Формула-1

Новичок лучше чемпиона. Почему Норрис, а не Алонсо спасает «Макларен»

9 июля 2019 09:13
Новичок лучше чемпиона. Почему Норрис, а не Алонсо спасает «Макларен»
Ландо Норрис с командой инженеров «Макларена» / Фото: © Charles Coates / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru
Разбираемся, почему «Макларен» в этом сезоне гораздо лучше себя прошлогоднего, как идет путь восстановления команды и в чем секрет феноменальности Ландо Норриса.

«Макларен» образца 2015–2018 годов представлял из себя сплошные противоречия и абсурдность. Неоднозначные решения в плане постройки автомобиля, порой казавшаяся просто никакой связь с мотористами из «Хонды», и не самая понятная ситуация с гонщиками окончательно превратили некогда легендарный коллектив в блеклое наполнение гоночного пелотона.

Когда популярность стала ношей

Завышенные ожидания — все, что можно сказать об этом периоде в жизни «Макларена». И виной тому в том числе двукратный чемпион мира «Формулы-1», победитель марафона «24 часа Ле-Мана» и несостоявшийся покоритель «кирпичницы» в Индианаполисе Фернандо Алонсо. В какой бы серии ни выступал испанец, результат ему нужен здесь и сейчас. Нандо давил на команду, она давила на моториста. Последствия этого напора преследовали «Макларен» все три года. Постройка мотора под шасси (а не наоборот, как это обычно делается) сильно сказалась на результатах.

Интересно, что в эру «Хонды» большинство видело виноватым в провалах исключительно двигатель, но на шасси, проблемы с которым выявились при смене производителя, почти никто не акцентировал внимание. Думается, это именно в «Хонде» плакали, кололись, но ели кактус дальше, а не наоборот. В какой-то мере и команду, и мотористов спасло недовольство и приостановка карьеры в «Ф-1» того самого титулованного испанского гонщика. Слишком сильное влияние оказывали и его давление, и сам факт присутствия в команде, которые превратились в негативный побочный эффект его трудов.

Фернандо Алонсо / Фото: © Clive Mason / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Важным моментом и первым шагом к обновлению стали кадровые перестановки — отставка Эрика Булье, приход бывшего технического директора «Торо Россо» Джеймса Ки, вступление в руководящую должность экс-главы «Порше» в WEC Андреаса Зайдля. Финальным аккордом этих перемен стал полный разрыв отношений с Алонсо, произошедший после Гран-при Австрии на прошлой неделе. Впрочем, чуть позже команда эту информацию опровергла, заявив, что Фернандо остается послом «Макларена».

Избавление от груза прошлого

Возьмем за основу этап во Франции: и в 2018, и в 2019 годах во время восьмой гонки сезона у коллектива из Уокинга было по 40 очков. В сезоне-2018 «Макларен» можно было смело назвать второй самой медленной машиной в пелотоне. Проблемы и в кадровых перестановках, и с общим настроением коллектива сказывались на выступлениях. Конечно, учитывая результаты в 2017 году, когда за восемь этапов первые очки были заработаны только на восьмом Гран-при, — прогресс огромен. Но так должно было быть еще два, а то и три года назад. В конце 2017-го Алонсо прочил команде светлое будущее из-за смены моториста, а после первого Гран-при с двигателем «Рено» заявил, что скоро они «забудут о средней группе» и нагонят лидеров. Не вышло.

Фернандо Алонсо / Фото: © Mark Thompson / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

В 2019 году Норрис был на 0.009 секунды медленнее Макса Ферстаппена в квалификации. Это был третий раз в сезоне, когда «Макларен» стал лучшим из остальных. То же мы увидим и на Гран-при Австрии, откуда британская команда уехала с 52 очками в итоговом протоколе. Гоночный темп стал практически равен квалификационному — его научились более-менее сохранять в условиях длинной серии кругов. Частично это связано с улучшением работы с шинами. Некоторые соперники считают везением то, что на самом деле является определенным преимуществом.

Обнадеживает одно важное обстоятельство: в «Макларене» не остановились на той стадии развития, на которой закончили в 2018-м. Тогда были достаточно серьезные проблемы с аэродинамикой и нестабильностью задней части автомобиля. Последнее немного проявлялось на тестах и в первых гонках текущего сезона, однако сейчас пилоты обрели полный контроль над машиной. Это подтверждает и в данном случае более независимый эксперт — тот самый Алонсо, который после первых сезонных тестов в Бахрейне сразу отметил улучшенные показатели MCL34: «Автомобиль модернизировался во всех аспектах. У него заметно улучшился «держак», да и на прямых он уже не такой вялый».

Испанец и новичок: со второго захода сработало

«Оковы» Алонсо сдерживали не только команду, но и его напарника — Стоффеля Вандорна, на результаты которого возлагались большие надежды. После такой ошибки и болельщики, и журналисты в 2019 году стали делать ставки на более опытного Карлоса Сайнса, а вот Ландо Норриса записали в «рента-драйверы» и еще до тестов спустили с небес на землю, ожидая худшего. Но худшего не случилось.

Отличительная особенность молодого гонщика заключается в балансе невероятной работоспособности и умением делать из всего шутку. Если Норрис хорошо выступил, то он так и скажет, если плохо — не будет выражать негатив с сарказмом, как неоднократно делал Фернандо, говоря, например, о знаменитом «двигателе GP2». Ландо — это парень, который не просто играет в «ФИФА» вместе с Карлосом Сайнсом, но еще и стримит это в «Твитч». Он выставляет себя простым и близким к публике. Ни один гонщик за последние годы так не «взрывал» интернет в социальных сетях (Алонсо это делал только во время радиопереговоров).

Путь Норриса и Вандорна в «Формулу-1» примерно одинаков, хотя относительно младших серий больше подойдет сравнение бельгийца и Шарля Леклера. Оба гонщика выиграли «Формулу-2» и поставили там различные рекорды. Однако сейчас один борется за победы, а второй выступает в других сериях.

Стоффель проделал огромную работу, изменив стиль своего пилотажа на тот, который подходит к «Ф-1». Но фактор сверхсильного и привлекающего к себе все внимание напарника сказался на судьбе бельгийского гонщика. Теперь же в «Макларене» здоровая конкуренция, и именно она не позволит указать Норрису на дверь после первого же сезона и даст полноценно развиваться.

Ландо уже можно назвать открытием года. Он вытеснил из поля зрения болельщиков более опытного Карлоса, хотя выступают они примерно на одинаковом уровне — после девяти этапов у Норриса 22 очка, у Сайнса — 30. У того же Вандорна к этому моменту в 2018-м было только восемь очков.

Вектор развития в «Макларене» наконец-то исправлен на верный: и гонщики, и остальные члены коллектива настроены на возвращение к былым успехам, но не в одно мгновение, а постепенно. Путь будет долгим, но точно можно сказать, что первые шаги в укреплении позиций уже сделаны. 

Текст: Александра Шубина

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.