Коронавирус, сексизм и распахнутое полотенце. Истории про «Матч» от сотрудника, который здесь с момента основания

Коронавирус, сексизм и распахнутое полотенце. Истории про «Матч» от сотрудника, который здесь с момента основания
Екатерина Манина / Фото: © Личный архив Екатерины Маниной
Начальник информационного отдела Катерина Манина, которая работает на сайте «Матч ТВ» с момента основания телеканала, рассказывает о том, каково это — быть успешным журналистом в мужском мире большого спорта.

1 ноября «Матч ТВ» исполнилось 10 лет. Катерина Манина прошла весь этот путь вместе с сайтом телеканала, а значит, ей есть что вспомнить. Тем более за это время концепция «Матча» в интернете менялась как минимум трижды: от витрины телеканала с красивой картинкой до собственного информагентства, где главное — новости. Как это было и что будет дальше — узнаете, прочитав это интервью.

Также Катерина расскажет:

  • кто из руководителей «Матча» больше всего похож на Валерия Карпина;
  • почему «Матч ТВ» — это не только телевидение;
  • как в спортивной журналистике относятся к шуткам «ниже пояса» (в прямом смысле этого слова).

СЕКСИЗМ И ОБЪЕКТИВАЦИЯ

— После периода в «Советском спорте» ты пришла на Sportbox, а затем в твоей карьере появился «Матч». Стандартный, шаблонный, банальный сексистский вопрос — как девочку угораздило очутиться в спортивной редакции?

— Вообще я окончила институт физкультуры, но тренировать никогда не мечтала, хотела работать в спортивной журналистике. Правда, даже не представляла себе, что это такое. И, честно — сильно удивилась, что все совсем не так, как рисовалось в розовых мечтах.

— А как это рисовалось?

— Так, что я каждый день буду общаться с прекрасными спортсменами, которые языком Толстого и Белинского будут мне рассказывать великое, а я на основании этого буду писать не менее великие репортажи и интервью.

— Но розовая лодка разбилась о суровый журналистский быт.

— Ну, давай честно. Женщине в мужской редакции, особенно в начале двухтысячных, работать было непросто. Приходилось завоевывать авторитет. Тогда в порядке вещей было услышать от коллег или, что происходило гораздо чаще, от спортсменов фразу наподобие: «Да что ты, девочка, вообще в этом понимаешь?» Я, честно, преклоняюсь перед Наташей Кларк, которая вообще всю карьеру работает в мужском хоккее.

— В какой момент это поменялось?

— Когда появился «Матч». Вот честно — ни разу за все годы работы здесь, ни при одном руководителе у меня не возникло ощущения, что ты человек второго сорта, потому что ты женщина. Да, у нас довольно токсичные шутки, но, мне кажется, для спортивной редакции это норма. А, может, просто мой баскетбольный бэкграунд и высокий рост помогают избегать конфликтов.

Екатерина Манина / Фото: © Личный архив Екатерины Маниной

— А у тебя лично есть приоритет при поиске редактора — девушку брать на работу или юношу?

— В нашей сфере очень сложно работать без спортивного бэкграунда. Ключевое именно это. Если к нам попадает девушка, которая обладает знаниями и интересами в сфере спорта, в нашей редакции она очень быстро адаптируется. Правда, таких примеров не так много.

— Банальный массовый шаблон: если девушка приходит в спорт, значит, она ищет себе мужа.

— Ну какой стереотип! На моей памяти ни разу такого не было. Если, конечно, мы не будем считать таковым пример, когда девушка нашла себе избранника среди коллег — спортивных журналистов. Но случай этот — единичный. Вспоминается шутка: «Что-то как-то не нашли мы себе обеспеченных спортсменов… Ах, да, мы же их и не искали».

СВОЙ ТРЕФИЛОВ. ИЛИ, ВОЗМОЖНО, КАРПОЛЬ

— Ты работаешь на «Матче» со дня его основания. Редкий случай — практически вся карьера в одной компании.

— «Матч ТВ» в этом плане уникальное место — здесь не нужно менять организацию, чтобы сменить работу. Начиналось все с того, что мы должны были стать витриной канала: от нас требовались хорошие длинные тексты, которые подразумевалось писать современным авторам.

Затем концепция поменялась на «все должно быть красиво»: много красивых текстовых обвязок к трансляциям, красивое оформление, красивые видео.

А потом мы вообще стали информагентством. Это радикально отличалось от того, на что мы были заточены раньше. И оказалось, что место для профессионального роста есть даже тогда, когда тебе практически сорок лет.

К тому же мы постоянно меняли локации. Сначала «Матч» располагался в «Москва-Сити». И после редакции Sportbox на Шаболовке это выглядело максимально парадоксально. Если там располагалась классическая творческая интеллигенция, которая неспешно несла себя по коридору с кружкой чая, открывала перед тобой двери, то здесь сквозь тебя пролетали эффективные менеджеры в строгих костюмах, главная задача которых — зайти побыстрее в лифт и нажать на кнопку, чтобы успеть на очередное совещание.

Потом мы вообще переехали в Останкино — святая святых отечественного телевидения. В общем, «Матч» за эти 10 лет менялся постоянно и развивался стремительно, так что как будто и не было никакого смысла менять работу — она менялась сама. Да и зачем уходить из лучшего спортивного СМИ? Оно же лучшее…

Екатерина Манина / Фото: © Личный архив Екатерины Маниной

— То есть все как в спорте?

— Как будто да — переходишь от тренера к тренеру, вокруг тебя меняется команда, а ты пытаешься показать все лучшее, на что способен, и дать максимальный результат. И да, у нас тоже есть свой Трефилов. Или, возможно, Карполь! И с ним мы достигаем максимального результата.

— А свой Карпин у тебя был?

— Тут, наверное, максимально близкое сравнение — первый главред сайта «Матча» Кирилл Благов. Он тоже такой же модник.

КОРОНАВИРУС, ФОТОМОДЕЛЬ, СТУДЕНТЫ

— Помнишь самый тяжелый момент за эти 10 лет работы?

— Наверное, коронавирус. Во всем мире прекратились соревнования, и ты не знаешь, что же дальше — будет ли хоть что-то продолжаться? Да, были умильные видосики про то, как баскетболисты НБА тренируются по домам, атакуя мусорные корзины… Но ты готовишься работать на Олимпийских играх в Токио, а их переносят. Причем я до сих пор внутренне как будто чувствую за это вину. Потому что на тот Новый год мы с подругой загадали шуточное желание: чтобы в 2020-м токийской Олимпиады не было, и мы не умирали, работая сутками. Конечно, мы совсем не это имели в виду. Просто недостаточно четко сформулировали.

Так что в тот год только мужик с баяном на каждом домашнем матче «Ислочи» оставлял надежду, ведь белорусский футбольный чемпионат был чуть ли не единственным соревнованием, которое тогда продолжалось. И «Матч ТВ» показывал этот турнир.

— Помимо работы на «Матче» ты еще и преподаешь в институте. И у тебя какое-то невероятное количество выпускников, которые позже успешно стали работать в профессии, в том числе и в редакции сайта «Матч ТВ».

— Идея изначально была в том, чтобы воспитать людей, которые смогут прийти и для начала хотя бы просто грамотно написать новости. В какой-то момент количество моих студентов или бывших студентов в редакции достигало 50%. Некоторые из них продолжают работу здесь, кто-то перешел в другие СМИ и успешно себя там реализовывает. А кто-то решил сменить сферу деятельности — это тоже нормально.

— Как часто ты видишь в глазах людей, которые приходят к тебе на собеседования, непонимание: как так, оказывается, «Матч ТВ» — это не только телевидение?

— Постоянно. При этом я не могу сказать, что они так уж не правы. Как минимум у нас были удачные примеры перехода из редакции «в кадр». Либо напрямую, либо транзитом через департамент соцсетей. Один из таких примеров — Андрей Зинин. Причем, когда я увидела его резюме, подумала: «Хм, красивая фотография, да еще и в анамнезе указано «фотомодель», явно департаменты перепутал. Ну, что же, хотя бы на собеседовании полюбуюсь на красавчика». А оказалось, что он очень хорошо знает спорт, сам пловец, понимает, чего хочет, и вообще отправил резюме туда, куда надо. Потому что хотел работать именно мозгами, а не внешностью.

— В моей жизни был момент, когда я, уходя с телевидения, изумлялся коллегам, которые искренне не понимали — как можно покинуть кадр и добровольно отправиться, как мы это называем, «за стекло». У тебя же наоборот в принципе никогда не было желания работать именно «в телевизоре». Почему?

— Может, потому что мама мне когда-то говорила: «Будешь плохо учиться, отдам тебя в манекенщицы, а манекенщицы зарабатывают не умом». Или потому что я интроверт? И, кстати, большинство наших редакторов, шеф-редакторов, мониторщиков тоже не хотят в кадр. Они любят спорт, хотят писать о спорте, хотят работать в этой сфере, но им комфортно здесь — «за стеклом». Просто они, как и я, такие люди.

ДЖОРДЖО АРМАНИ И СОЛИДНЫЙ СОННИ УИМЗ

— Самая нелепая история, которая произошла за время работы на «Матче».

— Самые нелепые истории — это когда твои ребята, например, при расшифровке спикера путают слова или не слышат отрицательной частицы, которая полностью меняет смысл: когда тренер вместо «я не ухожу» у тебя в тексте говорит «я ухожу». А потом герои обрывают телефоны редакции с законным требованием не придумывать того, что они не говорили.

Екатерина Манина / Фото: © Личный архив Екатерины Маниной

Один из таких моментов, когда редактор, расшифровывавший эфир, по звуку перепутал Игоря Корнеева и арбитра Алексея Николаева и приписал последнему довольно вольную оценочную цитату. В эфире Корнеев советовал Наиру Тикнизяну обратиться к психологу. Можно представить шок Алексея Валерьевича, когда он прочитал, что, оказывается, советовал игроку обратиться за психологической помощью. Ведь он в тот момент разбирал эпизод с точки зрения футбольных правил…

Да, за такие моменты бывает очень стыдно. Новости — это огромный поток информации, который необходимо обработать. Но когда у тебя «замыливается глаз», ты всегда должен помнить о людях и своей ответственности перед ними, ответственности за слова, которые выпускаешь в публичное пространство.

— Перефразирую вопрос. Самая нелепая история, которая произошла именно с тобой.

— Я ее сейчас обязательно расскажу, но сначала хочу сказать спасибо «Матчу» за то, что у меня была возможность работать не только в офисе, но и в качестве корреспондента на выездных мероприятиях. В частности — на матчах Евролиги. В моей карьере было несколько «Финалов четырех», на которые я летала вместе с ЦСКА. И тогда это воспринималось не как работа, а как что-то, что придает тебе силы, вновь возбуждает интерес к работе, возможность перезагрузиться.

Например, многие ли видели вживую Джорджо Армани? А я видела и даже общалась с ним. Потому что он всегда приходил на матчи баскетбольного «Милана». Интеллигентнейший, красивый, взрослый, загорелый, в отличной одежде человек садился в первый ряд и очень болел за своих.

А теперь, собственно, самая нелепая история. После окончания матча ЦСКА в «Финале четырех» я в раздевалке армейцев общаюсь с Сашей Кауном, который эксклюзивно объявляет мне, что уезжает в НБА и намерен выступать в составе «Кливленда». В этот момент сзади подходит Виктор Хряпа. Я оборачиваюсь на него и вижу чуть поодаль Сонни Уимза в полотенце. Сонни это тоже видит и как ты думаешь, что делает? Правильно — распахивает полотенце и танцует ча-ча-ча.

Я моментально становлюсь пунцовой, отворачиваюсь обратно к Саше Кауну, смотрю ему в глаза, и он мне говорит: «Солидно, да»? Хряпа рядом складывается пополам… И единственное, что я смогла выдавить из себя в этот момент, это фразу: «Ребята, спасибо за поддержку».

— Что ты пожелаешь «Матч ТВ» к десятилетию?

— Хочется пожелать «Матч ТВ» продолжать оставаться на вершине и давать повод своим сотрудникам гордиться работой в лучшем спортивном СМИ, а своим зрителям и читателям — самый интересный и захватывающий спортивный контент. А лично себе — наконец отловить на моей линии метро поезд «Матч ТВ» и прокатиться на нем.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.