Санкции в отношении России ослаблены. Но проблем у легкоатлетов меньше не стало

В новом решении по-прежнему слишком много дополнительных условий.

Совет World Athletics по рекомендации рабочей группы по восстановлению ВФЛА принял решение увеличить число российских спортсменов, которые могут быть заявлены на крупнейшие турниры 2022 года, с 10 до 20 человек. Эта, казалось бы хорошая новость, вовсе не настолько хороша.

В чем суть?

Напомню, что предыдущий лимит был установлен в 2021 году и не дал возможности поехать на Олимпийские игры в Токио десяти российским легкоатлетам, которые имели нейтральный статус и квалификационный норматив, однако не были включены ВФЛА в «олимпийскую десятку».

В их число вошли: Аксана Гатауллина, Ирина Иванова и Полина Кнороз — прыжок с шестом (поехать смогли бы только две из них, так как максимальная заявка от страны — 3 спортсменки, а Анжелика Сидорова — явный лидер в России), Полина Миллер — бег 400 м, Денис Лукьянов и Софья Палкина — метание молота, Елена Соколова — прыжок в длину, Сардана Трофимова — марафон, Ольга Вовк и Анна Тропина — 3000 м с/п.

Анжелика Сидорова / Фото: © REUTERS / Andrew Boyers

В 2022 году ограничение в 20 атлетов будет применяться к следующим турнирам:

  • Командный чемпионат мира по спортивной ходьбе (Мускат, Оман, 1–6 марта)
  • Чемпионат мира в помещениях (Белград, Сербия, 11–13 марта)
  • Чемпионат мира по полумарафону (Янчжоу, Китай, 27 марта)
  • Летний чемпионат мира (Юджин, США, 15–24 июля)
  • Чемпионат Европы (Мюнхен, Германия, август)
  • Чемпионат Европы по кроссу (Турин, Италия, декабрь)

Во всех остальных стартах смогут выступить все российские легкоатлеты, имеющие нейтральный статус.

Ну, а теперь о проблемах

Во-первых, список из двадцати спортсменов может быть объявлен один раз, а дальнейшие замены в нем невозможны. Травмы, болезни, коронавирус, декретный отпуск — неважно, заменить человека нельзя.

Во-вторых, как и прежде, если кто-то из этого списка допустит нарушение антидопинговых правил, все нейтральные статусы, выданные российским легкоатлетам, будут отозваны.

В-третьих, список будет сокращаться на 25% при каждом случае выявления несоответствия требованиям по подаче заявки на нейтральный статус (в части количества необходимых допинг-тестов или любое другое нарушение).

Как со всем этим жить и чем сложившаяся ситуация грозит нашей легкой атлетике?

Данил Лысенко / Фото: © Jon Olav Nesvold / ZUMA Press / Global Look Press

Собственно, первое что приходит в голову — как ВФЛА в начале 2022 года сможет определить двадцатку на весь год, при том что на некоторые турниры из перечисленных выше у многих атлетов еще даже нет квалификационного норматива? Дополнительной проблемой могут стать длинные метания, которые не входят в программу зимнего ЧМ, в отличие от летних чемпионатов мира и Европы. Получается, представители этих дисциплин при включении в список будут занимать в нем место до июля, а те, кто мог бы поехать на зимний ЧМ в Сербию или на весенние турниры по ходьбе и полумарафону, подвинутся ради квоты метателей? Понятно, что у нас в метаниях есть сильные спортсмены, но и в других дисциплинах они есть. Ситуация комплектования «двадцатки» грозит перерасти в склоку внутри ВФЛА, а в этом нет ничего хорошего.

Сохраненное правило о том, что в случае нарушения антидопинговых правил одним из спортсменов, включенным в список, статусы будут отозваны вообще у всех наших легкоатлетов, стало еще жестче, потому что невод закинули шире — теперь в зоне особого внимания не десять, а в два раза больше людей. И если кто-то из них отравится загрязненным спортивным питанием — пострадает вся страна. Тут важно понимать формулировку «будет признан нарушившим антидопинговые правила», которая означает, что, даже если к спортсмену окажутся применены пункты сокращения санкции вплоть до предупреждения без дисквалификации, он все равно будет признан нарушившим и этого достаточно для вступления в силу данного условия.

Пункт о сокращении квоты на 25% при каждом нарушении требований подачи заявки на нейтральный статус возник из «косяка» ВФЛА. Он очень подробно описан в тексте решения и заключается в том, что в 2021 году 99 спортсменам был предоставлен статус ANA при условии, что ВФЛА организует для них один или два внесоревновательных теста до первого международного старта, указанного в их заявке на получение статуса, но в пяти случаях ВФЛА не смогла организовать эти тесты, и поэтому эти пять спортсменов участвовали в соревнованиях, не пройдя тесты. Непонятно, кстати, куда в этой истории смотрели назначенные WA эксперты, работающие в России.

Напомню, что всего в 2021 году нейтральный статус получили 152 российских легкоатлета. Исходя из претензий WA выходит, что только 53 из них было достаточно хорошо проверены. Остальные, скорее всего, входят в пул тестирования РУСАДА, но проверяют их недостаточно плотно, а это уже зона ответственности РУСАДА — как ни крути, ВФЛА не может указывать агентству, как и кого проверять.

Более того, само требование, что ВФЛА должна была как-то что-то «организовать», несколько шизофренично. Ключевым вопросом к РУСАДА является операционная независимость агентства от всех — государства, совета учредителей, ОКР и, уж конечно, общероссийских спортивных федераций. Никто не может указывать РУСАДА, как, когда и кого тестировать. Если выяснится, что может, пусть даже и в форме настойчивой просьбы, прилетит уже РУСАДА от WADA. В итоге получается, что WA требовали от ВФЛА вмешаться в работу РУСАДА и напрямую подвести тех под монастырь. Потому что у данной истории нет другого прочтения.

На выходе после анализа решения выходит, что кость, конечно, кинули. Только кинули ее в болото с крокодилами, и последствия могут быть самыми неприятными. Причем контролировать наступление этих последствий ВФЛА полностью не может, это за пределами ее официального, да и неофициального влияния.

Читайте также: