Формула-1

Гонку «Формулы-1» переносят из Сочи под Петербург. Новый трек считается более перспективным

Гонку «Формулы-1» переносят из Сочи под Петербург. Новый трек считается более перспективным
Фото: © Игора Драйв
«Игора Драйв» станет хозяйкой Гран-при России через два года.

В пятницу босс «Формулы-1» Стефано Доменикали поставил точку в затянувшейся истории с будущим российского этапа серии. В Санкт-Петербург, куда Доменикали прибыл на фестиваль «Алые паруса», он пообещал вернуться через два года вместе с «Формулой-1». А субботним утром с официальными заявлениями выступили уже все основные игроки — организаторы из «Росгонок», трасса «Игора Драйв» и сама «королева автоспорта». В 2023-м Гран-при России переедет в местечко Сосново Приозерского района Ленобласти.

— Мы совместно с администрацией Санкт-Петербурга и руководством Ленинградской области ведем работы по планированию транспортной доступности автодрома «Игора Драйв», также ведется работа по формированию плана мероприятий по созданию необходимой инфраструктуры для российского этапа чемпионата мира «Формулы-1» в соответствии с критериями Международной автомобильной федерации. Составляется проект дорожной карты по выполнению требований ФИА и «Формулы-1», — приводит слова промоутера этапа и гендиректора АНО «Росгонки» Алексея Титова его пресс-служба.
https://www.instagram.com/p/CQk71eZIS2T/

По большому счету судьба «Сочи Автодрома» была решена еще в 2017-м — год начала строительства «Игоры Драйв», в разработке которой принял участие главный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке. Объективная реальность показывает, что российскому автоспорту не особо требовался высококлассный дублер сочинского трека и крупный проект затевали прежде всего с прицелом на международные серии. Теперь, когда организаторы гонки на «Игоре Драйв» получили гарантии, им остается подготовить трассу к приему «Формулы-1» за вполне достижимые сроки. Тем более что работы на «Игоре» хватает, несмотря на все авансы.

«Игоры Драйв» до сих пор нет в списке высшей категории ФИА, который позволяет принимать «Формулу-1». Хотя владельцы утверждают обратное

Для того чтобы принимать Гран-при «Формулы-1», любой гоночной трассе необходимо соответствовать первой категории (Grade 1), которую присуждает Международная Автомобильная Федерация. О том, как гоночные треки делят на классы, мы подробно рассказывали в другом материале, поэтому перейдем сразу к «Игоре Драйв». В официальном списке, размещенном на сайте ФИА, она не значится среди трасс категории 1 и указана только во второй группе (могут принимать все гоночные серии, кроме «Формулы-1»). Однако еще в ноябре прошлого года пресс-служба трассы утверждала, что ФИА все-таки присвоила «Игоре Драйв» первую категорию. Поэтому отсутствие в документах федерации может объясняться нерасторопностью зарубежных чиновников, не обновлявших список с марта 2020-го.

Трасса напоминает португальский Портимао с его уникальными перепадами высот. Рискованный выезд с пит-лейна не нравится гонщикам

В «Формуле-1» питерская трасса вряд ли дебютирует в своем нынешнем виде. Промоутер гонки Алексей Титов в разговоре с русской версией Motorsport рассказал, что «Игора Драйв» избежит серьезных изменений, но вместе с тем ее удлинят, повороты сделают более профилированными, а в ландшафт добавят перепады высот. Возможно, проложенный по холмам трек станет напоминать португальский автодром в Портимао, чьи «американские горки» очень понравились болельщикам «Ф-1».

Что касается гонщиков, то не все из них разделяют эти восторги. На данный момент из крупных турниров «Игора Драйв» успела принять только прошлогодний этап российского чемпионата СМП РСКГ, и судить о том, насколько трек подходит другим сериям, пока сложно. Но даже кольцевики отметили сложность трассы, где почти каждый поворот перетекает в следующий, не давая пилоту расслабиться. Дополнительным препятствием становятся те самые возвышенности. Некоторые шиканы проложены прямо по гребням холмов, из-за чего во время спуска разгружаются передние колеса и машину с трудом удается вписать в поворот. Как итог — шанс допустить ошибку на «Игоре» очень высок.

Кроме того, вызывает вопросы выезд с пит-лейна, который ведет почти на апекс второго поворота. Саму дорожку от виража после прямой старт-финиш отделяет не ограждение, а небольшая гравийная насыпь и асфальтированная зона вылета. Таким образом, разгоняющиеся по прямой болиды могут столкнуться с выезжающими из боксов сразу в двух местах.

Основной упор во время подготовки сделают на инфраструктуру вокруг трассы. В нынешних условиях болельщики могут вызвать транспортный коллапс

Отдельные несовершенства в конфигурации «Игоры Драйв» более чем исправимы и не должны стать серьезной проблемой для организаторов. Гораздо больших усилий может потребовать создание подходящей инфраструктуры вокруг трека, которой явно недостаточно, чтобы принять команды и зрителей. Во-первых, размера нынешнего паддока не хватит на то количество оборудования, что привозит с собой «Формула-1». Во-вторых, сейчас к «Игоре Драйв» из Северной столицы можно доехать только по Приозерскому шоссе, что гарантированно обернется пробками в день гонки. Остановиться поблизости — тоже не идеальный вариант. Кроме небольших гостиниц в пределах самого комплекса рядом есть лишь малочисленные коттеджи.

Если верить тому же интервью Титова изданию Motorsport, то паддок расширят временными пристройками, а решение транспортных вопросов планирует взять на себя администрация области вместе с коллегами из Санкт-Петербурга.

«Сочи Автодром» останется, но трек все еще могут частично отдать под застройку

Действующий контракт «Формулы-1» на проведение гонок в России рассчитан до 2025 года. Будут ли Санкт-Петербург и Сочи принимать Гран-при попеременно, до конца не ясно. Алексей Титов не исключил такой вариант и заверил в интервью Motorsport, что сочинский автодром сохранят после ухода «королевских гонок». Одновременно с этим Титов предложил более разнообразно использовать значительную территорию трассы, так как необходимости соответствовать жестким требованиям «Ф-1» больше не будет. Учитывая появлявшиеся ранее слухи о возможном строительстве на месте «Сочи Автодрома», перспективы возвращения трека в календарь «королевских гонок» представляются туманными.

Именно пространство олимпийской деревни, которое сильно ограничивает внесение изменений в сочинскую трассу, стало одним из поводов перенести Гран-при в менее обжитое место. Возведенную далеко за пределами города «Игору Драйв» можно будет перестраивать и развивать уже без оглядки на олимпийское наследие. Другим важным фактором стал сам город на Неве — он пользуется большей популярностью среди иностранцев и доступнее черноморского курорта во всех смыслах. Стоит ли Санкт-Петербургу и окрестностям ждать оранжевой реки фанатов Макса Ферстаппена или «десанта» любителей автоспорта из соседней Финляндии и как в целом придется «Игора» привередливому миру «Формулы-1», узнаем совсем скоро.