В художественной гимнастике запрещают откровенные купальники. И правильно делают

Колонка Сергея Лисина.

С января 2022 года FIG вводит новые правила, согласно которым требования к соревновательным купальникам будут изменены. В частности, теперь вся область паха должна быть закрыта тканью. Надо сказать, в последние лет пятнадцать заигрывания с различной степени сомнительности дизайнерскими решениями в этом виде действительно поставили вопрос достаточно остро.

Купальников, в которых паховая часть вызывает сомнения, в принципе существует два типа. В первом случае она телесного цвета и практически неотличима по тону от тела. В результате с расстояния метров пятнадцати возникает иллюзия, что спортсменка в паху голая. На самом деле это, конечно, не так — под купальник, каким бы он по цвету ни был, априори надевается белье. Одним из ранних примеров подобного решения можно считать купальник украинки Натальи Годунко в 2007 году под булавы.

Одним из последних на крупных турнирах — купальники юниорской сборной России в групповых упражнениях на ЧЕ-2019 в Баку под пять обручей. Но если Годунко в 2007-м было 22 года, то вот российским юниоркам — по четырнадцать. И с трибун это все выглядело не очень.

Второй вариант — телесные бока и яркий центр, что позволяет оптически удлинить ноги. Тут вопросов, в принципе, меньше, хотя бывают исключения.

Поскольку речь идет о требованиях к соревновательным купальникам, то те, что порой надеваются на гала-выступления, можно не упоминать. Хотя выход Анны Ризатдиновой в варианте, где видимые трусы отсутствовали как таковые, вошел в историю, если можно так сказать.

Новые требования FIG как минимум понятны по медийным причинам. Дело в том, что художественная гимнастика — головная боль для фотографов. Во-первых, есть ракурсы, с которых снимать гимнастку — дурной тон для любого профессионала. Во-вторых, даже с приличного ракурса в кадр могут попасть и белье, выглянувшее из-под края купальника, и четкие контуры паха из-за натянувшейся в этой части тела ткани, и бог знает что еще. Фото приходится тщательно отбирать, просматривать и только уже потом публиковать.

Впрочем, даже в советские времена, когда купальники были сплошные и достаточно плотные, в публикацию проходили, например, такие кадры. Это 1987 год, если что.

Марина Лобач / Фото: © РИА Новости/Борис Кауфман

Возвращаясь к нынешним реалиям и соответствующим проблемам, стоит упомянуть тот самый выход российских юниорок в 2019-м, о котором шла речь выше. Повторюсь, девочкам было по четырнадцать лет. Сами они, конечно, вряд ли понимали, как это все будет выглядеть со стороны в динамике. Но кто-то эти купальники заказал, одобрил дизайн, сшил, оплатил и одел на гимнасток. И этим людям было не по четырнадцать.

Алина Загитова / Фото: © Naoki Nishimura / AFLO / Global Look Press

Равно как кто-то одобрил комбинезон под показательные для 15-летней Алины Загитовой в 2018-м. В агентствах вы не найдете ни одного фото Алины в этом комбинезоне со спины с близкого расстояния, все что есть в этом ракурсе — или издалека, или любительская съемка, или скриншоты с видео. Потому что со спины вблизи это выглядело уже совсем неприлично.

Казалось бы, молодые и красивые только за счет своей молодости девушки не нуждаются в каком-либо дополнительном обнажении. Их не раздевать нужно, а красиво одевать. Но желание раздеть откуда-то берется, причем у взрослых женщин, определяющих, что наденет та или иная гимнастка. В чем корни этого желания — загадка. Положим, те же Годунко и Ризатдинова уже были совершеннолетними и могли сами что-то захотеть, доказать, сознательно кого-то шокировать. Но кого могли захотеть шокировать 14-летние юниорки сборной России, в общем и целом мечтающие еще не о свадьбах и личной жизни, а разве что о побеге в фаст-фуд тайком от тренеров?

Купальники в художественной гимнастике — это вообще очень больная тема. Например, там часто воруют дизайн с модных подиумов, видимо, от недостатка собственной фантазии.

Плюс купальники — это еще и бизнес. Та же Дина Аверина на Европейских играх в 2019 году в интервью «Матч ТВ» рассказывала:

— Они меняются очень часто, не успеваем считать. Некоторые шьют, они не подходят, и мы их сразу продаем, даже не выступаем. Так что сбились со счета. У нас идет своего рода круговорот: купальники шьются, используются, продаются, шьются новые, тоже продаются.

Страз на купальниках стало так много, что на ОИ в Токио после выступления в групповых упражнениях бригада волонтеров пылесосила ковер, чтобы следующие команды не наступали на отлетевшие и разбросанные стразы. На фоне всего этого аляповатого псевдобогатства аскетичные варианты, в каких выступали в 80-х и 90-х, смотрятся более спортивно — сразу видно саму гимнастку, а не ее купальник, стразы и диадемы.

Закрывая тему «трусов», скажу, что давно пора было это заигрывание с детской сексуальностью как-то прекратить. Потому что даже писать об этом в принципе неловко, этой теме не место в спортивных СМИ. Хочется верить, что тенденция в дальнейшем сохранится и при разговоре о художественной гимнастике обсуждаться будут трудности тела и риски, которые зарабатываются потом и кровью, а не купальники, которые просто покупаются за деньги, причем зачастую без учета мнения самой гимнастки, особенно если она еще достаточно юна.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской