Формула-1

«Формула-1» больше полувека покоряет Америку: готова провести три Гран-при за сезон и распродает чемпионат компаниям из Штатов

Американцы не очень понимают «королевские гонки», зато неплохо на них зарабатывают.

Визиты «Формулы-1» в США традиционно сопровождаются всевозможными мероприятиями, о которых другие страны могут лишь мечтать. Нигде, кроме Америки, «Ф-1» не занимается такой масштабной рекламой местных брендов и даже спортивных лиг, а пилоты не развлекают зрителей, наматывая круги прямо по центру города, как Серхио Перес в Далласе:

Кроме того, уже в следующем году американцы получат сразу два слота в календаре, когда к гонке в Техасе добавится этап в Майами. По слухам в 2023-м к ним может присоединиться и третий Гран-при, промоутеры из Лас-Вегаса планируют встретиться с руководством серии прямо по ходу нынешнего уик-энда в Остине. Среди альтернативных вариантов также рассматривается возвращение на «старую кирпичницу» (Brickyard — популярное прозвище Индианаполиса. — «Матч ТВ») в Индианаполисе.

С экспансией «Формулы-1» на звездно-полосатый континент сейчас может сравнится лишь ее же расширение на Ближний Восток. Шансы покорить Америку для европейских гонок по-прежнему малы, зато вероятность стать красивой витриной американского бизнеса почти неизбежна.

Гонки в США долгое время развивались по правилам европейцев

Сегодня американский автоспорт во всем мире ассоциируется с овальными треками, но первые крупные соревнования в США прошли на трассах, близких к европейским. В начале прошлого века в стране было сразу два конкурирующих турнира: железнодорожный магнат Уильям Вандербильт устраивал заезды на кубок имени себя в Лонг-Айленде — фешенебельном районе Нью-Йорка, в то время как Американский автоклуб в пику ему разыгрывал Гран-при США. Близость к гоночным кругам Европы позволила местному автоклубу организовать гонки по мировым правилам на временной трассе в Саванне, построенной силами заключенных. Вандербильт тоже вдохновлялся соревнованиями по ту сторону океана, но выступал за независимость от европейской системы. В итоге спор выиграли сторонники отделения.

До 1930-х основные гонки Америки следовали правилам Гран-при, в том числе и самая главная — «500 миль Индианаполиса». Победителю «Инди-500» вручался такой же трофей, как если бы он выиграл гонку где-нибудь в Италии или во Франции, а заезды по легендарному овалу были официально включены в календарь мирового первенства. Но после перехода на собственный регламент автоспорт в США стал полностью обособленным от остального мира, и с тех пор европейские соревнования появляются здесь в статусе гостей.

США предлагали «Формуле-1» едва ли не худшие условия, но каждый раз получали шанс

Гран-При США, 1979 / Фото: © Bernard Cahier / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

После Второй мировой войны гонку в Индианаполисе по старой памяти включили в расписание только образованного чемпионата «Формулы-1», где она продержалась до сезона-1960. К тому времени «Инди-500» уже серьезно отличался от европейского собрата как в плане техники, так и правил, а большинство американских пилотов толком не понимало, какое отношение они имеют к соревнованиям на другом континенте.

Осознав, что Индианаполис вряд ли получится вернуть под свое влияние, «королева автоспорта» начала параллельно проводить собственный этап в Америке. В этом ей помог выходец из России Алек Ульманн, после войны переделавший бывший аэродром в Себринге под гоночный трек. Со временем Себринг стал культовой для США трассой, но у «Формулы-1» не сложилось и здесь. Несмотря на положительные отзывы пилотов, Гран-при оказался неинтересен местной публике, которая предпочла главной гоночной серии мира американские чемпионаты.

Сделав промежуточную остановку в Риверсайде, «Формула-1» на долгое время переехала в живописный Уоткинс-Глен. Трасса недалеко от Нью-Йорка пришлась всем по душе и стала центром «европейских гонок» в США, где уже вовсю доминировали овальные треки. Правда, очередные трудности не заставили себя ждать. Чем быстрее становились болиды, тем сильнее проявлялся опасный характер Уоткинс-Глена. Неровный асфальт, резкие спуски и короткие зоны вылета раз за разом приводили к серьезным авариям. Дополнительную головную боль доставляли зрители, которые явно путали гонку «Ф-1» с рок-фестивалем. Посетители нередко разносили окрестности автодрома, расположенного в глухом лесу, попутно сжигая технику, в том числе принадлежавшую командам.

https://twitter.com/GrgoryR/status/1451240320092491778

Все это привело к тому, что Гран-при перенесли на городские трассы. В 1980-х «Формула-1» колесила между Лонг-Бичем, Детройтом и Лас-Вегасом. Дошло до того, что в 1982 году США первыми из всех стран приняли сразу три гонки за сезон. Несмотря на особое отношение со стороны «Формулы-1», упорно пытавшейся попасть на американский рынок, условия от организаторов оставляли желать лучшего. В Лонг-Бич барьеры безопасности заменяли бетонные плиты, из-за чего любой вылет заканчивался для гонщика в лучшем случае переломами. Лас-Вегас проводил гонку на обычной парковке рядом с казино, а ухабы в Детройте и пришедшем ему на смену Финиксе превращали заезды в пытку. Часто организаторы не учитывали погодные условия и этапы, приходились на невыносимый летний зной. Каким-то чудом гонщики еще справлялись с изнеможением, но покрытие трасс нередко начинало отваливаться прямо во время Гран-при.

Гран-при США, Индианаполис / Фото: © Michael Heiman / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

После череды мучений «Формула-1» надолго покинула США и вернулась лишь в 2000-х, причем сразу в мекку американского автоспорта — Индианаполис. Для перезапуска Гран-при США на базе «кирпичницы» был подготовлен новый трек, который снова оказался проблемным. Из-за того что часть дистанции машине приходилось проезжать по скоростной секции с бэнкингом и прямой, а вторую половину по петлявшему маршруту внутри овала, команды никак не могли настроить технику, а шины не выдерживали перегрузок. В 2005-м дело дошло до скандала, когда клиенты «Мишлена» (на тот момент — большая часть пелотона) просто отказались выходить на старт из соображений безопасности. Не удалось избежать сложностей и со следующей трассой в Остине, где в который раз обнаружились проблемы с асфальтом.

«Ф-1» не считается пиком карьеры для американских гонщиков


Развитая и относительно доступная система автоспорта в самих Штатах сильно снижает интерес к «Формуле-1» как среди спортсменов, так и среди болельщиков. Про фанатов, которым из-за разницы часовых поясов приходится смотреть европейские трансляции либо рано утром, либо поздней ночью, в США принято говорить: «Слишком глупы для оперы, слишком умны для NASCAR» (NASCAR — популярный в Америке кузовной чемпионат. — «Матч ТВ»). Что же касается гонщиков, то последняя американская победа в Гран-при датируется далеким 1978-м, когда Марио Андретти выиграл этап в Зандворте. К тому же году относится и последний американский титул в «Ф-1», который тоже принадлежит Андретти.

https://twitter.com/Filmig757/status/955172611541127168

С каждым следующим пилотом выступления становились все хуже. В недавних случаях Алексу Росси и Скотту Спиду помешал малый опыт и в целом низкий уровень пилотажа. Более талантливому Эдди Чиверу не хватило спонсоров и влияния, чтобы получить место в быстрой машине, а попавший в «Макларен» в пару к самому Сенне Майкл Андретти безуспешно пытался жить и строить карьеру на два континента.

Когда на родине есть большой выбор из самых разнообразных турниров с хорошей организацией и призовыми, большинство гонщиков предпочитает отказаться от рискованного путешествия в Европу. К тому же, выступая только в США, нельзя набрать необходимое количество баллов в суперлицензию для допуска к «Формуле-1». Так американскому автоспорту аукнулась его независимая позиция, курс на каковую взяли в 1930-х. Те же, кто решаются сразу начать путь в Европе, как правило, повторяют судьбу Логана Сарджанта — одаренного пилота, застрявшего сейчас без спонсоров в «Формуле-3».

США так и не стали вотчиной «Формулы-1», но превратили ее в рекламную платформу для своего бизнеса

В отличие от пилотов совсем по-другому выглядят условия для компаний из США. После покупки «Формулы-1» корпорацией Liberty Media, вышедшей из-под крыла телекоммуникационного гиганта AT& T, в чемпионат пошел наплыв американских спонсоров. Теперь практически каждая команда сотрудничает и продвигает один или несколько брендов из Штатов. Так, «Ред Булл» имеет договоренности с платежными сервисами Cash App и Tezos, «Макларен» связан с Coca Cola и IT-фирмой Arrow Electronics, специалисты по кибербезопасности Crowdstrike поддерживают «Мерседес», а «Астон Мартин» рекламирует сетевой консалтинг от Cognizant. Свои деньги на «королевских гонках» делает Netflix, снимающий официальный кинодневник каждого сезона Drive to Survive. Кроме того, к эксклюзивным правам на трансляцию давно присматривается Amazon Джеффа Безоса.

«Формуле-1» не удалось покорить Америку, чего не скажешь об американском бизнесе, чьи фирмы используют чемпионат по полной для выхода на европейские и мировые рынки. С другой стороны, последние тренды в американском обществе открыли для «королевы автоспорта» неожиданную нишу. Стерильный образ современной «Ф-1», поддерживающей меньшинства, экологию и другие модные идеи, выгодно отличает ее от традиционных для США серий, как NASCAR или «Индикар». Столпы американского автоспорта в самих Штатах все чаще воспринимаются как развлечение консерваторов со всеми вытекающими, и с таким имиджем постепенно теряют в популярности. Поэтому в кои-то веки у «Формулы-1» появился шанс найти своего болельщика за океаном.

Трансляции Гран-при США-2021 на «Матч ТВ»

23 октября

23:55 Квалификация. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч ТВ»

24 октября

21:45 Гонка. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч ТВ»

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.