«Китайский рынок – козырь для «Зенита». Цена на Халка не упадет». Колонка Нобеля Арустамяна

3 марта 2016 01:02
«Китайский рынок – козырь для «Зенита». Цена на Халка не упадет». Колонка Нобеля Арустамяна
«Китайский рынок – козырь для «Зенита». Цена на Халка не упадет». Колонка Нобеля Арустамяна

Комментатор «Матч ТВ» — о феномене трансферного безумия в Китае.

Чем больше всего поразил Китай этой зимой?

Для меня главная трансферная бомба чемпионата Китая – конечно, Джексон Мартинес. Молодых бразильцев, которые выбирают для старта карьеры экзотическую страну, мы уже видели немало: Алекс Тейшейра, хоть и очень одаренный игрок, пока не играл в топ-чемпионатах Европы. Гуарин и Рамирес – другой случай; они уже кое-чего добились, но сейчас их карьера застопорилась, и оба выбрали путь наименьшего сопротивления. А вот Мартинес несколько лет входил в число самых желанных нападающих Европы. «Атлетико» не просто так купил его за 35 миллионов евро, а в надежде его потом еще более выгодно перепродать, как это уже было с Фалькао и Диего Костой. Полгода – не срок, но за это время в Мадриде у Джексона мало что получилось.

И тут Мартинеса за 42 миллиона покупает «Гуанчжоу». После такого стало понятно: китайцы пришли всерьез и надолго. Раньше на трансферы звезд в Китай мы реагировали с улыбкой, но сейчас сформировалась тенденция, и очень пугающая. Перед нами – серьезный игрок на рынке. Да, такие безумные траты на игроков не заоблачного уровня могут вызывать отвращение, но и в Европе переплачивают очень часто, особенно в Англии. А как же переход Кавани в ПСЖ за 69 миллиона евро? А Хамес, за которого «Реал» отдал 80 миллионов евро?

Кто сейчас едет в Китай?

Обратите внимание, Китай выбирают как правило южноамериканцы: бразильцы, колумбийцы, аргентинцы; есть и африканцы вроде Жервиньо и Гьяна. Здесь играет роль менталитет: европейцы все же ценят свое окружение и с бо́льшим удовольствием поедут в США, где можно спокойно доигрывать, иметь гарантии и жить в понятном, знакомом мире. У Андрея Ярмоленко, отказавшегося от зарплаты в 12 миллионов в Китае, есть мечта заявить о себе именно в Европе. Пока он не поиграет в Англии, ни в какой Китай не поедет.

Важно также, что с каждым клубом в Китае работают только китайские агенты и представители клубов. В работе с Европой есть, конечно, и посредники – делами Джексона Мартинеса, например, заведует Жорже Мендеш, и он был рад уже в третий раз (с учетом «Порту») выгодно продать своего клиента. Но доступ даже самых ушлых агентов из Европы в Китай очень сложен. При сделке приходится контактировать не только с клубом, но и его спонсором и многочисленными местными посредниками.

Чему научили покупки китайских клубов?

Китайские клубы не только выплачивают клубам полную стоимость игрока, но и обеспечивают игрокам большую зарплату. С последним, впрочем, бывают и проколы. Один из самых смешных случился с Луисом Адриано. Нападающий «Милана» уже выложил в инстаграм* фото из Китая, «Цзянсу Сунин» обо всем договорился с итальянцами, оставалось подписать документы. Была согласована и зарплата – около двенадцати миллионов евро в год. На переговорах нападающему подсунули бумагу, где были прописаны только шесть миллионов евро в год. «Все остальное заработаешь на имиджевых правах: футболки, атрибутика, реклама», – сказали Луису в «Цзянсу». Тот развернулся и уехал.

В Китае нет стабильности, как в английской премьер-лиге. Ситуация там скорее напоминает Россию: футбол как бизнес-индустрия еще не выстроен, наличие денег зависит от спонсоров, поэтому деньги эти искусственные. Зато китайцы оказываются в неравных условиях с европейским футболом. В Китае обходятся без финансового фэйр-плей, до Азии Джанни Инфантино пока не добрался. Это дает китайским клубам значительное преимущество.

Кому нужны китайские деньги, кроме футболистов?

Мало пригласить звезд: китайскому чемпионату нужна реклама и продвижение. Пока этого нет: на слуху только сложные названия команд и фамилии звездных новичков. С другой стороны, китайцы затеяли все это главным образом для внутреннего рынка. В Китае достаточно людей, занимающихся футболом, но они не собираются тратить деньги зарубеж.

Как футбол сводит Китай с ума

Вы не поверите, сколько уже миланские клубы гоняются за китайскими инвесторами. Не все еще знают историю с тайским бизнес-партнером Сильвио Берлускони Би Тэчауболом. Мистер Би, как его называют, – обычный брокер, никакой не миллиардер. Он летает в Милан регулярными рейсами эконом-класса и делает селфи на «Пьяцца Дуомо» как обычный азиатский турист. «Неужели это какой-то миллиардер?» – думают в Италии, глядя на Мистера Би.

Так вот, Мистер Би обещал, что найдет покупателя из Китая для 49 процентов акций «Милана», которые ему передаст Берлускони. Поиски продолжаются уже год. Почему так долго? Китайцы решили, что деньги на футбол будут распределяться для чемпионата Китая. Берлускони ждет, но Мистеру Би вряд ли что-то удастся. То же самое касается президента «Интера» Эрика Тохира. Он спит и видит продать часть акций клуб китайцам, но таких людей нет.

Недавно в Италию приезжал глава одного из крупнейших консорциумов Китая с государственным участием. Цель визита – оформление сделки по приобретению компании Infront. На ужин пришли Тохир и Барбара Берлускони – оба надеялись, что инвестиции наконец привлечены. Они были удивлены тем, что этот самый фонд уже выделил на развития в Китае футбола и кино (еще одно направление, которое планируют развивать китайцы) уже выделено несколько миллиардов евро. Так что тенденция получает развитие.

Нужен ли Китай европейским топ-тренерам?

Такую крупную сделку по Джексону Мартинесу стоило ждать именно от «Гуанчжоу Эвергранд». Это один из немногих китайских клубов, о чьем богатстве мы знали еще несколько лет назад. Именно «Гуанчжоу» – последний клуб, где работал Марчелло Липпи, и не случайно он выбрал не Катар и не Дубай, чтобы заработать на безбедную старость, а именно этот китайский клуб. С «Гуанчжоу» он стал многократным чемпионом страны, а главное – выиграл азиатскую Лигу чемпионов. Липпи сделал «Гуанчжоу» лидером китайского футбола, а вот клубов, которые могут сделать замах на рубль, а удара так и не сделают, не сомневаюсь, там достаточно.

Все ошарашены фамилиями игроков, перебравшихся в Китай, но один из местных клубов очень хотел пригласить даже Фабио Капелло. Он не поехал: это не совсем его стиль и его страна. Готовый контракт в Китае ждал и Лучано Спаллетти, тренер уже должен был лететь в Пекин, но до конца ждал предложения из «Ромы» – и дождался. Он уехал из Италии в самом расцвете своих тренерских сил, в статусе одного из лучших тренеров Италии. Если бы после России Спаллетти отправился еще дальше на восток, о нем бы просто забыли.

Кто из игроков РФПЛ мог уехать в Китай?

Напомню, что «Зенит» интересовался Фредди Гуарином, но «Интеру» было очень важно продать игрока, а не отдать в аренду. Убедить Гуарина могли только «Интер» или сумма контракта, предложенная «Шанхаем». В итоге китайцы заплатили за Фредди 11 миллионов евро.

У Сейду Думбия вариант с Китаем был реальнейший – и не только зимой, но и летом, когда его забрал в аренду ЦСКА. Не хватило буквально нескольких бумаг: загвоздка была в том, что «Бейцзин Гуоань» был готов платить за Думбия не сразу, а через несколько месяцев – безо всяких финансовых гарантий. «Рома» испугалась продавать Сейду по такой схеме, а кроме того, сам нападающий был влюблен в идею возвращения в ЦСКА. Интерес к Сейду из Китая сохранялся и зимой, но в итоге он решил поиграть в Англии. При этом я убежден: Китай – ближайшее будущее Думбия. Заиграть в «Ньюкасле» у него не получается, ЦСКА его вряд ли вернет, так что продажа в Китай будет очень выгодным вариантом.

В обратном направлении, из Китая в Россию, уже последовал Оланаре. Пока для нас это кот в мешке, в товарищеских матчах за ЦСКА Оланаре не наигрывался в основе – но пришел он в Россию ради участия Лиги чемпионов, которая, очевидно, ждет ЦСКА в следующем сезоне. В Китае Аарон себя уже зарекомендовал и в случае чего может туда вернуться: соглашение с ЦСКА пока арендное. Оланаре всего 21 год, деньги он заработать еще успеет, на этом этапе для него важнее футбольные амбиции.

Продаст ли «Зенит» Халка в Китай?

На днях «Зенит» подтвердил: за Халка в Китае сулили 30 миллионов. Как я говорил ранее, зимой Халка в Китай отпустил бы только сумасшедший. Глядя на Халка, видно, как он счастлив в Петербурге: на поле, может, не все клеится, но в его инстаграме* – сплошная любовь к России, полагаю, что искренняя. Деньги решают почти все, тем более для бразильца, но сейчас у Халка есть Лига чемпионов.

В ближайшие годы цена на Халка не упадет, особенного на китайском рынке. В случае необходимости он может попросить «Зенит» отпустить его в Китай. Китайский рынок – настоящий козырь в рукаве для «Зенита»: если завтра питерцам понадобится за большие деньги продать Халка, сделать это несложно. В Европе больше, чем 30 миллионов евро, за Халка уже не дадут, а в Китае  могут предложить и гораздо больше. К тому же, там его, похоже, уже любят: достаточно одного вида Халка или всех этих отсылок на комиксы. А ведь у самого Халка уже есть опыт игры в Японии.

«Из русских игроков пригласил бы Кокорина». Кто тренирует самый богатый клуб Китая

Когда все это кончится?

Допускаю, что покорение футбола китайцами продолжится. Тенденция пугающая, и дело тут не только в огромных деньгах. Истоки – в любви председателя Китайской народной республики Си Цзиньпиня к футболу. Помню его недавнюю деловую поездку по Европе. В Великобритании он встречался с премьер-министром Кэмероном, и одним из пожеланий Цзиньпиня было посещение Манчестера. В итоге он посетил базу «Сити» и даже с удовольствием фотографировался с Серхио Агуэро.

Си Цзиньпинь разрабатывал концепцию развития футбола в Китае. Глобальная цель страны – популяризация массового футбола, в том числе для этого в Суперлигу и привлекаются мировые звезды. Возможно, в ближайшие годы в Китае научатся переманивать и европейцев. Кроме того, китайский лидер мечтает принять в своей стране чемпионат мира в ближайшие лет 15-20 – а чуть позже победить на нем.

Казалось бы, что за ерунда? Последний ЧМ для китайцев прошел в 2002-м году – и прошел совершенно бесславно, они проиграли всем в группе, не забив ни одного мяча. Но вспомните: первые медали Олимпийских игр Китай выиграл только в 1984 году, и то только на зимних. Китаю потребовалась не так много времени, чтобы стать одной из главных спортивных держав мира, судя по последним Олимпиадам. Кто поставит на то, что Китай не станет регулярным участником футбольных чемпионатов мира в ближайшие лет десять?

Понятно, что футбол – особенная индустрия, это самый конкурентный вид спорта, добиться в нем успеха из ничего практически невозможно. Но объяснить феномен Китая одними трансферами не получится. Боюсь, что китайцы пришли в футбол не ради баловства, они гораздо умнее.

Текст: Нобель Арустамян

Фото: РИА Новости/Антон Денисов, globallookpress.com

* Соцсеть, признанная в России экстремистской