«Я узнала в Алине себя, была в таком же состоянии». Мамун провела мастер-класс и рассказала «Матч ТВ» о годовщине победы и интервью с Загитовой

«Я узнала в Алине себя, была в таком же состоянии». Мамун провела мастер-класс и рассказала «Матч ТВ» о годовщине победы и интервью с Загитовой
Маргарита Мамун и Алина Загитова / Фото: © Instagram* Маргариты Мамун
Репортаж (с видео) и интервью.

На прошлой неделе олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Маргарита Мамун дала свой первый мастер-класс после карантина. Организовали его в Санкт-Петербурге, где спортсменка получила высшее образование. Дети, влюбленные в гимнастику, три часа подряд изучали упражнения, общались со своим кумиром и в конце долго с ней беседовали. «Матч ТВ» присутствовал на тренировке и поговорил с Маргаритой, недавно отметившей годовщину своей победы.

Открыть видео

Тренировка. «Мячик должен катиться по руке мягко, как по маслу»

Крупный спортивный комплекс в одном из спальных районов северной части города. В большом зале, устеленном коврами, собралось около сотни маленьких гимнасток. Организаторы расположили их по возрасту: в одной половине стоят девочки возраста 9-16 лет, напротив — ученицы 7-9 лет, к которым Маргарита ласково обращается «малыши».

Маргарита Мамун демонстрирует свои коронные упражнения с обручем, затем медленно показывает, как делать каждый этап. Гимнастки пробуют повторить, у кого-то получается сразу. «Первая нога правая, затяжная. Ее надо быстро оторвать от пола, обруч должен закрутиться…» — объясняет Мамун. Затем она показывает, как и что лучше не делать. К примеру: если стоять спиной к обручу во время его полета и не следить, вряд ли успеешь его поймать. «Мячик должен катиться по руке мягко, как по маслу»… «Это упражнение нельзя делать на расслабленных ногах, иначе будут травмы». Ученицы завороженно смотрят. А на двух настенных экранах беспрерывно показывают записи олимпийских программ Маргариты 2016 года, ее эмоции во время объявления оценок и слезы на пьедестале.

Фото: © Марина Чернышова-Мельник

«В конце марта, когда в России объявили карантин, мы ушли в онлайн-формат. Ученики вообще не занимались в залах и за эти несколько месяцев отвыкли от полноценных тренировок, дисциплины. Как говорят наши тренеры, вышли из формы. Поэтому после карантина наша команда решила организовать очные сборы для своих учеников. Потом поняли, что все должно быть масштабнее, и пригласили Маргариту провести мастер-класс», — рассказывает основатель сети спортивных клубов «Северное сияние» Евгений Бельченко. Как только объявление о мастер-классе с Мамун появилось среди воспитанниц гимнастических школ, дети из разных городов тоже захотели участвовать. В итоге тренировка получилась федеральной: приехали гимнастки из Архангельска, Воркуты, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, Сочи и других городов России.

После тренировки Маргарита уделила несколько минут корреспонденту «Матч ТВ».

Интервью. «Перед самим выступлением в Рио у меня получилось полностью погрузиться в себя»

— Как вы оцениваете ваших сегодняшних учеников? Какие у них сильные стороны и над чем стоит работать больше?

— В целом уровень у девочек достойный — координированные, растянутые. И главное, им нравится процесс изучения гимнастики. Некоторые детки быстро схватывали, и у них получились почти все упражнения, которые я давала. Больше успехов, мне кажется, с мячом. Но пока не хватает базы, а ее непременно стоит подтягивать. Именно закладывать фундамент правильной работы тела и предмета, на котором можно потом строить сложные вещи. Это то, что я стараюсь дать на каждом своем мастер-классе — школу, которой меня обучили. Ведь сегодня, в цифровой век, детки смотрят записи выступлений на крупных турнирах и сразу хотят выполнить сложные элементы. Но без базы и хорошей подготовки их делать опасно.

— Какими главными качествами должна обладать гимнастка, желающая стать чемпионкой?

