
Внимательно смотрела гонку с раздельным стартом на этапе Кубка России в Ижевске. И круг интересный, и впервые в этом сезоне лыжники бежали через коридор из зрителей. И «Матч ТВ» свои лучшие силы и средства прислал. Смотри и радуйся, да?
Нет.
Считается, что такие гонки — это дань традициям и поклон в сторону «истинных ценителей красоты лыжного спорта». Бегать технически красиво у нас совсем не разучились. Потому, что хорошая техника — это эффективная техника, именно она победы приносит. Но чтобы насладиться идеальным лыжным ходом Большунова, Коростелева или Терентьевой, надо держать их в кадре каждый раз секунд по тридцать минимум, причем с разных точек, на разных стадиях гонки. Но это означает, что на других времени почти не остается. А если надо показать нескольких лидеров одновременно? Естественно, что лично я ближе к таким ценителям и мне необходимо рассмотреть особенности хода именно Натальи Терентьевой. Тут и минуты в эфире не хватит, по мне так вообще нужно одну ее показывать — у других пока, увы, учиться нечему.
Но я смотрела эту гонку с подругой, которая в лыжах знает ровно два имени: Большунов и Нортуг. Нюансы техники ей абсолютно неинтересны, и кто выиграл — не очевидно. Из всей гонки ей больше всего запомнился энтузиазм комментаторов Трифанова и Легкова. А само действие «примерно как бейсбол — все бегут, а зачем и кто победил — непонятно». На прямой вопрос: включишь ли телевизор смотреть следующие лыжные соревнования, отвечает так же прямо: «Нет». А ведь она — идеальный кандидат, не только в тренажерный зал ходит, но и на лыжах сама катается. Вот только лыжи ей интересны как часть ЗОЖа, а не как шоу, которое стоит посмотреть по телевизору. Уж тем более она не поедет на стадион смотреть лыжные гонки вживую.
И это огромная проблема для нас.
Нормально и естественно, когда спорт делится на профессиональный и любительский. Но они должны быть связаны. Рядом с моим домом отличный стадион, на котором тренируются юные футболисты, от 5 до 15 лет. Каждый первый из них — в футболке с именами звезд «Реала», «Барселоны», «Динамо», «Спартака» и даже «Интера» из Майами. То есть они не просто собираются в футбол поиграть, они хотят быть похожими на Винисиуса или Тюкавина. И когда вырастут, они пойдут на стадионы смотреть на новых Винисиусов. Правильно выстроена связь между профессиональным спортом и любительским.
В российских лыжных гонках по достижениям Александра Большунова никто не превзойдет, наверное, никогда.
И многое он делает абсолютно верно — например, дал свое имя целому бренду. Но вот гуляла я по трем самым лыжным паркам Москвы и Подмосковья (Алешкино, Лазутинке и Мещерском) в длинные выходные января — и ни одного человека в одежде его бренда не встретила. Специально смотрела — ни единого среди сотен, даже тысяч лыжников! Из чего я делаю еще один вывод: все эти любители лыж нашими соревнованиями абсолютно не интересуются, не смотрят, не болеют ни за кого персонально, даже за Большунова.
А в это время в НХЛ Александр Овечкин год за годом больше всех игровых свитеров продает. По 20 000 рублей за штуку в нашем эквиваленте.
У них даже типажи одинаковые — суровые такие мужики, бьются до конца. Получается, жители американской столицы готовы тратить деньги, чтобы делом доказать свою любовь к российскому спортсмену, а жители российской столицы к одному из лучших спортсменов века — нет?
Вот тут самое время вернуться к форматам лыжных гонок и подходу в целом.
Владелец «Вашингтон Кэпиталз» в первую очередь думает: как мне заработать на моей уникальной звезде, как его раскрутить? Это не значит, что он не любит хоккей или не уважает Овечкина, просто он правильно выстраивает бизнес.
И у нас уже есть примеры грамотного подхода: «1,13 млрд рублей — выручка СКА за сезон. Медийность помогает зарабатывать… Выше медийность — больше спонсоров, выше доход от билетов, атрибутики, коммерческих прав». Слушала я главного тренера СКА Романа Ротенберга на ПМЭФ прошлым июнем и размышляла: что мешает другим видам спорта начать мыслить такими категориями? Такими, что соревнования надо организовать вокруг того, что интересно целевой аудитории. А для этого нужно провести исследование — да-да, среди посетителей парка имени Лазутиной, где, кстати, большинство лучших лыжников страны тренируется хотя бы иногда. И где буквально каждый посетитель выглядит как аудитория-мечта любого телеканала. И если подтвердится, что этим зрителям нравится смотреть «разделки» в нынешнем виде, так тому и быть. А если интереснее смотреть в эфире трансляцию из раздевалки или зажигательные танцы Ардашева на награждении, то придется думать, как показывать именно их.
И да, я считаю, что Большунов и Терентьева заслуживают номера-люкс в лучшей местной гостинице и персонального шофера на время пребывания в городе — не за государственный счет, естественно. Это компенсация за дополнительную нагрузку — открытые уроки для юных спортсменов, встречи с болельщиками. Считаю правильным, чтобы в местных газетах отмечали: «Большунова привезли прямо на старт в огромном внедорожнике компании-спонсора». А вот все остальные спортсмены — пока не заслуживают. Будет стимул бороться и побеждать.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.