Формула-1

Ферстаппен — новый Шумахер, а Хэмилтон никогда не будет в одном ряду с Сенной. Главное по сезону «Формулы-1»

Ферстаппен — новый Шумахер, а Хэмилтон никогда не будет в одном ряду с Сенной. Главное по сезону «Формулы-1»
Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен / Фото: © REUTERS / Hamad I Mohammed
Будущее «королевских гонок» определилось еще до перехода на новый регламент.

Мир продолжает отходить от «голливудского» финиша вчерашней гонки в Абу-Даби и всего чемпионата-2021. До этого момента в истории «Формулы-1» еще никогда судьба титула не решалась в очной дуэли на самом последнем круге. После настолько плотной борьбы делать прогнозы на следующий год и далее абсолютно бесперспективно, так как кроме перехода на новый технический регламент расклад сил будет определять множество других факторов, уникальных для каждой команды.

Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что мы вряд ли увидим в чемпионате личность, равную по масштабам Айртону Сенне. Зато «новый Шумахер» в «Формуле-1» будет точно (и речь совсем не о Мике). Возможно, он и не добавит к своему недавнему титулу еще шесть, как это сделал легендарный немец, но обязательно напомнит о нем на трассе. И не раз. Как в лучших, так и худших качествах.

Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон / Фото: © Getty Images / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Ферстаппен победил Хэмилтона дерзостью, которую в «Формуле-1» не видели со времен Шумахера

Не считая Нико Росберга, Макс Ферстаппен оказался единственным человеком в «Формуле-1», кто за последние семь лет смог выстоять под натиском Льюиса Хэмилтона и сокрушить его в финале. Помогла почти подростковая дерзость голландца, которая лежит не только в основе характера, но и пилотажа нового чемпиона. Нельзя отрицать, что на трассе Льюис вместе с командой играют на грани правил, а за ее пределами могут задавить любого авторитетом, ведь за тандемом британца и «Мерседеса», кроме прочего, стоят 15 мировых кубков. Макс, как и любой другой из его предшественников, противостоял Голиафу, который мог улучшать машину почти что до последней гонки и требовать от судей выгодные для себя решения даже после финиша.

На фоне практически неуязвимого противника с бесконечными ресурсами «Ред Булл» смотрелся командой «гаражистов». Именно так Энцо Феррари презрительно называл небольшие частные конюшни из Англии, которые, несмотря на скудность средств, на рубеже 1970-80-х регулярно обгоняли богатую и гордую итальянскую марку. В этом году скромный в плане финансирования «Ред Булл», в отличие от конкурентов, чаще думал не о том, где добрать скорость, а как не остаться без дорогостоящих деталей накануне решающей битвы. Например, с Гран-при США у «быков» раз за разом стали ломаться задние антикрылья, и нехватка запасных частей вкупе с ограничением трат к этапу в Катаре довела ситуацию до критической. Механикам пришлось ставить на машину Ферстаппена неподходящее для скоростных трасс широкое крыло, так как других просто не осталось.

В это же время Льюис Хэмилтон улетал от всего пелотона быстрее ракеты благодаря новому двигателю, который, по данным итальянского Motorsport, перебрали максимально агрессивным способом. Мотористы «трехлучевых» повысили давление в турбине и камере сгорания, что привело к сокращению ресурса, но вместе с тем дало огромную прибавку в мощности диапазоном от 15 до 20 лошадиных сил. По сути, англо-немецкий коллектив с помощью «серых зон» регламента вернул своему мотору тот самый квалификационный «режим вечеринки», забаненный в прошлом году. Только теперь болид Хэмилтона ехал с превосходящей других скоростью не пару кругов в субботу, а полностью гонки. Вопрос о том, как «Мерседес» смог подогнать эти и множество других технических обновок под потолок бюджета и лимит новых деталей, вероятно, останется без ответа.

Но вернемся к Ферстаппену. Лидера «Ред Булла», да и всю его команду, тоже сложно записать в агнцы. Изначально обладая примерно равной «Мерседесу» машиной и не менее мощным мотором, «быки» выжимали максимум из каждой ситуации, а когда соперник начал выносить Макса с трека (по другому резонансные столкновения на гонках в Англии и Венгрии не назовешь), в ответ стали играть не менее жестко. Кроме Монцы, где Ферстаппен проехался своему конкуренту по голове, пошли регулярные выталкивания Хэмилтона в поворотах, которые достигли апогея к гонке в Джидде. И столкновение при попытке вернуть позицию показало, что оба претендента на титул достойны друг друга в плане грязных приемов. Невзирая на замедление, Макс перекрывал траекторию для обгона, а взбешенный его выходками Льюис, вместо того чтобы дождаться более широкого участка трассы, на эмоциях боднул болид соперника.

Максу хватило характера не только морально «вскрыть» Льюиса, но и не сломаться самому после одной серьезной аварии в Сильверстоуне и одной обидной в Хунгароринге, где в него влетел напарник семикратного чемпиона Вальттери Боттас. Своим бойцовским характером и откровенной наглостью Ферстаппен оказался удивительно похож на молодого Михаэля Шумахера. Как раз эти качества помогли немцу взять первое чемпионство в не менее противоречивой борьбе с другим британцем — Деймоном Хиллом — в 1994-м. И да, тогда решающую роль по-своему тоже сыграло невероятное везение. Пилотаж на пределе и неуступчивость вплоть до фола — два главных качества Шуми. Теперь в «Формуле-1» снова есть такой же пилот, которому этот подход принес невероятное чемпионство.

Льюис Хэмилтон — выдающийся гонщик, но его сравнение с Сенной сомнительно

Семикратный чемпион мира вполне сможет добавить в свою коллекцию еще пару трофеев, получить столько же наград и почетных званий за пределами автоспорта, пожертвовать миллионы на благотворительность и не раз высказаться или даже покрасить свой шлем в поддержку униженных и оскорбленных. Но в истории «Формулы-1» он все равно останется Льюисом Хэмилтоном. Явные претензии на статус «современного Сенны», которыми Льюис не стыдится делиться в Instagram*, нисколько не приблизят его к бразильскому «волшебнику» ни в гоночном, ни в личностном плане.

Можно написать книгу, сравнивая мастерство этих двух выдающихся гонщиков, но гораздо важнее здесь будет другой факт. Доминированием Сенны и «Макларена» наслаждался весь мир. Гегемония Хэмилтона и «Мерседеса» закончилась ликованием главной трибуны «Яс Марины», когда в субботу Льюис показал второе время в квалификации, и еще большим ликованием в боксах других команд в воскресенье.

https://twitter.com/HaasF1Team/status/1470086565208764428

То, что делал за рулем болида Айртон, наэлектризовывало атмосферу вокруг страстью, с которой бразилец относился к гонкам. Льюис, по его собственным словам, тоже иногда кричит от удовольствия прямо по ходу заезда, но со стороны подавляющее большинство его побед в «Мерседесе» не представляет никакого интереса в плане зрелищности. Отрицать, что Льюис Хэмилтон демонстрирует безупречный пилотаж, нельзя, но вместе с тем за каждым его действием на трассе стоит расчет, а не импровизация и риск. К тому же одним очень неочевидным качеством британца является мастерство располагать болид так, что соперник сам допускает ошибку или как минимум фол сходит Льюису с рук. Каждое столкновение Хэмилтона с соперником оставляет сомнение в том числе и в его собственных действиях.

Портрет семикратного чемпиона мира также будет неполным без упоминания тепличных условий в команде и превосходящей техники, на коей Льюис взял львиную долю своих титулов. Если искать реальный аналог Хэмилтона в истории «Формулы-1», то им скорее будет Джим Кларк. Шотландец дважды становился чемпионом мира не только благодаря таланту, но еще и доминирующему болиду «Лотуса», на котором в лучшие дни он мог привезти круг всему пелотону.

Во многом Хэмилтон потерял титул из-за того, что Ферстаппен и «Ред Булл» с трудом, но все же выдернули его из привычной реальности. После 2016-го Льюис в борьбе за чемпионство испытывал лишь недолгое и незначительное сопротивление со стороны Себастьяна Феттеля, поэтому внезапный вызов «быков» в 2021-м стал в какой-то степени потрясением для титулованного пилота, привыкшего со старта уезжать к первому месту.

«Формулу-1» ждет борьба на всех этажах

Переход на новый технический регламент в следующем сезоне с большой вероятностью может перевернуть привычный расклад сил на долгие годы вперед. Так происходило накануне эры «Ред Булла» в конце нулевых и после появления гибридных установок, приведших к фантастическому успеху уже «Мерседеса».

Но прямо сейчас в каждой команде и на каждом уровне сложились дуэты, трио и квартеты сверхмотивированных соперников. Льюису Хэмилтону предстоит очередной штурм рекорда Шумахера, с которым он сравнился, но пока не превзошел по числу титулов. Возможно, поражение в этом сезоне по-настоящему разбудит его перед битвой за восьмое чемпионство. К тому же в напарниках у него будет Джордж Расселл, едва не выигравший в машине Льюиса Гран-при Сахира в 2020-м. Ферстаппен с не меньшим рвением будет защищать свой титул, а решающим фактором для его успеха или неудачи станет новый моторный проект «Ред Булла», теперь остающегося без поддержки «Хонды».

Перспективными смотрятся набирающие обороты «Феррари» и «Макларен», где вдобавок стоит ждать конкуренцию между амбициозными напарниками: Карлоса Сайнса с Шарлем Леклером и Даниэля Риккьярдо с Ландо Норрисом. Наконец, техническая реформа вполне может вытащить в первые ряды «темную лошадку» вроде «Альпин» или «Астон Мартин». Столько интриг «Формула-1» не обещала уже давно, и прошедший сезон заставляет надеяться на не менее зрелищное продолжение.

Читайте также:

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.