного флага, национальности, лицензии, но еще и признать чью-то позицию. 

Прямо сейчас у нас серьезное присутствие отечественных спортсменов на абсолютно разных международных соревнованиях — от серии Ле-Ман до чемпионата мира по ралли-рейдам. Слава богу, всем (гонщикам) хватило ума не подписывать эти бумаги, потому что они абсолютно противозаконны. Я считаю, что здесь надо собираться с нашим минспорта, федерацией и отстаивать интересы в международном суде. Нас дискриминируют и отстраняют от спорта только из-за того, что мы — русские.

— Таков мир современного спорта, который сильно изменился за последнее время.

— Самый важный вопрос в законности таких изменений. Мы вообще живем в постоянно изменяющемся мире, и именно для этого создан спорт, чтобы строить мосты. А сегодня происходят полностью противоположные вещи. 

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.