«С полуночи до 4 утра не спишь, бредишь. Это время медведей». Опасные экспедиции на САП-борде российского путешественника

Как пройти 1000 километров по дикому побережью и выжить.

Сайт «Матч ТВ» рассказывал о том, насколько популярными стали САП-борды этим летом. Надувную доску с веслом в основном используют для соревнований, неспешных водных прогулок или даже занятий йогой.

Для Максима Харченко из Владивостока САП-борд — это не развлечение, а способ передвижения. На нем он ходит в уникальные многодневные экспедиции по Амуру и побережью Приморского и Хабаровского краев. Максим является членом Российского географического общества. Все его последние экспедиции имеют исторический подтекст. Путешественник ходит по маршрутам знаменитого исследователя Дальнего Востока Геннадия Невельского. В интервью сайту «Матч ТВ» он рассказал:

  • Сколько стоит его снаряжение
  • Как выглядит обычный день Максима в экспедиции
  • Какие угрозы для жизни человека есть на Приморском побережье
  • Что самое удивительное Харченко находил на диких пляжах

Про выбор САП-борда в качестве судна

— САП-борд — это то, что давно искал. Я жил на берегу моря и хотел по-особенному проводить на нем время. Пробовал виндсерфинг, но мне он не нравился с технической точки зрения. Нужно было возить с собой несколько парусов, все очень громоздкое. Часто не бывало ветра, тогда ты тупо сидишь на берегу. Я искал что-то, что не напрягало в плане транспортировки, хранения и было универсально на больший диапазон погоды. На сап-борде ты ощущаешь контакт с живой водой. Тебя от моря ничего не отделяет — ни борта лодки, ничего. Ты стоишь на борде и видишь все красоты — камни, покрытые звездочками, крабов, как рыба ходит под доской. Например, в каяке мне дискомфортно. Из-за высокого роста коленки постоянно упираются в пластик, движения неестественные. А на САП-борде ощущение, что ты идешь пешком.

Про первую экспедицию

— Идея родилась в 2016 году. Задача была понять, возможны ли многодневные и многокилометровые проекты на САП-борде. Предстояло пройти тысячу километров от границы Приморского и Хабаровского краев до поселка Самарга. Это дичайшие места. Самарга у нас на Дальнем Востоке ассоциируется с полюсом недоступности. Он меня всю жизнь манил, поэтому и родилась такая идея, которую я реализовал в 2017-м.

— Где-то уже слышали про экспедиции на САП-бордах до этого?

— Когда я собирал информацию о том, что с собой брать, сколько дней подряд можно идти на САП-борде, то не смог найти ответы на свои вопросы. Ни у кого не было практики и опыта. Одно дело, когда ты приезжаешь, катаешься, уезжаешь домой, вкусно кушаешь, спишь и на следующий день снова катаешься. Другое дело экспедиционные условия, в которых приходится стоять на воде по 8 часов несколько дней подряд. Нужные ответы я получил, пройдя тысячу километров за 69 дней. Я достиг полюс недоступности. В качестве награды получил встречу с акулой. Она погрузилась прямо под дно моего САП-борда, сделала круг, прошла под килем и уплыла. Поставила мне зачет. Успел заснять кончик ее плавника.

Про исторические экспедиции

— Первая экспедиция никак к истории привязана не была. После нее я вдохновился и начал планировать новые маршруты. Заинтересовался прошлым тех мест, по которым путешествую. Так мне в руки попала книга «Подвиги русских морских офицеров на крайней востоке России» адмирала Геннадия Ивановича Невельского, который занимался исследованиями Приамурского и Приуссурийского краев. Я поразился событиям, которые описываются в книге. Люди были так замотивированы, что с одним сухариком ходили на сотню километров в дикие места. Решил все последующие экспедиции посвятить Невельскому, пойти по его следам. Первый проект реализовал в 2018 году, затем ходил в 2019-м и сейчас. Но еще исследовать и исследовать.

— Получается, на данный момент у вас четыре экспедиции. Какой общий километраж?

— Пройдена линия от границы Северной Кореи до залива Счастья. Два проекта по тысяче километров, один — 280, сейчас — 500. Получается 2780 километров за четыре года. В основном это морское побережье: Татарский пролив, Японское море.

— А по сколько дней?

— Первая экспедиция — 69, вторая — 16, третья 70, нынешний проект — 46.

Про подготовку

— Сначала прорабатывается маршрут. Сидишь за монитором, изучаешь картинку из космоса, смотришь рельеф. Самое главное — увидеть источники пресной воды и посмотреть, где примерно можно ночевать. В устьях рек ночевать небезопасно из-за медведей. Поэтому прикидываешь, что здесь я воды наберу, а потом отойду и за этот мысок спрячусь.

Физическая подготовка не прекращается. Как только сезон на САП-борде заканчивается, начинаются интенсивный бег и велосипед. Зимой — походы по пересеченной местности, по горам. Главное, чтобы сердечно-сосудистая система привыкла к нагрузке. И для САП-борда очень важны колени, потому что ты стоишь по 8 часов в день.

— Психологически как-то готовитесь?

— Смотрю на Youtube мотивационные ролики спортсменов, чтобы на подсознание это все записалось и чтобы в критической ситуации ты принял правильное решение и не отступил.

— Где черпаете знания по выживанию в дикой природе?

— Помогает бурная молодость. Я ходил в школу скалолазания и альпинизма. Когда выходишь на берег, он напоминает горы. Так же разбиваешь лагерь. Плюс я же вырос в Приморском крае и постоянно проводил время в тайге. Вкупе все эти навыки из детства всплыли и помогают сейчас выживать. К тому же на ходу учишься. Где-то друзья подсказывают: как бороться с мошкой, как вести себя с медведями. А ты уже на практике смотришь: работает это или нет.

Про снаряжение

— Первое, что надо взять, это, естественно, САП-борд. К нему — два карбоновых весла. Одно весло запасное, потому что, если в прибрежной полосе лопастью ткнуть камень, то оно может повредиться. Беру непромокаемые гермомешки, палатку, термобелье, гермокостюм, теплую одежду, газовую горелку. Все, чтобы выжить на Приморском берегу во время штормовых ветров и тайфунов. У меня задача, чтобы было все самое лучшее и надежное, чтобы ничего не подвело во время экспедиции, так как я иду один в опасные места, без поддержки и связи. Все снаряжение должно быть качественным. Не дай бог, палатка порвется или даже перчатка, будет уже катастрофа.

— Сколько все это стоит?

— Дорого, потому что все снаряжение топовое. Честно говоря, табличку не вел, не подсчитывал. САП-борд на сайте 2300 австралийских долларов, костюм - 1100, спасжилет - 150, перчатки — 200. Каждое весло - по 20 тысяч рублей, палатка — 15 тысяч, спальник — 10-15 тысяч, теплая куртка — 25 тысяч. Так набирается приличная сумма. Бюджет серьезный. Это я еще не говорю о стоимости фото- и видеоаппаратуры. Снаряжение мне непосредственно предоставляют партнеры, которые работают на этом рынке. Транспортные расходы и питание — аэропорт Хабаровска, которому присвоено имя Невельского.

— Сколько все это весит?

— У моего САП-борда грузоподъемность 150 килограммов. Я, одетый в снаряжение, вешу 80. То есть у меня есть возможность взять еще 70. Самое важное взять побольше продуктов питания. Также беру стратегический запас воды — 10 литров. Постоянно стараюсь его пополнять.

Про питание во время экспедиции

— Нужно найти такую еду, в которой достаточно калорий, но она немного весит. Поэтому я пользуюсь сыровяленым мясом. Расфасовываю его по 100-граммовым пакетикам. Сушу сухари в русской печи. Беру с собой макароны, соевый соус, чай и большое количество сахара. Это основная еда.

Я беру такое количество газовых баллонов, макарон, соевого соуса и мяса, чтобы хватило на 300-400 километров. Дальше, может, где-то рыбаки помогут. Они иногда дают печенюжки или еще что-то такое, что я с собой не беру. Но 300 километров могу быть независимым ни от кого.

— Сами не рыбачите и не охотитесь?

— Нет. Ни в коем случае. На это нет времени. Если хорошая погода, ты гребешь, если плохая — отдыхаешь. Снова хорошая — гребешь. Я не охотник и не рыбак.

Про обычный день в экспедиции

— Задача номер один — встать как можно раньше. Подскакиваешь, собираешь лагерь, грузишь все на САП-борд, пьешь на ходу чай из термоса, который приготовил с вечера. Каждая секунда на счету. И гребешь, гребешь, гребешь, пока ветер не подует. Тогда ты понимаешь: будет у тебя день трудный или очень трудный. Тут можно расслабиться, покушать сыровяленое мясо, запивая чаем. Цель - пройти максимальное количество километров, даже если погода плохая. Потому что не факт, что она будет лучше завтра. Высокая волна? Греби! Завтра может быть выше. Сильный встречный ветер? Греби. Завтра может быть сильнее.

На берег выходишь, уже когда руки, как плетки, висят и сил нет. Сразу кипятишь сладкий чай, чтобы глюкоза в кровь ударила и голова сработала. Попил, пришел в себя, понял, где находишься, — разбиваешь лагерь. Отвариваешь макароны, кушаешь и как можно раньше ложишься спать, чтобы быстрее восстановиться.

Спишь до 12 часов ночи. С полуночи до 4 часов утра ты уже бредишь, потому что медведи начинают ходить рядом с палаткой. В этом время у тебя уши как локаторы. Ты все слышишь, как медведь рядом рыбу ловит, плескается. Уснуть не можешь. Отпугиваешь их петардами.

Поэтому до 12 ночи нужно выспаться. Ложишься часов 6-7 вечера. Хорошо, что у нас темнеет часов в 8 и светлеет рано. Где-то в 4 часа утра, с первым прояснением неба, ты уже понимаешь, что ночь пережил. Можно еще чуть-чуть покумарить, и пора уже вставать.

— Сколько проходите километров в день?

— За эту экспедицию у меня получалось 43, но на следующий день я даже не встал. Просто тогда была более-менее нормальная погода. Я греб, пока не упал. А вообще 15 километров — хорошо, 20 — очень хорошо, 25 — отличный результат. Если пройдешь больше 25, есть вероятность, что на следующий день преодолеешь совсем немного. Организм не успеет восстановиться. Поэтому в нагруженном САП-борде, практически всегда против встречного или бокового ветра, 20-25 километров — оптимальный результат.

— Сколько килограммов теряете за экспедицию?

— Дежурно — 7-8 процентов веса.

Про психологическую нагрузку

— Психологическое состояние зависит от медведей. Если ночуешь рядом с поселками, то понимаешь, что выспишься. Все нормально. Если спишь на диком берегу, то очень психологически тяжело. Ложишься в палатку с понимаем того, что не факт, что откроешь ее утром.

— Нехватки общения не чувствуете?

— Нет. Я себя сравниваю со спортсменом, который бежит марафон. Ты стартуешь и каждую секунду думаешь о финише, полностью сосредоточен. Об общении вообще не думаешь.

— Мыслей сойти с дистанции не бывало?

— Как не бывало? Когда в первую ночь экспедиции медведь ходил вокруг палатки и не реагировал на фальшфайер, а ушел только тогда, когда я ему второй фальшфайер под ноги кинул, то у меня в голове произошла перестройка вселенной. Что теперь делать? Как дальше идти? Ведь дальше расстояние между поселками будет больше. Тогда первое желание — сойти с маршрута. Но я продолжил. Зашел в ближайший поселок, накупил всяких новогодних петард, чтобы обороняться.

Про другие опасности

— Угроза медведей — понятна. Что или кто еще несет в себе опасность?

— Змеи. В этот раз я в последний момент увидел хвостик змеи, заползающей в палатку. Палатка у меня состоит из двух отсеков. Один — спальный, туда не залезешь. Второй — тамбур, куда кладутся гермомешки. Там есть зазор. Хорошо, что увидел этот хвост. Мог бы шебуршать рукой среди гермомешков и получил бы укус. Лоси тоже представляют угрозу, если гормоны играют. Могут копытом тебя в палатке забить. Но с ними у меня все обходилось. Главная проблема, конечно, медведи. Никогда не знаешь, что у них на уме.

— Насекомые проблем не добавляют?

— По сравнению с медведями — это не проблема вообще. Тем более местные жители меня научили, как с мошкой справляться. Нужно развести ваниль с водой и нанести на кожу. Они этот запах не любят. Так что с мошкой решил вопросы, да и с комарами тоже. Но их, конечно, там большая масса.

— Сколько было пограничных ситуаций между жизнью и смертью?

— В каждой экспедиции где-то 3-4 таких ситуации. Когда я шел по Татарскому проливу, они были связаны с неожиданными шквалами. Я еле живой выбирался на берег. В этой экспедиции — медведи.

— Друзья и родственники спокойно отпускают?

— Конечно же, нет. Все беспокоятся. Поэтому если есть малейшая возможность — рыбацкий стан по дороге или какая-то спутниковая тарелка, — то звонишь, говоришь, где находишься и что все хорошо. По-другому в этих краях никак. Связи местами нет на десятки километров.

— А если что-то случится?

— Сигнал никак не подать. Надежда только на себя и на снаряжение. Я беру самые лучшие лекарства, самые сильные обезболивающие. Аптечка практически как у спецназа. Если медведь порвет чуть-чуть, есть иголка и нитка, чтобы себя зашить смог.

— Приходилось принимать эти лекарства в экспедиции?

— Тьфу-тьфу-тьфу. Аптечку открывал только чтобы достать активированный уголь, когда травился. Иногда просто ленишься прокипятить воду. Смотришь, вроде ручей горный и чистый. Но попил — и траванулся. Потому что вверху этого ручья может труп медведя лежать, например.

Про находки и развлечения

— Кажется, что у вас в экспедиции присутствует только гребля и сон. Развлечения какие-то есть?

— Как уже сказал, сравниваю себя с марафонцем. Главное — дойти до финиша. Все развлечения после. Единственное, что я себе позволял, это погулять по пляжу и пособирать красивые камушки. В этих места была активная вулканическая деятельность. На них образовались агаты, которые вымылись на берег. Вот у меня развлечение собирать халцедоны, черепки с орнаментами, которым по -3-4 тысячи лет.

— Какие необычные находки были?

— Самая уникальная находка за все годы — монолит, на котором высечено «1853 Де-Кастри» и барельеф трехмачтового парусника на волнах. В этот год Невельской получил разрешение занимать Сахалин, и впервые в истории наши парусники вошли в Татарский пролив. Место, где я нашел этот камень, это практически единственная территория, где парусник мог укрыться от бури и где можно набрать пресной воды. Возможно, во время такой стоянки и высекли цифры.

Про планы

— Еще точно не определился, какая будет экспедиция на следующий год. Но раз Невельской ходил и зимой, то и мне уже пора планировать путешествия на это время. Хочу взять лыжные проекты, на зимнем кайте, на снегоходе. Много идей. Летом — на САП-борде и на горном велосипеде. Все, конечно, зависит от поддержки партнеров, потому что экспедиции очень финансово-емкие. Если все пойдет по плану, то будут еще проекты по следам Невельского.

— Южные моря не рассматриваете?

— Целью всех моих экспедиции является историко-географическое просвещение. В эпоху Невльского наш граф Путятин прибыл в Японию на красивом фрегате «Диана», где подписал первое торговое соглашение со страной. Там он потерпел кораблекрушение и построил с помощью японских плотников новый корабль. Я как раз хочу сделать экспедицию по местам, где ходил граф Путятин, чтобы была мощная историческая составляющая. 

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.