«Пришлось японца прямо со стульчиком поднять и убрать метра на полтора». Десять историй от фотографа «Матч ТВ»

1 ноября 12:00
«Пришлось японца прямо со стульчиком поднять и убрать метра на полтора». Десять историй от фотографа «Матч ТВ»
Дмитрий Челяпин / Фото: © Личный архив Дмитрия Челяпина
Дмитрий Челяпин к десятилетию «Матч ТВ» вспоминает, как снимал биатлон в 35 градусов мороза, сокрушается, как сильно похудел в пандемийную Олимпиаду, и показывает свои лучшие работы.

«Матч ТВ» — это не только про трансляции, репортажи, новости или интервью. Это еще и про фотографии. Работы штатного фотографа Дмитрия Челяпина можно увидеть как на сайте телеканала, так и на тематических выставках («Великие в спорте — простые в жизни»», «Жизнь в спорте», «10 лет в эфире») в самых разных городах России.

В рамках серии текстов к десятилетию «Матч ТВ» мы попросили Иваныча (как называют его многие в редакции) вспомнить, как начинался его творческий путь, и рассказать несколько профессиональных баек. От формата классического интервью, которое частями можно было бы выпускать всю неделю, сразу отказались в пользу десяти смысловых блоков. Перед вами эдакий рейтинг или топ от маэстро. В общем, самое-самое.

Любимый вид спорта…

После семи лет занятий музыкой я надолго ушел в дзюдо. Для меня это до сих пор самый понятный, любимый и интересный вид спорта. Как и все единоборства, непосредственно сама борьба и бокс. Конечно, нравится и биатлон, и фигурное катание, и легкая атлетика, и гимнастика. Даже шахматы интересно снимать, на самом деле. Напряженные лица, жесты, фигуры…

Я в свое время был призером Всесоюзных соревнований по самбо и дзюдо и планировал поступать в Институт физкультуры, но не попал туда из-за сломанной на соревнованиях ноги. Жизнь сложилась так, что пошел чуть по иной стезе. Но спорт всегда оставался где-то рядом. Так, стены моей детской комнаты были обклеены спортивными фотографиями, которые я коллекционировал. Папа увлекался фотографией, поэтому еще в советское время мне от него достались фотоувеличитель, глянцеватель, всякие ванночки и прочие причиндалы, включая знаменитый фотоаппарат ФЭД-2. Первые спортивные кадры я сделал еще в спортлагерях, когда занимался дзюдо. Потом был институт, военная кафедра, съемка боевых листков. Какое-то время снимал природу.

В молодости / Фото: © Личный архив Дмитрия Челяпина

Дебютные, уже серьезные спортивные соревнования, на которых я работал — это, наверное, 2012 год, чемпионат Европы по дзюдо в Челябинске. Так понравилось, что съездил затем за свой счет на пять-шесть чемпионатов мира по дзюдо, благо они проходили недалеко (самый далекий — в Венгрии). Делал каждый год спортивные календари и дарил их друзьям. Есть даже несколько календарей, подписанных Владимиром Владимировичем Путиным.

Для «Матч ТВ» я начал снимать в 2017-м: сначала хоккей, затем дзюдо, работа в студии. В 2021-м вошел в штат сайта. Огромное спасибо редакции за возможность заниматься любимым делом 365 дней в году!

За работой на биатлоне / Фото: © Личный архив Дмитрия Челяпина

…и самый сложный для съемки

Пожалуй, это легкая атлетика. Если работаешь там один, приходится преодолевать довольно большие расстояния. Ради хорошего кадра надо с верхотуры спускаться и нарезать не один десяток километров по стадиону, чтобы успеть снять все.

На чемпионате России по легкой атлетике в Казани / Фото: © Личный архив Дмитрия Челяпина

Если говорить про сложности в целом, то непросто конкурировать с юными блогерами в том плане, что они постоянно мельтешат перед глазами и норовят чуть ли не на шею залезть ради небольшого видео или снимка. Приходится их палкой отгонять. Шутка.

Еще была не самая приятная ситуация на ЧМ по дзюдо в Токио (а там, как вы понимаете, обожают этот вид спорта). Чтобы просто попасть к ковру на съемку, надо было за два-три часа занимать очередь, в которой собиралось в общей сложности 30-40 фотографов. Перед финальной частью турнира, которая проходит обычно на центральном ковре, я занял определенное место и отошел в сторону ждать начала схватки. В этот момент подходит японский фотограф, уверенно сдвигает мои вещи и усаживается. Я аккуратно объясняю, почему он не прав. Тот на английском якобы не разговаривает, но пытается на смеси японского и жестов доказать, что именно он будет здесь сидеть. Что ж, пришлось его прямо со стульчиком поднять и убрать назад метра на полтора. Он что-то там гневно полопотал на своем, позвал кого-то из организаторов, но и только.

Любимое дзюдо требует особого внимания / Фото: © Личный архив Дмитрия Челяпина

Лучшая и худшая организация условий для работы фотографов

У нас в стране это Челябинск. И не потому, что родной город. Там действительно всегда все на высшем уровне по отношению к журналистам: и кормят, и поят, и дарят подарки. Так было на ЧМ по тхэквондо, ЧМ и ЧЕ по дзюдо, Кубке мира по ски-кроссу, ЧР по легкой атлетике, ЧР по боксу, юниорском этапе Гран-при по фигурному катанию. Все без исключения говорили, что лучшей организации турнира не встречали.

В противовес вспоминается пандемийная пекинская Олимпиада. Но ужасно там было по понятным причинам. Началось с того, что нас встречали в аэропорту с двумя ПЦР-тестами, при этом половина самолета оказалась в карантине, потому что у одного человека с рейса был положительный тест на ковид. В итоге группу из десяти человек, которые сидели рядом с ним, заперли в городе на несколько дней. Также в Пекине было очень неудобно с питанием — фактически удавалось лишь позавтракать. «Дошираки» на аренах, коих там было навалом, я как-то не очень люблю (съел как-то один — и полночи не спал). И даже в магазинчике при отеле, куда мы к ночи уже возвращались, кроме чипсов, шоколада, молока, пива и водки ничего не продавали, плюс закрывался он рано. Я выкручивался следующим образом: набирал на арене кокосового молока и в гостинице питался им с темным шоколадом. За 12 дней похудел на 7-8 кг! Один раз ради эксперимента заказал из ресторана в номер еду — ее мне выдал курьер в костюме химзащиты.

Можно еще вспомнить историю с Олимпиады в Токио. На одном из мероприятий там я попал в ливень, а укрыться от непогоды можно было только зонтом с логотипом оргкомитета. Нет такого зонта — выкручивайся, что хочешь, свой доставать нельзя. Странно это выглядело.

Токио-2020 и тот самый зонт / Фото: © Личный архив Дмитрия Челяпина

Самая экстремальная съемка

Назову биатлонную тренировку, проходившую в 2023-м в Тюмени при температуре -35 градусов. Соревнования тогда отменили, но тренировка состоялась по расписанию. Спортсмены бегали в специальных масках, чтобы не застудить себе легкие. Раньше работать в -20-22 градуса мне, конечно же, приходилось, просто подальше прячешь запасные аккумуляторы, чтобы они не разряжались. Но здесь получились прям экстремальные условия. С другой стороны, это отдельный челлендж. Что биатлон в снег, что футбол в дождь, что соревнования в ночном освещении. Даже интересно.

Тюменские морозы суровы... / Фото: © Личный архив Дмитрия Челяпина

Во время пекинской Олимпиады ради съемок лыжных и биатлонных соревнований я выезжал в горы. И передвигаться на месте было очень непросто — тропинки как правило узкие, кругом провода, шаг в сторону чреват тем, что проваливаешься в снег по колено. А на тебе ведь тяжеленная аппаратура… Вылезти с ней — целый квест. Фотографы идут гуськом, в одну сторону, затем в другую. Ну, чисто альпинисты!

Личный контакт со спортсменом

Был классный случай на Паралимпиаде-2024. Наш спортсмен, спринтер Андрей Вдовин стал бронзовым призером в забеге на 100 метров. Мы с Андреем познакомились еще до в Подмосковье на сборах и тренировках паралимпийцев. Уже в Париже, после той самой бронзы переписываемся и он спрашивает: «Не снимал награждение? Хочется посмотреть». А я в это время уже вовсю работал на прыжках в длину и отвечаю: «Не переживай, если ты на следующий день берешь золотую медаль на 400 метров, я бросаю все дела и бегу тебя фотографировать». Так и произошло. Получились снимки не только пьедестала, но Вдовин еще специально попозировал именно мне, надкусывая медаль.

Андрей Вдовин празднует победу на парижской Паралимпиаде / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

А после Андрей выиграл и второе золото — на 200 метров. Так что все к лучшему.

Наиболее запоминающаяся победа России

Обязательно надо упомянуть фотографию, где наши лыжники впервые за 50 лет взяли олимпийское золото в эстафете. Хотя условия для работы были жесткие — стоял приличный морозец.

Триумфальный финиш Сергея Устюгова и победа российских лыжников в эстафете на пекинской Олимпиаде / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Важную роль играют и кадры с фигурного катания в Пекине, где наши взяли олимпийское золото, впоследствии нагло отобранное. По-настоящему фееричное выступление, за которым очень интересно было следить.

Эмоциональное исполнение проката Камилы Валиевой / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

И, наконец, я запечатлел победу гимнастов в многоборье. В Токио мы чуть ли не рыдали вместе со спортсменами, так эмоционально все было.

Российские гимнасты рыдают от счастья в Токио / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Забавный форс-мажор

На Олимпиаде в Токио, возвращаясь с соревнований в отель, я забыл в такси свой мобильный. На ресепшне объяснил ситуацию, рассказал, что перевозчик — официальный партнер Игр, указал маршрут и машину. Но в принципе уже ни на что не надеялся, понимая, что в таком большом городе это гиблое дело. Каково же было мое удивление, когда вечером телефон мне привезли прямо в номер!

Значимая профессиональная неудача

Универсиада 2019 года — одна из первых моих серьезных съемок для «Матч ТВ». В последний день я снял закрытие турнира, и когда в гостинице сбрасывал папку, у меня внезапно глюканула и слетела флэшка. Успел отправить себе буквально три-пять кадров, остальное с церемонии закрытия было безвозвратно потеряно. Такое бывает крайне редко, да и сейчас техника уже немного другой стала. Так что за ту ситуацию до сих пор обидно.

Церемония закрытия Универсиады / Фото: © Дмитрий Челяпин

Еще назову инцидент на ОИ-2020. Там у меня — уже не помню, по каким причинам — была аккредитация типа «ТВ». Я отправился на теннисные корты к Даниилу Медведеву и попытался обойти запрет, показав волонтеру, что мой фотоаппарат может снимать и видео. Но как только я отошел, поставил самый бесшумный режим и начал работать, волонтер услышал характерный треск и попросил срочно удалиться. Из-за этого меня после не пустили и на финальную часть женского турнира по спортивной гимнастике, зато каким-то чудом я пробился на мужские соревнования гимнастов.

Три лучших кадра

В полуфинале токийской Олимпиады Мадина Таймазова боролась с японкой. Схватка продолжалась 16 минут, активных действий не было и боролись уже до golden score — первого эффективного действия. Мадина проводила прием, японка упала на бок, но судьи в Японии отнеслись к хозяевам турнира благосклонно и оценку не дали. После этого соперница провела удушающий прием, и Таймазова уснула. В тяжелом состоянии, с гематомой на глазу она смогла отдохнуть, собраться с силами и завоевать бронзовую медаль ОИ. Для нашей страны и самой Мадины это было равноценно золоту.

Мадина Таймазова без сил после бронзовой схватки / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

На фото наш паратриатлонист Виктор Чеботарев на фоне французского флага и Дворца инвалидов. После заплыва ему предстояло пересесть на велосипед, а у того оказалось спущено колесо. Никто, кстати, так и не понял, почему так случилось. Как говорил сам Чеботарев, конкуренты чувствовали его превосходство и боялись, что от них уйдет медаль. По ходу дистанции он упал и пришел на финиш восьмым, хотя был явным претендентом на пьедестал. Но смог завершить дистанцию, за что ему честь и хвала.

Виктор Чеботарёв не теряет расположение духа, несмотря на все трудности / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

2025 год, прощальный бой Сергея Ковалева в родном для него регионе. Провел сильную и яркую профессиональную карьеру, был чемпионом по трем версиям и лишь случай, не зависящий от него, не позволил стать абсолютным чемпионом. При этом Ковалев признавался и боксером года, и входил в тройку лучших, по мнению экспертов. В Челябинске он нокаутировал в седьмом раунде Артура Мана, бывшего претендента на титул, явно не мальчика для битья. Ушел из профессионального бокса очень красиво. Очень динамичная фотография, как мне кажется. Назову ее «Последний нокаут».

Сергей Ковалев (вне кадра) наносит сокрушающий удар по челюсти Артура Манна / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Мечта

Хотелось бы, чтобы когда-нибудь под эгидой «Матч ТВ» выпускался журнал с фотографиями спортсменов с российских и международных соревнований. Полноценный такой журнал, а не буклеты, чтобы потом фотографии можно было бы аккуратно вытащить и оформить в рамочку. Полагаю, в спортивных секциях в регионах эти снимки для многих спортсменов очень дороги. Там принято вешать плакаты на стены, ставить на столы рамки с фотографиями, размещать их на стендах в спортивных залах. И было бы очень здорово, чтобы эти журналы «Матч ТВ» были общедоступны и лежали везде — в самолетах, поездах, супермаркетах, да где угодно.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.