Формула-1

Скандальный титул, гонки под псевдонимом и странная привычка. Мик Шумахер, каким вы его могли не знать

Портрет наследника легенды, в том числе глазами того, кто ездил с ним в «Формуле-3».

Сезон «Формулы-1» 2021-го ознаменовался возвращением в главные гонки мира фамилии Шумахер. Бремя отцовской славы взвалил на себя новичок команды «Хаас» Мик Шумахер, и не сказать пока, чтобы особенно успешно. На пару с россиянином Никитой Мазепиным Мик плетется в хвосте пелотона, периодически попадая в переделки из-за несовершенной машины и собственных просчетов.

Результаты младшего Шуми стали «холодным душем» для многих фанатов, ожидавших от дебютанта едва ли не повторения того чуда, что 30 лет назад сотворил его папа, сразу попавший на 7-е место стартовой решетки Гран-при Бельгии. С самого начала и очень несправедливо карьера Мика была обречена на постоянное сравнение с достижениями Шумахера-старшего, из-за чего сыну легендарного чемпиона приходилось даже брать себе псевдоним. Похоже, в голове большинства просто не укладывается, что Мик Шумахер может быть пилотом совсем другого склада, и это не означает отсутствие у него таланта. Понять реальный уровень и перспективы наследника одного из величайших гонщиков «Формулы-1» можно только, если оставаться беспристрастным.

Поздний старт под другой фамилией

Выступления в автоспорте Мик Шумахер, как и подобает, начал с картинга, но сделал это только в девять лет. Для сравнения: Макс Ферстаппен и Шарль Леклер, два главных молодых таланта нынешней «Формулы-1», впервые сели за руль карта в четыре и три с половиной года соответственно. В возрасте, когда Мик осваивал азы, оба уже добились первых побед.

Мик Шумахер / Фото: © imago-images.de / Global Look Press

За семь лет в картах самым большим достижением младшего Шумахера стало второе место в мировой серии 2014-го, после чего немец отправился в младшие «формулы». Тогда же он впервые решил заявиться на соревнования под фамилией отца. Чтобы избегать лишнего внимания, раньше Мик выступал под псевдонимами «Беч» (девичья фамилия его матери) и «Джуниор».

Сезоны в немецкой и итальянской «Формуле-4» принесли ему по второму месту в обоих чемпионатах, но еще важнее был факт, что Шумахер прошел просмотр в системе итальянской команды «Према». В итоге один из фаворитов молодежных первенств позвал гонщика на повышение в «Европейскую Формулу-3».

Внезапный титул и обвинения со стороны соперников

После трансфера в престижную «евротрешку» дела не то чтобы пошли в гору. Хуже всего Мик справлялся с квалификациями и обычно не поднимался выше 12-13 мест на старте. Блистал же в тот год нынешний заводила «Макларена» Ландо Норрис, в итоге оформивший титул. Шумахер в свой первый сезон уступил обоим напарникам по «Преме» и в зачете стал только двенадцатым.

Тем удивительнее оказался следующий 2018-й год, в котором младший Шумахер выиграл серию буквально за два этапа. При этом в первых гонках результаты Мика вновь выглядели бледно, а он сам не относился к числу лидеров. Российский гонщик Никита Троицкий, выступавший в том чемпионате за «Карлин», рассказал «Матч ТВ» как складывалась борьба.

«Честно сказать, его темп в «формулах» приятно удивил. Когда он выступал в картинге, не было ощущения, что у него все получается (Троицкий и Шумахер участвовали в одно время в картинговых сериях «КФ 3» и «КФ-Джуниор» — «Матч ТВ»). Тогда он не вызывал (ощущения) сильного пилота, скорее середняка. В начале сезона «Формулы-3» я не думал, что он выиграет, потому что были другие фавориты. Многие целились на подиум — Юрий Випс, тот же Роберт Шварцман, (Маркус) Армстронг. Шумахер среди них был на последнем месте», — отметил Троицкий.

Но за три этапа до финиша Мик выдал невероятный спурт из пяти побед кряду на гонках в Германии и Австрии. Этого оказалось достаточно, чтобы стать недосягаемым для конкурентов, которые в конце сезона наоборот провалились. Главный соперник Шумахера и специалист по трэш-току Дэн Тиктум тогда намекнул у себя в соцсетях на нечестную борьбу.

«По отношению к первым двум (гонщики «Премы» Мик Шумахер и Роберт Шварцман — прим.) ни у кого в пелотоне не было шанса. Даже хорошие гонщики из числа их напарников не могли к ним приблизиться. Я бы назвал историю с их темпом «интересной» и уверен, что многие в паддоке со мной согласятся», — говорилось в уже удаленном посте Тиктума в инстаграм*.

Высказывания Тиктума вызвали скандал, из-за которого «Преме» и самому Мику еще долго приходилось оправдываться и доказывать, что титул достался им по правилам. Сам же англичанин, хоть и удалил посты с критикой, заявил, что проиграл чемпионство, потому что его фамилия не Шумахер.

Тем не менее использовать техническое преимущество в моносерии как «Европейская Формула-3», где все участники выступают на идентичных машинах, по сути невозможно. Решающую роль здесь играет уровень тех, кто обслуживает технику. Подготовленные механики знают, как настроить машину и, в первую очередь, мотор, чтобы выжать максимум.

«Техника у всех действительно одинаковая. Даже моторы, которые серии поставляли «Мерседес» и «Фольксваген», совпадали по характеристикам. Что касается «Премы», то все люди, которые работают в этой команде, знают что делают. Им всегда удается попасть в настройки», — добавил Троицкий.

Комментируя прогресс Мика Шумахера, редактор издания Autosport Маркус Симмонс отмечал, что был свидетелем того, как «Према» специально работала над квалификационным темпом своего пилота все межсезонье. Несмотря на ограниченное количество тестовых заездов, команды могут идти в таких случаях на дополнительные меры, если позволяют ресурсы.

«В любой команде «Формулы-3» на базе есть собственный симулятор. Конечно, не как в «Формуле-1», но в целом очень высокого класса. За неделю до этапа пилоты проводят на них по 5-6 часов несколько дней подряд. Касательно тестов, то их количество ограничено регламентом. Ездить где-то еще на машинах «Формулы-3», даже прошлогодних, тем более по трассам из официального календаря, запрещено. Однако тесты можно проводить совершенно легально на машинах других серий, например «Формулы-Рено 2.0» или «ГП 3», немного модифицировав. Таких историй, когда пилоту собирают нужную машину и проводят закрытые тесты, за карьеру я слышал немало», — объясняет наш автогонщик.

Из пяти своих гонщиков «Према» в том сезоне однозначно сделала ставку на Мика, который получил максимальную поддержку от лучших специалистов во всем паддоке и со второй попытки взял титул.

Очередная победа вопреки ожиданиям

В 2019-м «Према» перевела Шумахера в «Формулу-2» — последнюю ступень на пути в «королевские гонки». Здесь его ждали более мощные, тяжелые турбированные болиды; опытные, участвующие второй год в чемпионате соперники и непривычно «хрупкая» резина «Пирелли». С последней Мику пришлось сложнее всего. После очень износостойких «Ханкук» из «Формулы-3» немец долго учился обращению с новыми шинами, которые могли стереться за пару кругов. Но будто бы следуя некоему расписанию, Мик вновь выиграл чемпионат в конце второго сезона.

Так и не набрав темп в квалификациях, Шумахер не только устроил несколько уверенных перформансов в гонках, но и зарекомендовал себя очень расчетливым пилотом, допускающим минимум ошибок на трассе.

Уже в первый год он запомнился тем, как прошил насквозь почти весь пелотон на «Ред Булл Ринге» и поднялся с 18-го на 4-е место, едва не дожав лидера чемпионата Ника де Вриса в борьбе за подиум.

Два этапа спустя в Венгрии Мик в манере своего отца эффектно отбивал атаки Нобухару Мацуситы вплоть до клетчатого флага и одержал свою первую победу в «Формуле-2».

Чемпионский 2020-й он провел сдержаннее, раз за разом финишируя на подиуме или минимум в первой десятке. Пока основные претенденты на титул чередовали яркие победы с такими же провалами, Мик, в духе славившегося невероятной стабильностью Алена Проста, набирал очки и к середине сезона незаметно для всех оказался в лидерах. Пожалуй, единственным исключением стала последняя решающая гонка в Сахире, где Шумахер почти сразу «убил» резину и вместо того, чтобы бороться со своим главным конкурентом Каллумом Айлоттом, приехал в самом хвосте. На счастье Мика, Айлотт оказался немногим лучше и допустил похожую ошибку, проиграв чемпионат.

Держится особняком. Приезжает только для соревнований

Избыточный интерес со стороны журналистов сопровождал Мика едва ли не со времен картинга. В 2019-м на предсезонных тестах «Формулы-2» в Бахрейне паддок увидел целый десант репортеров, никогда прежде не посещавших подобные мероприятия. В надежде задать вопрос новичку «Премы», пресса оккупировала тогда все пространство у боксов итальянской команды.

Возможно необходимость как-то справляться с чрезмерным вниманием сделала Мика довольно закрытым человеком. В многочисленных интервью на все вопросы о свободном времени младший Шуми отвечает, что предпочитает проводить его с семьей или за тренировками в зале. Что касается друзей среди других гонщиков, то единственными, с кем Мик успел сблизиться за все эти годы стали Себастьян Феттель, взявший неофициальное шефство над ним, и бывший напарник по «Формуле-2» Шон Гелаэль.

«Видно, что в первую очередь он приходит на трассу ради гонок. Для него есть только соревнования. Он не нацелен на разговоры и прочее, хотя в «Формуле-3» было много людей, которые в свободное время любили пообщаться. За ним я такого не замечал. Он все время со своей командой, со своим менеджером, физиотерапевтом. Голова у него все время в работе.» — вспоминает соперника по «Формуле-3» Никита.

Накануне перехода в «Формулу-1» сам Мик признался в интервью официальному сайту чемпионата, что является настоящим фанатом автоспорта и в моменты, когда он не за рулем болида, все о чем он думает — это гонки. Помимо регулярных занятий любимым воркаутом Шумахер играет в шахматы для развития концентрации и … говорит сам с собой прямо по ходу заездов. Странная привычка, по словам пилота, помогает ему разбираться с мыслями.

Лучший гонщик своего поколения или всего лишь пиар-ход?

Мик Шумахер безусловно пользовался беспрецедентной поддержкой на своем пути в «Формулу-1». О тех тепличных условиях, в которых развивался наследник Михаэля, ребята из программы того же «Ред Булла» могут только мечтать. С переходом в «королеву автоспорта» ситуация никак не изменилась. В «Хаасе», который постепенно становится фарм-командой «Феррари», Мик получил в наставники главного спеца скудерии по молодняку Джока Клиа, а его гоночным инженером стал Гэри Гэннон. О том как Гэннон успокаивает, поддерживает и подбадривает юное дарование можно узнать из его переговоров с Миком в Имоле, где гонщик по нелепой ошибке на ровном месте разбил переднее антикрыло.

Вместе с тем Мик Шумахер безоговорочно является лучшим пилотом среди своих сверстников и главным доказательством этого служит его чемпионский титул в «Формуле-2». Соперники по прошлому сезону могли привлекать внимание прессы и болельщиков отдельными выдающимися выступлениями, но при этом допускали ошибки, которых Мик все это время избегал. Сильные стороны Шумахера явно перевешивают недостатки, которые, как видно из его карьеры, обычно исчезали на второй год выступлений. Так же, как и отец, он умеет справляться с поврежденной машиной (в чем можно было убедиться в той же Имоле), не боится идти в атаку и устраивает прорывы с последних рядов. Старты Шумахера заслуживают отдельного упоминания, как, например, этот рывок в Монце 2020-го.

Вопросы вызывают скорее перспективы Мика в «Формуле-1» и системе «Феррари» в частности. Надежды на то, что у скромного «Хааса» получится сильно прибавить в следующем году, даже с учетом нового регламента и помощи Маранелло невелики. Это почти гарантирует Мику дальнейшее прозябание в аутсайдерах или в лучшем случае борьбу с середняками. Путь в «Феррари» при нынешних обстоятельствах еще менее вероятен. Шарль Леклер всерьез собирается провести за «красных» всю оставшуюся карьеру, а представить его вторым номером у Мика или наоборот невозможно — слишком серьезные амбиции у обоих пилотов. Насколько результатов, показанных в «Хаасе», хватит, чтобы привлечь внимание других команд и какого уровня они будут, можно только гадать. Впрочем, не стоит удивляться, если карьера младшего из Шумахеров как по мановению волшебной палочки внезапно пойдет вверх. С этим парнем подобное случается не впервые.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской