«У нас и так было полтела, теперь мы еще больше ограничены». Гана Максимова — о том, как творчество бьется о новые правила

«Матч ТВ» поговорил с тренером-постановщиком микст-дуэта о первом сезоне по новым правилам.

В Казани стартует чемпионат России по синхронному плаванию, «золотому» для России виду спорта, который переживает сейчас период осознания и принятия новых правил. Гана Максимова, тренер-постановщик микст-дуэта, признается, что пока в своей работе бьется о новую систему правил, которая ограничивает ее в творчестве.

— Гана, у вас уже случилась перезагрузка после утверждения новых правил?

— Перезагрузки не произошло, и в моем случае не произойдет. Чем больше вникаю, тем больше идет отторжение, и тем больше накапливается раздражение. Во время постановки новой технической программы произошло осознание, куда эти изменения нас по факту ведут. В глобальном смысле. Выводы не утешительны. Я сейчас пишу развернутый текст, как раз на эту тему, который опубликую после чемпионата России в своих соцсетях. В контексте же нашего разговора, хочу сфокусировать внимание в основном на том, что касается конкретно микст-дуэтов, хотя обойти стороной тему общих для всех дисциплин «косяков» и несостыковок в новой системе правил не получится.

Начну с того, что новые правила полностью противоречат здравой логике в отношении смешанных дуэтов. Мы радовались появлению этой дисциплины, так как она давала возможность за счет драматургии взаимоотношений мужчины и женщины, выйти на новый уровень образности и художественности, ранее невозможный в нашем чисто женском виде спорта.

С 2015 года мы искали и нашли оптимальное соотношение синхронов и асинхронов, для того, чтобы микст-дуэты стали визуально интересными, и в тоже время можно было увидеть технический уровень спортсменов. Теперь вся эта работа выкинута, фактически, в мусорное ведро. Так в технической программе, согласно новым правилам, спортсмены микст-дуэта вынуждены исполнять синхронно все элементы, связки и хореографию, кроме одной поддержки и одной сцепки ногами. То есть они просто плавают параллельно вплоть до того, что они голову даже не могут друг на друга повернуть. Какая может быть драматургия? И это лишь самая маленькая часть проблем, которые нарисовались в синхронном плавании с появлением новой судейской системы.

— Думаете, у многих тренеров такое отношение к изменениям? Не только у наших?

— Я нахожусь в состоянии погружения в себя в последний год, не очень много общаюсь с зарубежными коллегами, но по тем разговорам, которые были по итогам проекта правил, уже возникало понимание — это шаг в сторону катастрофы.

С одной стороны реальность подталкивала к изменениям, нужна была объективизация судейства, и я действительно с большим уважением отношусь к труду коллег, которые готовили эту новую систему правил, но в конечном счете все это зашло гипертрофированно далеко в сторону абсурда.

Недовольство есть, и его больше всего у постановщиков, которые подходили к созданию программы как к творческому процессу.

В силу специфики вида спорта у нас и так было «полтела» — либо руки, либо ноги над водой. Это уже огромное ограничение для пластической выразительности. То есть, в этом смысле нас не надо и нельзя сравнивать с фигурным катанием или художественной гимнастикой, которые такой проблемы не имеют. И, соответственно, ссылаться на эти виды спорта как ориентир для изменений в судейской системе — неверно. При аналогичной судейской системе наш вид спорта теряет значительно больше, чем приобретает.

Мы ограничены в макияже, в микст-дуэтах мы еще и предельно ограничены в костюмах. Мальчики у нас в плавках плавают как Тарзаны, другие варианты запрещены. Так что и в дополнительных средствах выразительности мы по сравнению с тем же фигурным катанием обладаем очень минимальными возможностями. Теперь еще и эта боязнь в связи с ничем неоправданной системой штрафов: сюда не повернись, здесь не занырни больше чем на два счета и т. д. Словом, постановка композиций превратилась в сплошное мучение.

Гана Максимова / Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

— Если изучить правила, послушать комментарии специалистов, складывается впечатление, что укороченные версии программ теперь будут просто фаршироваться элементами. Ошибаюсь?

— Приблизительно так. В случае технической программы микст- дуэта, мы по факту вернулись на 8 лет назад — в 2015 год, за исключением того, что теперь нам еще указали сверху, чем наполнить программу и между обязательными элементами. И тут уже точно не до образности. Хочешь выиграть, ставь в программу все, что стоит дороже.

К чему это приведет? В перспективе мы однозначно потеряем композиции, которые радовали глаз зрителей, потеряем вариативность постановок, музыкальность, художественность, да и зрелищность, по факту. И так интересные постановки были единичны в синхронном плавании, а теперь их будет еще меньше. Если вообще будут.

Скорее, в ближайшее время мы рискуем увидеть предельно похожие друг на друга программы с большим количеством бегущих друг за другом, и ко всему же музыкально неоправданных элементов. Только еще коряво исполненных, так как все теперь пытаются, как вы выразились, «нафаршировать» программу сложностью, но мало кто владеет мастерством для исполнения этой сложности.

Скажется ли это на эстетичности нашего вида спорта? Я думаю, ответ очевиден. Опять-таки, чтобы было понятно, я не против поиска нововведений, новых решений, я в принципе своем не консерватор. И, конечно же, надо искать способы объективизации судейства, но не таким радикальным способом, уничтожая на корню то, что делает наш спорт художественным.

— То есть вы бьетесь о новые правила?

— Вот, именно бьемся. И не знаем, какой результат из этого будет. Мы можем приехать на соревнования и упс — более слабые спортсмены окажутся в турнирной таблице выше тех, кто объективно сильнее.

— На «Играх дружбы» вы сказали, что не будете сокращать соло Саши Мальцева, чтобы не навредить музыкальному прочтению композиции.

— Более того, я не буду сокращать и произвольную программу дуэта «Весна священная» к чемпионату России. Да, мы потеряем в каждой программе по два балла за превышение допустимой длительности композиций, однако рубить топором, как мясник, уже сложившиеся постановки я не хочу. Ко всему же есть еще и этика в отношении к используемым нами гениальным музыкальным произведениям, которые не всегда можно обрезать в соответствии с необходимым хронометражом, не изуродовав.

Александр Мальцев / Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев

— Художественная гимнастика и фигурное катание уже не раз сталкивались со скандалами в судействе. Новые правила могут вызвать череду судейских скандалов и у вас тоже?

— Конечно. У меня даже есть такая шутка — запасаемся попкорном и смотрим первые международные старты.

— Так может пока и лучше, что увидим со стороны как развивается ситуация. Дико звучит, но…

— Действительно так. «Веселиться» в этот трансформационный для нашего спорта период проще, сидя перед телевизором, чем являясь участником соревнований, принимающим на себя удары от несовершенства новой судейской системы.

— Какие изменения в тренировочном плане для вас влечет решение World Aquatics по участию мужчин в групповых соревнованиях?

— Я обсуждала уже с главным тренером сборной команды Татьяной Николаевной Покровской участие Саши в группе. Это будет непросто для нас в плане организации тренировочного процесса, но я, безусловно, отдам приоритет возможности Саши выступить на Олимпиаде, если таковая возникнет. Пока привлекаю к подготовке еще одного спортсмена, который мог бы достойно представлять нашу страну на стартах, может, пока не самых крупных. Понятно, что второго Сашу Мальцева подготовить сложно, а уж тем более за короткий срок. Но ради Олимпиады будем искать решения.

— Вы ждете хороших новостей по поводу допуска?

— Я жду, чтобы в мире восторжествовала разумность. Остальное будет следствием этого. Спорт втянут в политические разногласия, я, думаю, это для всех сейчас очевидно. Однако, возможно, не для всех и не так очевидно, что те, кто борются за недопуск российских и белорусских спортсменов, очень ошибочно себя считают миротворцами. Они стоят ровно с другой стороны баррикад, внося немалый вклад в уничтожение мира. Но уже не в локальном масштабе, а в глобальном.

Я об этом уже писала в своих соцсетях, однако еще раз повторю. Спорт и искусство всегда были островками мира, а сейчас, к сожалению, сделано все для того, чтобы человечество было лишено этих островков. Томас Бах озвучил свою позицию, и дай бог, чтобы эта позиция осталась твердой. Чтобы это было не фрагментарно — здесь допустили, а тут нет. Хочется глобального понимания: нам всем очень необходимо сохранить спорт как островок мира. Если мы в этом придем к согласию, я уверена, что и в целом в мире ситуация изменится к лучшему.

***

Чемпионат России по синхронному плаванию стартует в Казани 25 апреля. Прямая трансляция соревнований пройдет на каналах холдинга «Матч», а также сайтах matchtv.ru и sportbox.ru.

Чемпионат России. Дуэты. Техническая программа

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.