«Все прочувствовали последствия ограничений из-за пандемии». Главное с Совета по развитию спорта

6 октября 2020 11:40
Собрали самые важные слова.
  • 6 октября президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции проводит заседание Совета по развитию физической культуры и спорта.
  • На повестке дня реализация стратегических и программных документов в области физической культуры и спорта, а также проект стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Открыть видео

Ключевые слова спикеров заседания:

О реализации стратегии-2020: увеличение числа занимающихся спортом и продолжительности жизни

— Ключевая цель уже завершающейся, прежней стратегии, которая, как я уже сказал, завершает свое действие в 2020 году, в целом достигнута, ключевая цель в целом достигнута. И главное в чем? Главное в том, что число людей, причем разных поколений, занимающихся спортом регулярно, выросло начиная с 2009 года в 2,5 раза и составило почти 60 миллионов человек. То есть это даже чуть превысило заявленные в Стратегии показатели в 40 процентов граждан. Сейчас примерно 43 процента. Напомню, что в 2009 году было 15 процентов всего. И прогресс, как мы видим, значительный, весомый.

Олег Кожемяко, губернатор Приморского края: «В сравнении с 15 процентами систематически занимающихся спортом в 2009 году результат, — 43 процента — безусловно, хороший, равно как и данные роста обеспеченности граждан спортивными объектами. 10 лет назад было 22,7 процента, сейчас 56,7. Но здесь надо учесть, что эти 10 лет вместили целый ряд других крупных международных соревнований, о которых Вы уже упоминали. Именно они очень во многом обеспечили популярность спортивного, активного и здорового образа жизни и появление новых спортивных объектов, в том числе адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В современных условиях сильно надеяться на такие драйверы роста было бы легкомысленно, поэтому и требования к самой стратегии и к выполнению задач должны быть более жёсткими, а эффективность работы всех, кто будет задействован в её реализации, в разы выше. Тем более что далеко не все цели, намеченные в Стратегии‑2020, достигнуты»

Между увеличением числа занимающихся спортом и повышением качества и, главное, продолжительности жизни абсолютно прямая связь. Это знают не только специалисты. Это для всех очевидно. Объективные данные об этом как раз и говорят, свидетельствуют. Рост средней продолжительности жизни в России с 2009-го по 2019 год — более 4,5 лет. Это хороший показатель. Надо обязательно сохранить эту позитивную динамику. Чтобы, как и планируется, число тех, кто ведет активный, спортивный образ жизни к 2024 году достигло 55 процентов, а к 2030-му — 70 процентов. Во многих странах так и есть. И когда я говорю, что есть к чему стремиться, — вот это то, к чему нам нужно стремиться.

Но принципиально важно, чтобы за этими цифрами стояло качество. Чтобы регулярные занятия физической культурой были не просто хорошей модой, хотя и это очень важно, но еще лучше, чтобы они стали устойчивой привычкой, естественной нормой, образом жизни большинства людей в нашем обществе.

Олег Матыцин, министр спорта РФ: «Современное состояние физической культуры и спорта определяется итогами реализации государственной политики. Основные задачи реализованы, но не все цели достигнуты. Главный показатель нашей работы — число систематически занимающихся спортом граждан, выполнен. За 10 лет в два с половиной раза выросла обеспеченность граждан объектами спорта, возрожден комплект «ГТО», в котором участвует около 13 миллионов человек. Проведена реформа системы спортивной подготовки, она работает продуктивно, в этом я убедился лично, посетив в последнее время 11 регионов. Минспорт готов выступить в качестве единого методического межведомственного центра по совершенствованию работы детско-юношеского спорта».

Олег Матыцин: «Основные задачи в российском спорте реализованы, но не все цели достигнуты»

О бюджете, выделяемом на спорт 

Олег Кожемяко: »Реализация всех наших планов потребует достойных ресурсов. По данным Министерства финансов, в 2019 году на физкультуру и спорт было затрачено из средств федерального бюджета 81,4 миллиарда рублей, из средств региональных и муниципальных бюджетов — 30 миллиардов. Показательна и средняя доля расхода на физкультуру и спорт из региональных бюджетов — это где‑то 2,4 процента. Для сравнения: доля культуры и кинематографии — 3,5, здравоохранения — 8,6, социальной политики — 19,8, образования — 24,7 процента. А ведь основной объём работы по физкультуре и спорту идёт именно на местах, в школах, вузах, секциях закладывается основа здорового образа жизни, привычка физической активности. Именно из них, по сути, и вырастают спортивные победы нашей страны, и финансовая обеспеченность этой сферы должна быть соответствующей.

Предлагаем к 2024 году установить минимальный уровень расходов каждого субъекта на уровне нынешнего, не менее 2,4 процента, а к 2030 году удвоить его. Для этого считаем необходимым пересмотреть в новой стратегии использование модели развития, ориентированной на экономическую успешность, прежде всего профессионального спорта, повышение инвестиционной привлекательности всей сферы в целом»

О влиянии пандемии на российский спорт 

Открыть видео

Олег Матыцин: Наша страна и весь мир впервые столкнулись с масштабными ограничениями в занятиях физической культурой и спортом. И конечно, Министерство спорта совместно с Роспотребнадзором, Федеральным медико-биологическим агентством, спортивными федерациями приняли адекватные оперативные меры по организации работы в условиях пандемии, экономической поддержки сферы физической культуры и спорта, а также поэтапному выходу из карантина, включая работу федеральных спортивных баз, объектов массового спорта, разработку регламента проведения соревнований. В настоящее время, мы считаем, сформирован эффективный алгоритм действий.

Хочу поблагодарить всех коллег за проделанную работу, и считаю, мы готовы к новым вызовам.

Одним из уроков пандемии и одной из задач стратегии видится создание материально-технической базы в виде федеральных центров для полноценной и автономной подготовки сборных команд на территории Российской Федерации. В период карантина мы столкнулись с тем, что некоторые виды спорта из-за полного отсутствия условий в стране остались без возможности специализированной подготовки.

Проект стратегии 2030 учитывает современные вызовы и риски, в частности связанные с пандемией, что обусловило этапность в реализации стратегии и возможную корректировку целевых показателей.

О проекте стратегии на ближайшие 10 лет 

— Сложные события этого года серьёзно затронули сферу спорта. Из-за эпидемии и в России, да и по всему миру, вы это хорошо знаете, отменены тысячи спортивных мероприятий и сама Олимпиада.

Олимпийские кольца на фоне паттерна коронавируса / Фото: © REUTERS / Dado Ruvic / File Photo

Последствия вынужденных ограничений для спортзалов, клубов прочувствовали и граждане, и профессиональные атлеты, и организации спорта, и бизнес, который в этой сфере работает.

В новой стратегии надо обязательно предусмотреть меры, которые в случае подобных форс-мажорных обстоятельств помогут людям сохранить физическую активность, поддержат стадионы, спортклубы, секции и, конечно, не допустят сбоя тренировочного процесса наших сборных команд.

Станислав Поздняков, глава Олимпийского комитета России: »Несмотря на сложности из-за пандемии, ОКР продолжает плановую подготовку к Олимпийским играм в Токио и Пекине. ОКР перераспределил ресурсы и сможет финансировать подготовку к Олимпиаде без сокращения объемов. Спонсорская поддержка сократилась, что усугубило сложности в уставной деятельности федераций»

В новой стратегии следует также сделать акцент на формирование условий для интенсивного развития массового спорта — я об этом ещё скажу чуть позднее, — соответствующей инфраструктуры в школах и вузах, по месту работы и жительства.

Крупных, больших, грандиозных спорткомплексов, многотысячных арен за последние годы построено, модернизировано достаточно много, и это хороший результат в том числе проведения Олимпиады, чемпионата мира по футболу, студенческих универсиад, многих-многих других международных форумов, которые прошли в нашей стране. Но сейчас нужно сосредоточиться именно на повсеместном расширении и обновлении сети небольших, хорошо оснащённых площадок и залов в шаговой доступности. И желательно, чтобы заниматься здесь можно было в основном бесплатно.

Особенно это касается сельских территорий, об этом тоже уже не раз говорил, где такая инфраструктура пока развита явно недостаточно. И здесь предстоит большая работа в рамках стартующей в 2021 году подпрограммы «Спорт на селе».

Кроме того, люди должны знать, где и как организован для них спортивных досуг, иметь возможность найти места для занятий спортом, даже находясь в другом регионе, в отпуске или в командировке. Для этого нужно задействовать современные технологии, цифровые, информационные ресурсы. Причём людей следует информировать не только о расположении спортивных центров и объектов, но и об их программах, рассчитанных на индивидуальных спортсменов и физкультурников и групповые занятия, в том числе для всей семьи, для разных возрастов, уровней здоровья и спортивной подготовки.

Новая стратегия развития физкультуры и спорта до 2030 года должна иметь, безусловно, комплексный характер и стать одним из важных ресурсов достижения национальных целей развития в целом. Как уже говорил в самом начале, физическая культура, спорт прямо влияют на качество жизни людей, на их здоровье, на эмоциональный настрой, продолжительность жизни, на трудоспособность, а значит могут и должны сыграть значимую роль в решении приоритетных задач, которые стоят перед страной и обществом в целом.

Я знаю, что члены Совета подготовили предметные предложения по дальнейшему развитию спортивной сферы. Вот я здесь вижу в документах. Я прошу Правительство учесть их при доработке проекта стратегии. Мы сегодня еще поговорим об этом, конечно. Она, эта стратегия, должна быть принята до конца текущего года.

О задачах на будущее

Станислав Поздняков: «Оценивая актуальное состояние отрасли, исполком ОКР счел возможным предложить федерациям подумать о возможных подходах к повышению эффективности нашей общей работы. Считаю такое предложение своевременным, учитывая, что одним из целевых показателей реализации стратегии является завоевание первого места в неофициальном командном зачете на Олимпийских играх в 2028-м и в 2030 годах.

С 1 января 2021 года вступает в силу новая редакция Кодекса ВАДА, которая вводит ряд требований к национальным спортивным организациям, и одно из них — обязательное наличие штатного антидопингового координатора. Мы отдаем себе отчет, что необходимо подумать не столько о зарплате, но в первую очередь о подготовке кадров, о механизмах контроля качества их работы, о регулярном повышении квалификации»

+ комментарий вице-премьера РФ:

Дмитрий Чернышенко: «Развитие детско-юношеского спорта будет ключевым вопросом стратегии развития»

О проблеме тренерских кадров 

Елена Исинбаева / Фото: © Getty Images

Елена Исинбаева, двукратная олимпийская чемпионка: «У нас нехватка тренеров, у нас нет врачей. Но если мы говорим о желании студентов, закончивших вуз, идти в тренерскую деятельность или стать спортивным врачом, все очень отказываются и стараются работать частно, давать уроки, потому что зарплаты меньше прожиточного минимума, 15 тысяч рублей. Я могу ошибаться, но это те данные, которые мне предоставили. Ну и судя по тем тренерам молодым, которые тренируют сейчас, это действительно так.

Мне кажется, чтобы хоть как-то мотивировать молодого специалиста, у которого есть своя семья, есть свои дети и который должен их как-то прокормить, возможно вдвое уже сейчас поднять зарплату у начинающего тренера, а дальше ввести бонусную систему, там уже Министерство спорта подработает, да и Олег Васильевич тоже. Но самую начальную ставку нужно просто увеличить, потому что все в жизни повышается, кроме тренерской зарплаты. Это то, что есть сейчас»

Читайте также: