«Посадил бы в кабину Головина и Аршавина. Уважаю их как спортсменов». Интервью гонщика «КАМАЗ-мастер» Дмитрия Сотникова

«Посадил бы в кабину Головина и Аршавина. Уважаю их как спортсменов». Интервью гонщика «КАМАЗ-мастер» Дмитрия Сотникова
Дмитрий Сотников / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ
Двукратный победитель «Дакара» — о сезоне, отношении иностранцев и футболе.

Пилот спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников в 2021 и 2022 годах выиграл все крупнейшие гонки мира в зачете грузовиков, дважды став чемпионом ралли-марафонов «Дакар» и «Шелковый путь».

В интервью «Матч ТВ» один из лидеров «Синей армады» рассказал о старте нового сезона, желании иностранцев видеть россиян на «Дакаре» и самим участвовать в «Шелковом пути». Также гонщик назвал имена футболистов, с которыми он хотел бы познакомиться и прокатиться в кабине своего грузовика.

— Сезон для вас стартовал бахой «Золото Кагана» в Астрахани. Это один из этапов подготовки к ралли «Шелковый путь»?

— Чемпионат России состоит из четырех этапов, а «Золото Кагана» — одна из самых сложных гонок в году. Мы привезли в Астрахань большой состав. В каждой из машин применены новые наработки, начиная от двигателей и заканчивая подвеской, поэтому нужно все проверить в боевых условиях.

— Вкатились?

— У нас перед стартом гонки было три тренировочных дня. Показалось, что даже перебор с вкатыванием получился (смеется). А дальше гонка на сложных трассах, которые выматывают. Так что график получился тяжелым. Но ничего: отдохнем, наберемся сил.

Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

— Ты ответственный за физическую подготовку в команде. Как готовишь коллег?

— Провели насыщенный трехнедельный сбор, максимально поработали над выносливостью и физическим состоянием, чтобы к старту сезона подойти в оптимальных кондициях. Первые дни гонки были непростыми, потому что тело вновь привыкает к нагрузкам и тряскам в кабине, появляются забытые за время отдыха боли в мышцах, но потом становится проще.

— В грузовом зачете не так много участников. ГАЗ традиционно выступает на двух машинах, МАЗ приехал только на одной, "Урал" пока представлен единственным автомобилем.

— Белорусы уже на «Арчеду» планируют привезти три грузовика, "Урал" тоже готовит вторую машину. Работа ведется, надеюсь, скоро наш зачет станет больше.

***

— Прошлый сезон выдался для вас неудачным. Задача — вернуть былые позиции?

— На каждой из гонок были определенные проблемы, не удалось отработать сезон нормально. И только к концу года мы вышли на свои лучшие кондиции и по технике, и по навигации. Хочется верить, что этот год пройдет лучше для нас. Соперник задает планку, а мы будем стараться держать свой высокий уровень и побеждать.

— Раньше декабрь и январь у вас был отдан под «Дакар». Удалось ли привыкнуть к зимней паузе?

— Более-менее. Раньше дома делали ледовую трассу, постоянно тренировались, а в этот раз зимних тестов не было — не удалось подготовить хороший лед.

— За «Дакаром» следил?

— Да. Рад за нашего друга Мартина Мацика, лично поздравил его с победой. Хороший результат показал Митчел ван ден Бринк. Мы же приезжали в Саудовскую Аравию на несколько дней, увидели гонку. Было интересно посмотреть, как продвинулся уровень экипажей, как они едут по пескам. К сожалению, у нас практики в песках и дюнах все это время не было, но постараемся исправиться.

Команда «КАМАЗ-мастер» / Фото: © «КАМАЗ-мастер»

— Европейцы скучают?

— К моему удивлению, тепло пообщались даже с теми, с кем особо не дружили. Конечно, все разочарованы, что на «Дакаре» нет «КАМАЗ-мастер», для них мы большая и авторитетная команда, к мнению которой прислушиваются, чье слово имеет вес в мире автоспорта.

Еще высказывали мнение, что без нас грузовой зачет на «Дакаре» становится вымирающим классом, нет свежего импульса для дисциплины и становится все сложнее и сложнее. «КАМАЗ-мастер» помогал регулировать правила, задавал направление развития ралли-рейдов.

— Но ведь иностранцы получили возможность выиграть «Дакар». Об этом факте они тактично умалчивают?

— Да, молчат (улыбается). Но им стало еще тяжелее, потому что без нас выросла конкуренция за призовые места. Некоторые просились на «Шелковый путь», говорили, чтобы сделали это соревнование в других странах, и тогда у них будет возможность приехать на гонку. Все хотят соревноваться, все всё понимают.

— «Шелковый путь» остался без Китая. Обидно?

— Мне сложно говорить, почему в этом году не поедем туда. Зато в Монголии обещают разнообразные этапы с песками, дюнами и камнями. И это куда лучше, чем в 2019-м, когда ехали по быстрым "прямикам". Очень хочется, чтобы все в итоге состоялось, чтобы планы организаторов претворились в жизнь и нас ждала интригующая и яркая гонка. Надеюсь, что и иностранцы выйдут на старт, тот же Hino базируется в Монголии, возможно, им будет проще заявиться на «Шелковый путь».

***

Эдуард Николаев / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

— Новым руководителем «КАМАЗ-мастер» стал Эдуард Николаев. Расскажи, как теперь живет команда?

— Эдуард старается внести что-то новое. Он настоящий спортсмен, добился впечатляющих результатов на ралли-рейдах, при этом начинал в гимнастике. При нем у нас стало больше спорта в нерабочее время. Закупили стол для настольного тенниса, настольный футбол, аэрохоккей. Это помогает людям отдохнуть после работы, отвлечься от трудовых будней.

Работы у нас меньше не стало, задачи перед командой стоят самые максимальные. Не знаю, как Эдуард успевает все делать, но он охватывает и организационные, и производственные процессы. Мне кажется, что на гонке он даже поспокойнее выглядит (улыбается).

— Эдик или Эдуард Валентинович?

— На работе — по имени и отчеству. А когда общаемся между собой, то без официоза. Он сам гонщик, прекрасно понимает, что нам нужно, поэтому объяснять ничего не надо.

— Какой Николаев руководитель?

— Старается выглядеть жестким, но к каждой ситуации подходит с пониманием. Пока еще никого не наказывал, да и мы вроде бы повода не давали (смеется).

— Дружба не мешает в рабочих моментах?

— Стараемся привыкать к тому, что теперь надо соблюдать субординацию, все же Эдуард — наш руководитель. Уважаем и ценим его, помогаем чем можем.

— Владимир Чагин заглядывает в гости?

— Да, он постоянно находится в нашем центре, участвует в совещаниях, встречах. Мы с ним всегда на связи.

***

Дмитрий Сотников / Фото: © Личный архив Дмитрия Сотникова

— В заявочном листе на баху «Золото Кагана» ты указан как мастер спорта международного класса (МСМК). Как так? Где заслуженный мастер спорта за победы на «Дакаре»?

— Я уже ЗМС! Приказ в этом году вышел, но пока не вручили значок. Это уже тянется три года, несколько раз подавали документы. Видимо, постоянно менялись правила, процесс не очень быстрый, но здорово, что все же удалось добиться повышения (улыбается).

— Изучал, что дает новый статус?

— Нет, но для российских спортсменов это самая высокая оценка их работы. Мне приятно, что удалось добиться такого почетного звания, но немножко обидно за ребят из моего экипажа: все же побед на гонках мы добивались вместе, они многое сделали для того, чтобы у меня были такие результаты. Ничего, будем стараться их подтягивать. У (механика) Ильгиза Ахметзянова в этом году будет звание мастера спорта, он выполнил необходимый норматив; для (штурмана) Руслана Ахмадеева тоже будем добиваться звания МСМК, хотя понимаем, что это непросто.

— За четвертьфинал на чемпионате мира футболистам сборной России дали ЗМС. Тогда в спортивном сообществе развернулась бурная дискуссия, и большинство было категорически против такого поощрения. Как ты считаешь, стоит ли вручать звания за такие не самые высокие результаты?

— Слышал много споров по этому вопросу. Думаю, что все же нужно следовать прописанным стандартам. Мне кажется, что в отношении футболистов решение принималось сверху в виде исключения, так как российский футбол никогда не был на таком топовом уровне, как советский, и за всю современную историю есть только бронза на чемпионате Европы.

Никого не хочу не судить, тем более многие ребята, кто играл тогда за сборную, имели звания ЗМС за заслуги на клубном уровне. В конце концов, сборная России подарила стране огромный праздник, была близка к выходу в полуфинал. Болельщики остались довольны домашним чемпионатом мира. И если эти звания игрокам вручили, значит, они заслужили это.

Понимаю лыжников, легкоатлетов и представителей других индивидуальных видов спорта, где победить на Олимпийских играх или чемпионате мира крайне сложно. Но и в автомобильном спорте сделать это непросто, конкуренция на высочайшем уровне, а еще мы зависим от надежности своих автомобилей.

***

Дмитрий Сотников и Анатолий Тимощук / Фото: © Личный архив Дмитрия Сотникова

— За футболом удается следить?

— Сейчас редко. Назвать себя фанатом какой-то команды не могу. В детстве смотрел на матчи «Спартака», как играли легенды Андрей Тихонов, Егор Титов. Нравился футбол «красно-белых», тем более сам играл в школе. Потом, когда другие клубы успешно выступали в еврокубках, переживал за них. Иногда удается выбраться на матчи "КАМАЗа".

— Кого из футболистов посадил бы в кабину и вытряс всю душу?

— Как-то катал Анатолия Тимощука и Виктора Файзулина, они остались под впечатлением. А сейчас взял бы с собой Александра Головина. С ним было бы интересно пообщаться. Парень крепкий, думаю, он справится. Еще Андрея Аршавина позвал бы, тоже хотел бы с ним познакомиться. Я уважаю их как спортсменов.

— В 2019 году хоккеист «Ак Барса» Артем Лукоянов сыграл за футбольный "КАМАЗ" в матче первенства России. Хотел бы повторить?

— Если только в товарищеском матче и выйти минут на 10 в конце (смеется). Хоть я и играю в футбол, но на любительском уровне, да еще колени иногда дают о себе знать. Так что жестко рубиться с профессиональными футболистами страшновато — мне еще на гонки выезжать.

— Чем гонщики «КАМАЗ-мастер» еще увлекаются?

— Пытались организовать футбольную команду, но с нашим графиком постоянно собираться и играть сложновато. Люблю играть в волейбол. Зимой организуем хоккей с мячом на снегу или на резиновом покрытии, летом — пляжный волейбол. Еще хотим настольный теннис развивать, хороший стол уже купили. Скорость и быстроту реакции он увеличить точно поможет. Иногда проводим соревнования по дуатлону: пару кругов едем на велосипедах, а потом бежим.

— Кто выделяется?

— Те ребята, которые раньше играли в хоккей. Богдан Каримов, Иван Татаринов и Саша Жилкин с клюшкой на ты. Они техничные, а остальным ближе силовой хоккей (смеется).

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.