— Трудолюбие и терпение! Эти качества в свое время помогли мне. Также — я не знаю, к сожалению или к счастью, — но в нашем виде спорта очень важны внешние физические данные. Конечно, ребенку должно повезти с тренером. На моем пути было несколько наставников, и каждый давал мне то, что требовалось в определенный момент карьеры. К счастью, никогда не было конфликтов: мне ни разу не пришлось самой принимать решение об уходе. Всегда все полюбовно: тренер сам говорил, что пора двигаться дальше. То есть никакого тщеславия. Такое редко случается: ведь не каждый человек может вложить свой труд и потом отпустить ученика. Это сложно.

Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, 2016. Художественная гимнастика. Маргарита Мамун / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

— А как насчет качеств тренера чемпионки?

— Важен тандем, работа команды. Здесь все индивидуально. Например, я всегда была спокойной и в какой-то степени неуверенной в себе. А мой личный тренер — Амина Василовна Зарипова — была и есть моя полная противоположность. Она экстраверт, всегда открыта, очень эмоциональна и вспыльчива. Она всегда загоралась быстро, чего не скажешь обо мне. Я супертерпелива, Амина Василовна нет. И мы дополняли друг друга. Возможно, занимайся я у тренера со схожим характером, успеха бы не получилось. Это как в браке, с друзьями и вообще в отношениях с разными людьми — дополнять друг друга. Зато должна быть единая цель, одинаковые взгляды на тренировки и соревнования, вообще на философию тренерства.

— Недавно исполнилось четыре года вашей победе на Олимпийских Играх в Бразилии. Как провели этот день?

— 20 августа я проснулась с ощущением счастья. Правда, намечалась рабочая поездка. Но когда я вернулась домой, мы созвонились с Аминой Василовной и Ириной Александровной, вместе вспоминали Олимпиаду. Вечером отметили с близкими, ибо та победа — праздник для всей моей семьи. Я не часто пересматриваю свои олимпийские выступления. Сразу начинаю переживать те эмоции, искать какие-то ошибки, хоть и знаю, что все закончилось хорошо. Приходит ностальгия, ибо я понимаю, что таких ярких эмоций больше не будет. Даже не эмоций, а самих Олимпийских Игр. Ведь ради них многие спортсмены и возвращаются — чтобы снова испытать чувства, которые ни с чем не сравнимы. Судьба так сложилась, что я буду действующей олимпийской чемпионкой еще целый год, и в следующем году пятилетняя годовщина. Такого еще никогда ни у кого не было.

— Мне всегда интересно, что чувствует спортсмен в те минуты, когда исполняет последнюю олимпийскую программу.

— Я старалась абстрагироваться от всего вокруг. В начале сезона были мысли, которые мешали: я просыпалась в страхе от того, что мне предстоит выступать на Олимпиаде, что я не до конца готова, программы сырые, впереди много соревнований… Но перед самим выступлением в Рио у меня получилось полностью погрузиться в себя. Я не знала, что творится вокруг и кто как выступает. Если бы начала думать, какой большой зал, какая ответственность лежит на моих плечах… Если бы знала, что Яна совершила ошибку… Подобные мысли надо сразу отбрасывать, чтобы следить только за своим телом и предметами, с которыми выходишь на ковер. Максимальная концентрация — это сложная психологическая работа, и я рада, что она у меня удалась!

Летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, 2016. Художественная гимнастика. Маргарита Мамун / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

— Какие еще виды спорта вам нравятся?

— Так как мой муж пловец, мы вместе следим за плаванием. В последнее время стали фанатами «Формулы-1». Еще я люблю фигурное катание. Хоккей всегда был интересен, потому что мы с детства ходили на матчи ЦСКА. Иногда могу теннис посмотреть, но мне интереснее самой в него играть.

 — Кто у вас фавориты в фигурном катании?

— Я всегда болею за Женю Медведеву и Алину Загитову, так как видела вживую их выступления на Олимпиаде.

— Расскажите о вашем интервью с Алиной Загитовой после ее победы в Корее. Какой она вам запомнилась в тот день?

— Я узнала в Алине себя, потому что я была в абсолютно таком же состоянии после своей победы на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Ты еще не осознаешь до конца, что произошло, насколько это масштабно, и что тебя ждет впереди. Это было здорово! А еще Алина была такой юной позитивной девочкой, обожающей животных. Я их тоже безумно люблю, поэтому и организовала поездку в зоомагазин с щенками.

— Как, на ваш взгляд, можно популяризировать художественную гимнастику среди широкой аудитории? В фигурном катании, например, есть шоу «Ледниковый период», который уже много лет идет на федеральном канале. Был ведь замечательный концерт в Мариинском театре в честь 80-летия гимнастики и шоу «Без страховки», но оно быстро закончилось.

— Как раз недавно размышляла на эту тему. Все-таки фигурное катание более популярно, потому что им может заняться любой желающий, просто надев коньки и выйдя на лед. В «Ледниковом периоде» ты одел нарядный костюм и коньки, партнер-профессионал тебя ведет, и это уже красиво. То есть люди, не связанные со спортом, могут внедриться в ледовое искусство. У нас же совершенно по-другому: гимнастка должна работать и с телом, и с предметом, и обладать гибкостью. Если ты не продемонстрируешь все это в комплексе, будет выглядеть слишком нелепо. 

Шоу «Без страховки», видимо, не нашло отклика у зрителей. Надеюсь, появится новый такой проект — более продуманный. Мне кажется, лучше приживутся шоу на ковре в исполнении профессиональных гимнасток, завершивших карьеру. По подобию ледовых спектаклей. Мы делали такой спектакль в конце 2016 года — «Рождение звезды»: выступали и гимнасты, и цирковые артистки. Устраивали тур по городам России и везде собирали залы. Прекрасная была задумка, которую я, увы, не смогла продолжить в силу здоровья. Уверена, с помощью таких шоу можно популяризировать художественную гимнастику в широком кругу.

Общение с детьми. «Мне всегда снятся красочные сны»

Сразу после тренировки организаторы предложили устроить беседу Маргариты с маленькими ученицами. Все они расположились на коврах в окружении обручей и мячей, а Мамун устроилась на стуле и отвечала на вопросы любознательных. Дети спрашивали обо всем на свете, вот лишь самое интересное:

Фото: © Марина Чернышова-Мельник

• Маргарита пришла в гимнастику достаточно поздно, ее ровесницы к тому времени уже выступали на соревнованиях. Поэтому Риту определили в слабую группу: там было мало часов тренировок, никто особо не ждал достижений и потому с девочек много не требовали. Они больше занимались для души. Вскоре Мамун превзошла всех одногруппниц, и будущую чемпионку разглядела Татьяна Владимировна Душкина. Она взяла девочку под свой контроль, став ее первым личным тренером.

• Один из самых запоминающихся примеров, как Маргариту не отпускали с тренировки: последнее занятие перед ее первым чемпионатом Европы (2013 год). В командном этапе ей предстояло исполнить все четыре вида программы, а у других девушек меньше выступлений. Поэтому Мамун готовилась больше всех. Когда время тренировки закончилось, одногруппницы ушли, а Ирина Винер сказала Рите: «Пока все не сделаешь — не уйдешь». Она хотела увидеть идеальное исполнение танца с лентой под песню «Эхо любви». В итоге гимнастка все оттачивала до 8 вечера. Подруги уже успели отдохнуть и поесть, заглядывали в зал. Родители, еще днем приехавшие навестить Марго, несколько часов ждали в коридоре. Все было не зря: на следующий день Мамун с первой же попытки стала чемпионкой Европы.

• Она выступала во многих странах и городах. Но никогда не была в Мексике и Австралии.

• «Когда я стояла на олимпийском пьедестале, это было как сон. Мне всегда снятся красочные сны. Радость осознания того, что сбылась заветная мечта, пришла намного позже».

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.