«Я имею право это говорить». Алина Кабаева задумала революцию в правилах художественной гимнастики

Олимпийская чемпионка критикует современные правила и проводит турнир-эксперимент, чтобы показать пример международной федерации.

Алина Кабаева — олимпийская чемпионка, гимнастка удивительной судьбы и до сих пор кумир для тысяч девочек, которые однажды решили связать свою жизнь с художественной гимнастикой. Она не соревнуется уже почти пятнадцать лет, но остается так же любима публикой. Ее именные элементы неповторимы, а каждое слово о гимнастике имеет большой авторитет.

У Алины Кабаевой назрело много вопросов к правилам, по которым сейчас живет и развивается ее любимый вид спорта. Чтобы повлиять на них и дать новое дыхание художественной гимнастике, она придумала турнир «Небесная грация», организованный благотворительным фондом Кабаевой.

Соревнования проходят в Москве на «ВТБ Арене» 16–17 декабря. После первого дня Алина Кабаева ответила на вопросы журналистов, среди которых была корреспондент «Матч ТВ».

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— В какой момент вы поняли, что вам хочется что-то изменить в современной художественной гимнастике?

— Это произошло давно, еще когда я смотрела Олимпиаду в Рио. Я увидела, что что-то происходит не то. Сначала не понимала, что именно меня смущает, а потом поняла, что правила художественной гимнастики очень сильно упростили. Убрали сложные элементы, и вид спорта потерял часть своей зрелищности, уникальности, какая была всегда. Почему она была уникальная? Чтобы заниматься художественной гимнастикой, нужно иметь уникальные физические данные.

Я полжизни отдала этому виду спорта, поэтому мне не все равно, что с ним происходит. И поэтому я решила организовать такой экспериментальный турнир. Не в теории, а на практике дать гимнастке возможность выбора. И мы сняли все ограничения в элементах — чтобы каждая могла делать то, что посчитала бы нужным.

— Турнир «Небесная грация» может повлиять на реальную художественную гимнастику, повлиять на FIG, чтобы изменились правила? Станет ли он революцией в этом плане?

— До пандемии нас приглашали в штаб-квартиру Международной федерации гимнастики, и было большое совещание, где нам дали слово. Мы показали фильм, как мы видим развитие художественной гимнастики. Диалог идет, мы в плотном контакте с ними (FIG) работаем и будем предлагать свое видение, как мы хотели бы, чтобы развивалась художественная гимнастика.

Но я хочу сделать один важный акцент. Мы всегда спрашиваем о правилах тренеров и судей, но давайте спросим спортсменов. Им это будет удобно? Комфортно? Каким они видят развитие художественной гимнастики? К сожалению, я их мнение раньше не слышала. В будущем мне бы хотелось понять именно их мнение, с ними пообщаться и на основе этого принять поправки в правила в нашем виде спорта.

— Как отбирались гимнастки для этого турнира?

— Здесь выступают представительницы стран, занявших с 1 по 10 места на чемпионатах мира и Олимпийских играх. И еще три страны, которые, на мой взгляд, имеют перспективы тоже — Австралия, Мексика и Куба. Я рада, что приехала Куба. У них не было сениорки, приехала юниорка, и юниорка выступает по сениорским правилам довольно успешно. У нее большой потенциал.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Какие у вас впечатления от сегодняшнего дня? Девушки справляются с правилами?

— Им очень сложно переключиться, потому что у них был всего месяц после чемпионата мира. Абсолютно новую программу нужно было сделать и добавить больше всего. В основных правилах, например, можно выполнить только 9 простых элементов и 3 смешанных. Мы сняли это ограничение, и уже в карточках некоторых участниц указано 20 и более элементов. Поэтому я, когда открывала турнир, не зря сказала, что здесь будет трудно победить. Эти правила намного сложнее, чем на официальных соревнованиях.

— Почему за последние годы стало меньше индивидуальности, именных элементов и в принципе упростилась работа тела в гимнастике?

— Дело не в нас, гимнастках, а в правилах. Наше время — 2001–2005 годы — действительно называли «золотым»: было очень много сложных элементов, они ценились. Это были уникальные элементы, которые дорого стоили. Что сделали сейчас (с правилами)? Пошли на упрощение, создали стандарт, большинство сложных элементов убрали, а что самое главное — что этот стандарт могут сделать многие. Тем самым гимнастику усреднили, и все теперь делают одинаковые элементы. Талантливым уникальным девочкам, которые могут сделать и показать больше, просто не дают возможности для этого, потому что все что сверх — не считается. Они будут тратить свои силы, рисковать, а этот риск будет не оправдан. Мне грустно, честно могу сказать. Но я надеюсь, что не все потеряно. Мы готовы работать с Международной федерацией гимнастики. И я думаю, что ситуация в будущем исправится.

— Была у вас возможность пообщаться с участницами? Как они восприняли предложенные правила?

— Например, Роза Абитова (гимнастка из Казахстана. — «Матч ТВ») в интервью сказала: «Это мои правила. Я так рада, что они вернулись, я мечтала по этим правилам выступать. Мне комфортно и интересно». Это потому, что она уникальная гимнастка.

Мы говорим о спорте высших достижений. Пока есть ощущение, что они (Международная федерация гимнастики. — «Матч ТВ») хотят видеть массовый спорт. Я не против массового спорта, он прекрасен — именно оттуда девочки приходят в спорт высших достижений. Но если у них не будет кумиров, которые ведут миллионы людей за собой, которые приведут в массовый спорт других детей, то и массового спорта со временем тоже не будет. Все это взаимосвязано.

Я очень люблю этот пример, который сейчас приведу. Я дружу с Еленой Исинбаевой. На днях я ей звонила, приглашала на турнир. Она спросила, в чем его суть. Я ей говорю: «Смотри, ты прыгнула 5,06. А тебе скажут: «Лена, ты высоко прыгаешь, за тобой другие страны не успевают». На что Лена мне ответила: «Не успевают, потому что я не разрешаю». Это мы, конечно, посмеялись, но вы же понимаете, что я имею в виду? Олимпийский девиз — выше, быстрее, сильнее. Зачем усреднять? При этом артистизм и индивидуальность тоже очень важны.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Насколько эти правила подходят Лале Крамаренко? Она лидирует после первого дня соревнований.

— Лале подходит все, а эти правила особенно. Она показывает уникальные элементы, потому что она уникальная гимнастка. Благодаря этим правилам она может показать свою физическую одаренность. У Лалы очень большой потенциал. До Олимпиады три года, я ей желаю удачи, ни в коем случае не сдаваться, идти вперед. Она шикарная, красивая гимнастка. Желаю ей победить на Олимпийских играх.

— Как здесь работают судьи? Для них же это тоже эксперимент.

— Они, в принципе, уже судили по этим правилам еще в 2001–2005 годах. У нас были карточки. Гимнастка заявляет все свои элементы. Допустим, она заявляет два пируэта, но делает три. И мы будем ей считать три — такого вообще не было, потому что мы не ограничиваем спортсменок.

Мы еще не разговаривали с судьями после первого дня, но когда закончится турнир, будем с ними все обсуждать, ждем их рекомендаций. Я благодарна им, что они приняли этот вызов. Мы прописывали положение о турнире, общались с ними онлайн, обсуждая правила. Для судей это тоже интересно — они говорят, что соскучились по трудности тела. Но опять же, про предмет забывать нельзя. Хочется, чтобы был симбиоз. Не нужно перекосов — это всегда нехорошо.

Гимнастки у нас по всему миру есть прекрасные, осталось только немного подкорректировать правила. Я имею право это говорить, потому что, повторюсь, большую часть своей жизни я отдала художественной гимнастике. Я понимаю, что в ней происходит, и надеюсь, что правила станут такими, чтобы уникальные гимнастки могли показать свое мастерство.

Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

— Есть ли планы сделать этот турнир традиционным и проводить его раз в год?

— Да, есть. Мы хотим, чтобы турнир был ежегодным, будем также приглашать 10 стран, занимающих места в первой десятке на чемпионате мира и Олимпийских играх.

Читайте также: