Формула-1

Последний джедай. Почему Райкконен должен вечно выступать в «Ф-1»

Оставьте его в покое. Он знает, что делает.
  • В минувшие выходные Кими Райкконен стал рекордсменом по количеству стартов в «королевских гонках», число которых он довел до 323-х. 
  • Разбираемся, в чем причина столь долгого романа 40-летнего финна с «Формулой-1», и почему он не должен заканчиваться.
https://www.instagram.com/p/CGMyz13KNhv/

У Райкконена всегда были природный талант и скорость, а также умение пилотировать любой болид, даже настроенный под другого гонщика. Эту суперспособность он получил еще в детстве, когда его отец купил «Ладу», ставшую первым автомобилем Кими. После российской машины приспособиться к любой технике можно без особых проблем.

В «Ф-1» Райкконен дебютировал в 21 год. Сейчас это уже считается старостью, а в те времена финн казался настолько юным, что ему даже не хотели давать суперлицензию. Но Петер Заубер все-таки решил этот вопрос с тогдашним президентом ФИА Максом Мосли, и в марте 2001-го на трассе в Мельбурне мир впервые увидел будущего чемпиона мира. Кими поразил сразу, став одним из шести гонщиков, кто не отстал от Михаэля Шумахера на круг, и финишировав в очках. Тогда, напомню, их получала только первая шестерка, которую пилот «Заубера» и замкнул.

https://www.instagram.com/p/CGSgU3zIN0f/

Яркий дебют не остался незамеченным, и в конце сезона «Макларен» забрал Райкконена у «Заубера», заменив им не кого-нибудь, а Мику Хаккинена. В своей книге «Как построить машину» великий инженер и конструктор Эдриан Ньюи, работавший в те годы в Уокинге, написал, что в плане управления болидом вообще не заметил разницы между двукратным чемпионом мира и вчерашним новичком. Характеристика, не нуждающаяся в комментариях.

Увы, 2002-й особой радости Райкконену не принес. Карьера в «Макларене» началась с третьего места в Австралии, а продолжилась десятью сходами и шестым местом в личном зачете. Однако ставка в команде все равно была сделана на Айсмена, хотя в ее распоряжении находился куда более опытный Дэвид Култхард. Шотландец даже выиграл первую гонку в сезоне-2002, но Рон Деннис прекрасно понимал, что Ди Си не потянет борьбу с Шумахером. А Кими потянул. С одной победой и тремя сходами (против шести побед и одного схода у Красного Барона) он остановился всего в двух очках от чемпионства. Но в тот момент все поняли, что титул от этого парня никуда не уйдет.

Кими Райкконен и чемпионское шампанское / Фото: © Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru 

Правда, для осуществления этого плана Райкконену пришлось уйти самому — из «Макларена» в «Феррари». Айсмен стал чемпионом со скудерией в первый же сезон, опередив в заключительной гонке сразу двух пилотов своей бывшей команды. Этот триумф еще долго будет считаться самым невероятным в истории «Ф-1». К последнему Гран-при сезона Кими уступал семь очков Льюису Хэмилтону, и три — Фернандо Алонсо, но сумел превратить мизерные математические шансы в реальное золото.

К сожалению, на этом Райкконен как мотивированный гонщик «Формулы-1» закончился. Пропала скорость и желание борьбы, появились безразличие и ошибки. В 2009-м пилот «Ред Булла» Марк Уэббер сказал, что Кими либо ездит пьяным, либо все время думает о водке. Ни для кого не было секретом, как именно Айсмен проводит время между этапами. В конце сезона «Феррари» даже пришлось заплатить финну огромные деньги, чтобы он просто покинул команду до завершения контракта. Места в других коллективах тоже не нашлось. Райкконен просто ушел из «королевских гонок». Тихо и спокойно.

Стандартное завершение заезда Райкконена в WRC / Фото: © Massimo Bettiol / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Но гонки никуда не ушли из жизни Кими. Он посвятил себя главной финской автоспортивной забаве — ралли. Однако два года выступлений в чемпионате мира запомнились только побитыми и перевернутыми «Ситроенами». Это была не его стихия. И он вернулся. Изголодавшийся по «Ф-1» Райкконен во второй раз вошел в ту же реку в 2012-м, напомнив себя прежнего. Только теперь мы еще и могли наслаждаться великолепными радиопереговорами, которыми финн радует нас и по сей день. В конце того сезона в Абу-Даби Кими летел к первой победе для себя и для «Лотуса» после возвращения. Инженер почему-то решил, что может чем-то помочь гонщику, но Айсмен был непреклонен: «Оставьте меня в покое. Я знаю, что делаю».

Следующий год начался с еще одной победы, а затем состоялось неожиданное возвращение в «Феррари». Во второй заход Райкконен провел в Маранелло уже пять лет, и за это время выиграл…всего одну гонку. Зато он стал идеальным вторым номером сперва для Фернандо Алонсо, а затем и для Себастьяна Феттеля. В 2018-м (последний сезон в скудерии) Кими даже занял третье место в личном зачете, хотя когда-то говорил, что с удовольствием потеряет очки, лишь бы не становиться вторым или третьим, чтобы не участвовать в традиционном гала-концерте ФИА. Но в Санкт-Петербург финн все же прилетел, став главной звездой церемонии.

https://www.instagram.com/p/BrIN8mHFm4g/ https://twitter.com/pavelbednyakov/status/1071787074968260608

Сейчас Айсмен завершает свой формульный век там, где и начинал — в «Заубере», который переименовался в «Альфа Ромео». Он не знает деталей своего контракта, и, возможно, даже не в курсе, что является совладельцем команды. Для него это ничего не значит. Как и мнение кого-либо о его вождении, особенностях характера и личной жизни. Главным злом «Формулы-1» Райкконен называет СМИ, а телефон — самой бесполезной вещью в этом мире. Он родился не в ту эпоху. Кими — пилот 70-х, о чем сам неоднократно говорил. Главный герой его жизни — Джеймс Хант, и это тоже характеристика, не нуждающаяся в комментариях.

На Гран-при Айфеля Райкконен побил рекорд Баррикелло. Рубенс был хорошим пилотом, но запомнится он именно тем, что когда-то провел больше всех Гран-при в «Ф-1». И слезами. Кими будут помнить, не обращаясь к статистике. Если он уйдет в конце этого года, в следующем сезоне больше всех стартов будет уже у Фернандо Алонсо, возвращающегося в «королевские гонки». Айсмен станет первым, кому не будет до этого никакого дела.

Кими Райкконен / Фото: © REUTERS / FIA / Handout

Когда-то Райкконен сказал, что завершит карьеру в тот момент, когда точно почувствует, что уже пора. Речь не про целый сезон, а про конкретный день. Если в середине чемпионата Кими поймет, что не хочет гоняться, он просто не выйдет на старт. Точка.

Но пока желание есть. И в «Ф-1» должны его учитывать. «Королева автоспорта» не может позволить себе остаться без последнего джедая. 

Читайте также: