«Мне было очень обидно». Платонова — о решении МОК по микст-дуэтам, новой программе и гипоксии во время выступлений

«Мне было очень обидно». Платонова — о решении МОК по микст-дуэтам, новой программе и гипоксии во время выступлений
Александр Мальцев, Олеся Платонова / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ
Чемпионка Европы продолжает карьеру, несмотря ни на что.

Олеся Платонова уже давно является партнершей четырехкратного чемпиона мира по синхронному плаванию Александра Мальцева по микст-дуэту. Но до своего первого чемпионата мира Олеся никак не могла добраться — пандемия, отстранение. Похоже, в Сингапуре ее дебют на чемпионате мира все же состоится — на чемпионате России в Екатеринбурге они с Александром Мальцевым победили в технической программе.

— Как пережили все произошедшее этой весной, включая чемпионат России?

— Соревнования - достаточно спокойно. Без нервотрёпки не обошлось, но в любом случае, я считаю, все было достойно по исполнению, если учесть, что программа новая. Конечно, не без помарок, но в любом случае тренер довольна. Это самое главное.

— Расскажите про программу, пожалуйста.

— Гане Владимировне [Максимовой — тренеру, прим. "Матч ТВ"] пришла в голову мысль назвать программу «Деволюция». Хотели этой программой показать, куда идет наш мир. Затронули тему внедрения в нашу жизнь искусственного интеллекта и его постепенного слияния с человеческим разумом. Наша программа о «новом мире», в котором человек всё дальше уходит от природы, в том числе и своей, человеческой, становясь человеком-роботом.

Гана Максимова / Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков

— В синхронном плавании ИИ уже используют? В фигурном катании уже образ с помощью ChatGPT выбирают.

— Я думаю, только для придумывания образа ИИ и можно использовать в спорте. Плавать ИИ нас не научит, к сожалению. Ошибки тоже подсказать не сможет. Да и, честно, искусственный интеллект, точно не придумает лучше образ, чем это делает Гана Владимировна. У нее особый взгляд на то, как это должно быть, это взгляд именно тренера-постановщика.

— Что вы спрашиваете у ИИ?

— Максимум - как расставить запятые в каком-то очень сложном предложении, в тексте. И то для того, чтобы проверить себя.

— Тогда по поводу взаимоотношений с природой, но в контексте окружающей среды. Вижу у вас посты про уходовую косметику. Куда баночки потом идут?

— Я всегда сортирую мусор, но выношу его у дома. Времени особо ездить в специальные пункты сбора нет. Кстати, у нас в Круглом (на базе) наконец-то появились контейнеры для раздельного сбора мусора — благодаря Гане Владимировне!

— Гана Владимировна всегда за экологию! Кстати, есть магазины, где баночку сдаешь, когда покупаешь новый крем.

— Я про такое не слышала. Надо про такое писать больше!

— У вас было много новостей перед чемпионатом России, в частности от МОК. Как восприняли решение не включать микст-дуэт в программу Игр?

— Мне было очень обидно, потому что я надеялась «дожить» до Игр именно в составе микст-дуэта, все же я именно в этой дисциплине готовлюсь. Так что стало грустно. Для Майи [Гурбанбердиевой] это вообще стало трагедией. Утешает только то, что стали допускать до международных стартов, наконец-то у меня будет шанс выступить на чемпионате мира, спустя семь лет.

Майя Гурбанбердиева / Фото: © РИА Новости / Джорджио Пероттино

— Следили за Кубком мира? Как вам все это?

— Мы посмотрели все соревнования от и до, увидели наших соперников, кто как судит, за что ставят или не ставят базовые оценки.

— И как?

— Получается, что там судят немного по-другому, чем в России. Они обращают внимание на другие критерии. Ощущение, что у нас судят немного пожестче. Одно странно, что не ставили базовые оценки именно в соревнованиях микст-дуэтов, там, где база должна была быть. В принципе, мы и так понимаем, что к нам будут больше всего придираться, мы обязательно должны быть на голову выше и по сложности программы, и по качеству, и по художественному впечатлению. Ну и, конечно же, мы будем повышать сложность, чтобы быть в отрыве от других дуэтов.

— Художественное впечатление, как сказала Светлана Ромашина, - это то, на что смотрят особенно внимательно.

— Абсолютно верно, мы видели это на примере испанского микст-дуэта. У них не было какой-то невероятной сложности, произвольная программа средненькая — в плане того, что там почти нет никаких трудных связок. Но там такая экспрессия, что мы были просто в шоке!

— Но ведь российское синхронное плавание может выдать такую экспрессию?

— Конечно, но в нашем случае это может не сработать. Майя [Дорошко] с Таней [Гайдай] стали 12-ми по этому показателю, их на первое место вытянула сложность. И в том, что касается движений рук - была выразительность, и они улыбались, и хореография вся была хорошо выстроена, но выиграли все-таки за счет сложности. То есть рассчитывать на художественное впечатление для нас точно не вариант.

Татьяна Гайдай и Майя Дорошко / Фото: © РИА Новости / Пелагия Тихонова

— Погодите, то есть по-прежнему нужно быть лучше во всем на две головы? Так ведь тогда ничего не поменялось?

— В принципе, да, только теперь за нами будут наблюдать еще пристальнее.

— Знаете, чего не понимаю? Мы так долго говорили о механизированности программ по новыми правилам, а художественное впечатление опять выходит на первые позиции. Мы что-то недооценили, переоценили?

— Думаю, когда ввели новые правила, увидели, что они доходят до полного абсурда, а сейчас пытаются исправить ситуацию. Но в любом случае старые правила уже не вернуть полностью, просто есть попытка как-то это все совместить, чтобы ценилась и хореография, и сложность. На самом деле, в какой-то момент мы думали, когда услышали об изменении правил два раза в год, что они введут каталог хореографии. Но, слава богу, этого пока не произошло, и мы надеемся, что не произойдет. Пусть остается вот этот каталог с набором элементов, над которыми мы будем работать и наполнять ими программы, при этом стараться внести возможное разнообразие.

— Столько разговоров про каталог. Кажется, уже скоро будет каталог улыбок.

— А это хорошая тема, потому что, например, на юниорском первенстве Саша Кузнецова выступала с технической программой, где она была в образе киллера из фильма «Убить Билла». Ей не поставили хорошие оценки за художественное впечатление, потому что она не улыбалась. А как улыбаться, если программа построена на другой эмоции?

Александра Кузнецова / Фото: © РИА Новости / Пелагия Тихонова

— Тогда нужен отдельный каталог — улыбок или "не улыбок" киллера, каталог улыбок принцесс… О серьезном. Не было никогда желания встать в группу?

— Хороший вопрос. Я понимаю, что группа — это, наверное, единственный сейчас вариант, чтобы поехать на Олимпийские игры. Но я там уже не стояла почти шесть лет. Как дальше будут развиваться события, увидим. Сейчас у нас чемпионат мира, мы готовимся выступить там в составе микст-дуэта. А дальше уже будем смотреть, что и как.

— В группе сейчас нужно сделать три программы, чтобы получить одну медаль. Во время Олимпиады у меня было ощущение, что я никогда не видела таких уставших синхронисток после выступлений. Или мне показалось?

— Конечно же, все это бьет по "физике". И в принципе после введения новых правил появилась дополнительная физическая нагрузка, потому что нужно делать длинные связки, нужно набирать сложность по максимуму. В произвольной связке мы должны поставить такую сложность, чтобы она была больше, чем у остальных — около 20 баллов. А чтобы набрать эти 20 баллов, нужно отработать на задержке дыхания около 50 секунд. Почти минуту ты работаешь на гипоксии, при этом нужно удержать хорошую высоту. К тому же, говоря о физической нагрузке, сейчас все впихивают во все программы «авроры», а там очень сильно напрягается спина, не все могут работать в большом прогибе. На гибкость к тому же никто не смотрит, хотя она необходима в удержаниях, «аврорах» и подъемах через прогиб.

Но мы работаем, увеличиваем нагрузку — сейчас больше всего надо закачивать руки, чтобы держать высоту.

— Чемпионку России Алмазову в Екатеринбурге откровенно «повело» когда она ждала оценки, было страшно, что она упадет.

— Со мной такого не было, в принципе, у меня с "дыхалкой" всегда было всё хорошо, с самого детства. Но теперь мы намного чаще стали "проныривать" на тренировках, то есть стараться больше двух бассейнов "пронырнуть", доходя до трех, чтобы разрабатывать легкие. У меня был рекорд в четыре бассейна, но это ужасно. Я один раз проплыла четыре бассейна и поняла, что никогда не хочу попасть в такую ситуацию, когда у меня будет не хватать кислорода, потому что это очень неприятные ощущения.

— Вам не обидно, что российское синхронное плавание получает мало внимания, красивых съемок. Сборная Франции вон с модельером обуви заколлабилась.

— Помню, раньше сборная сотрудничала с крупным западным косметическим брендом, сейчас у он у нас не представлен. Конечно, хотелось бы и нам таких коллабораций, но, думаю, Татьяна Николаевна (Покровская — главный тренер - прим. "Матч ТВ") может такое не одобрить. Там тренировки до ночи, чтобы у группы все было отработано, ни на какие съемки и тому подобное времени быть не может.

Я лично хотела бы посотрудничать с каким-нибудь косметическим брендом, столько банок, сколько у меня, думаю, ни у кого нет (смеется).

Олеся Платонова / Фото: © Личный архив Олеси Платоновой 

— Насколько я понимаю, без уходовой косметики синхронистки вообще не проживут?

— Это факт. У меня, например, очень сухая кожа, и иногда мне кажется, что проще прыгнуть в огромный бидон с кремом и в нем купаться, чтобы как-то спасти себя от последствий контакта с хлоркой. Я вымазываю кучу всего на себя после тренировки, чтобы просто спокойно полежать в кровати. Если я не сделаю этого, если не будет этого ухода, я буду чесаться до скончания века.

— Вам тогда надо разработать свою линию ухода для сухой кожи, от Олеси Платоновой.

— Надо спонсора искать!

— Какие составляющие должны быть в таком уходе?

— Ниацинамид, который будет залечивать всякие ранки, убирать прыщики, масла, да много что!

— А волосы? Много тратите на уход?

— Сейчас, на самом деле, появилось очень много российских новых брендов, продукция у них по очень-очень доступным ценам. Можно собрать хороший уход довольно бюджетно. Этим и спасаюсь.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.