Формула-1

Самые драматичные развязки сезона в «Формуле-1». От жуткой аварии в Монце до тарана Шумахера в Аделаиде

Пока Ферстаппен и Хэмилтон готовятся определить лучшего, вспомним главные зарубы прошлых лет.

Один из самых интересных чемпионатов за все время «Формулы-1» (и однозначно самый, если говорить о современной эре «гибридов») выйдет на финишную прямую трека Яс Марина уже в эти выходные. 

До нынешнего года лишь один раз оба претендента на титул подходили к последнему этапу с равным количеством очков — в 1974-м Клей Регаццони из «Феррари» и Эмерсон Фиттипальди из «Макларена» держали ничью вплоть до финала в американском Уоткинс-Глене. В той гонке особой борьбы зрители не увидели — у Регаццони почти сразу возникли проблемы с управлением, и пока швейцарец маялся на дне десятки, Фиттипальди для титула понадобилось просто доехать четвертым. Не самый эффектный пример из истории «королевских гонок», чего не скажешь о ряде других битв, где исход определил всего один зачетный балл.

Лига выдающихся джентльменов: Стирлинг Мосс против Майка Хоторна в 1958-м

Чемпионство в сезоне-1958 ушло к британскому пилоту «Феррари» Майку Хоторну во многом благодаря образцовому фейр-плей со стороны его главного соперника — Стирлинга Мосса. Когда после Гран-при Португалии над Хоторном нависла угроза дисквалификации за возвращение на трассу против движения, единственным свидетелем происшествия оказался проезжавший мимо Мосс. Несмотря на легкую возможность избавиться от конкурента, он тем не менее оправдал Хоторна перед судьями, и решающее сражение между двумя англичанами перенеслось на финальную гонку в Марокко.

Майк Хоторн и Стирлинг Мосс, Гран-при Монако, 1955 год / Фото: © Bernard Cahier / Contributor / Hulton Archive / Gettyimages.ru

«У меня не было ни тени сомнения, когда я принимал решение. Тот факт, что он был моим соперником, даже не приходил мне на ум», — вспоминал о той истории Стирлинг Мосс.

В Касабланке Мосс одержал четвертую победу за год, но все же уступил в итоговом зачете один балл более стабильному Майку. За свою легендарную карьеру Мосс становился вице-чемпионом «Формулы-1» четыре раза и еще три раза заканчивал в топ-3, так и оставшись «величайшим гонщиком, который никогда не выигрывал титул».

Кровавое воскресенье в Монце: Вольфганг фон Трипс против Фила Хилла в 1961-м

Дебютный год для 1,5-литровых двигателей начался с триумфа скудерии Энцо Феррари, а завершился большой трагедией на родине команды. Доминировавший болид «Феррари» 156 с характерным акульим носом вывел итальянцев в безоговорочные лидеры уже с первых гонок, и чемпионство между собой должны были разыграть ее пилоты — немец Вольфганг фон Трипс с американцем Филом Хиллом.

Вольфганг фон Трипс, 1961 год / Фото: © Keystone / Stringer / Hulton Archive / Gettyimages.ru

Накануне предпоследнего этапа в Монце впереди с отрывом шел фон Трипс, который к тому же должен был уходить в гонку с поула. Но старт у «Таффи» (кличка фон Трипса в команде. — «Матч ТВ») не задался, и, пытаясь отыграть упущенное, гонщик начал отчаянно атаковать, пока на подъезде к повороту «Параболика» не уперся в плотную группу машин. Наименее расторопным в пробке оказался Джим Кларк, подрезавший фон Трипса прямо в трибуны. Вылетевшая на максимальной скорости «Феррари» снесла хлипкое ограждение и практически «сбрила» первые ряды зрителей, не оставив шансов и самому пилоту. О том, что жертвами аварии стали 15 человек, в паддоке узнали только после финиша. Черный уик-энд в Монце, как и весь сезон, в итоге остался за Филом Хиллом, а «Феррари» в знак траура даже не стала приезжать на последнюю гонку.

Голливудская классика у подножия Фудзи: Ники Лауда против Джеймса Ханта в 1976-м

Про эпичное противостояние за чемпионство в 1976 году знают даже не самые заядлые фанаты автоспорта. История о том, как Ники Лауда уверенно ехал ко второму подряд титулу, а потом едва не расстался с жизнью в огненной аварии на Нюрбургринге, успела стать не только предметом многочисленных публикаций, но и сюжетом целого фильма, когда в 2013 вышла «Гонка» Рона Ховарда.

Что же касается реальности, то, выжив, Лауда вернулся уже через две гонки, несмотря на открытые раны и обожженные легкие. За время его отсутствия главный соперник — Джеймс Хант из «Макларена» — смог лишь сократить отрыв в зачете и перед решающей гонкой в Фудзи все еще уступал Ники три очка, поэтому сдаваться было рано.

Джеймс Хант, 1976 год / Фото: © Getty Images / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Однако из-за сильнейшего ливня в гонке Лауда решил не рисковать и, к удивлению многих, снялся после первых кругов, в то время как его соперник продолжил испытывать судьбу дальше. Кроме стихии Ханту пришлось бороться с износом шин, а под самый финиш у него случился прокол, который, как казалось, похоронил надежды на титул окончательно. И все-таки после пит-стопа гонщику «Макларена» на последних кругах удалось вырвать третье место, а вместе с ним победу в сверхдраматичном сезоне.

«Мексиканская дуэль» на парковке казино: Нельсон Пике против Карлоса Ройтемана и еще половины чемпионата в 1981-м

После банкротства трассы в Уоткинс-Глене «Формула-1» выбрала в качестве своей основной площадки в США огромную парковку на задворках казино «Сизарс Пэлас» в Вегасе. На этом абсурд ситуации не закончился, а финальный уик-энд сезона-1981 превратился в целую череду нелепых и подчас необъяснимых событий.

К американской гонке лидером чемпионата подходил аргентинец Карлос Ройтеман с бойким бразильцем Нельсоном Пике в преследователях. Также шансы на титул сохраняли напарник Ройтемана по «Уильямсу» Алан Джонс, пилот «Лижье» Жак Лаффит и Ален Прост из «Рено». При этом Ройтеман не пользовался поддержкой команды, а Джонс, готовившийся завершить карьеру, открыто заявил, что не стоит ждать от него помощи в воскресенье. Однако судьба преподнесла неожиданный подарок, когда Пике зачем-то решил воспользоваться услугами массажиста знаменитого боксера Шугара Рэя Леонарда. Физиотерапия закончилась для Нельсона тяжелой травмой спины, из-за которой гонщик едва мог сидеть за рулем, но все же вышел на старт.

Нельсон Пике, 1981 год / Фото: © Hoch Zwei / Contributor / Corbis Sport / Gettyimages.ru

Гонка по зигзагообразному треку против часовой стрелки стала настоящим испытанием для пилотов, а изнуряющая жара лишь усугубила ситуацию. По воспоминаниям Пике, на половине дистанции он почувствовал агонию, хотя и продолжил ехать дальше. Главный конкурент в лице Ройтемана по необъяснимой причине смотрелся еще хуже и финишировал вне очков. А занявший пятое место Пике стал чемпионом всего через три года после дебюта в «Больших призах», но осознал свою победу не сразу. В полуобморочном состоянии бразильца вытащили из машины и еще долгое время приводили в чувство шампанским.

Фантомный таран, принесший самый противоречивый титул «Ф-1»: Дэймон Хилл против Михаэля Шумахера в 1994-м

Споры о том, насколько честно было добыто первое чемпионство Михаэля Шумахера, скорее всего, не утихнут никогда. Кроме подозрений в нарушении технического регламента со стороны «Бенеттона» вишенкой на торте оказалась неоднозначная авария с главным конкурентом Дэймоном Хиллом на последней гонке сезона.

https://twitter.com/F1/status/1062440597955391488

К финалу в Аделаиде судьям благодаря нескольким дисквалификациям и отстранениям Шумахера удалось вплотную «притянуть» к нему Хилла в личном зачете, оставив немцу лишь один балл преимущества. Вероятно, все это сказалось на настрое будущего семикратного чемпиона мира, который тогда был еще совсем молодым, хоть и очень талантливым гонщиком.

Сначала во время квалификации Михаэль расколотил свой «Бенеттон» и упустил поул, а в гонке под прессингом допустил, казалось бы, безнадежную ошибку. После вылета в отбойник на 36-м круге Шумахер уже готовился сойти, но в момент, когда мимо проезжал Хилл, успел подставиться под болид соперника. Повреждение от контакта с подбитым «Бенеттоном» оказалось для «Уильямса» критическим, хотя команда и пыталась отчаянно выправить погнутый рычаг подвески в боксах. Оба гонщика выбыли из борьбы, что сделало чемпионом Шумахера, а сомнительный инцидент все-таки признали гоночным.

40 секунд чемпионства: Фелипе Масса против Льюиса Хэмилтона в 2008-м

2008 год должен был завершиться очередным титулом пилота «Феррари», поставив крест на надеждах Льюиса Хэмилтона стать самым молодым чемпионом мира. И сценарий дождевой гонки в Интерлагосе действительно вел к такому итогу вплоть до самого последнего поворота. Неожиданно хорошо проявивший себя в дождь местный герой Фелипе Масса уверенно шел к победе в заезде и чемпионате, в то время как Хэмилтон на пару с командой выдавал одно недоразумение за другим. Будущий рекордсмен едва вписывался в повороты, а в боксах не успевали реагировать на переменчивые погодные условия и опаздывали со сменой шин. На последний круг юное дарование «Макларена» заходило лишь шестым, что было недостаточно для победы над Массой.

https://twitter.com/F1/status/1466737227141050372

Но, похоже, именно тогда Льюис впервые испытал свойственное ему фирменное везение в абсолютно безвыходных ситуациях. Шедший впереди на сликах Тимо Глок окончательно потерял сцепление с мокрой трассой и пропустил Хэмилтона к его первому титулу аккурат в последнем повороте перед финишной прямой. К тому моменту выигравший гонку Масса уже как 40 секунд вполне заслуженно праздновал чемпионство, не подозревая, что оно «уплыло» к сопернику. Так самый богатый на события последний круг в истории «Формулы-1» принес в коллекцию Льюиса Хэмилтона первую личную «чашку».

Читайте также: