Чем звезды отличаются от чемпионов? Колонка Вероники Степановой

Чем звезды отличаются от чемпионов? Колонка Вероники Степановой
Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Разрыв между ними становится все более очевидным.

На этой неделе нас опять ждут гонки лучших лыжников планеты. Часть из них будет соревноваться во Франции, другая часть в Казани. Российский старт пройдёт под всеобщее обсуждение » зажрались ли спортсмены» или «чемпионам не создают достойные условия», об этом я ниже в этой колонке обязательно выскажусь.

Соревнования будут на экранах выглядеть очень похоже. И там и там побегут на одинаковых лыжах, техника передвижения похожа, «уровень наших лыжных гонок за время отстранения точно не стал хуже» (это я Егора Сорина цитирую — а тренер мой в таких вопросах никогда врать и преувеличивать не будет!).

Знаете, в чем настоящая разница между Кубком Мира и России?

В принципиальном подходе к самим состязаниям.

На Западе профессиональные соревнования существуют в первую очередь для того, чтобы найти, «запустить карьеру» звезды. Проводятся они на деньги спонсоров — производителей инвентаря, местных бюро по развитию туризма и, конечно, телевидения. Сами лыжные, биатлонные, велосипедные и т. д. гонки — это часть бизнеса, как «красная дорожка» у кинозвезд. Есть звезда кино в титрах — фильм будут смотреть. Появится на лыжне и дорожке звезда спорта — будут смотреть соревнования, а потом покупать то, что звезда рекламирует.

Десять-пятнадцать лет назад, когда блистали Нортуг, Бьорген и еще юная Йохауг, система работала прекрасно — сейчас все идет со скрипом, денег все меньше, но как-то работает. 

У нас главный «спонсор» спорта (за исключением футбола, хоккея и, наверное, баскетбола с волейболом) — государство. Не только на подготовку, но и на соревнования тратятся бюджетные деньги. Где частично, а где и полностью. Что государство получает за «спонсирование» того же Кубка России по лыжным гонкам конкретно в его нынешнем виде я не очень понимаю. Не очень очевидно для меня. В Норвегии соревнования десятилетиями показывали на общественном телевидении в прайм-тайм — и не только соревнования. Просто, но доходчиво: смотрите, чего может добиться Тереза, простая девочка из далекого хутора! Вы видели у нас Большунова или нового героя Мирона Лифинцева в действительно рейтинговой передаче в последнее время? Да хоть бы и в «Секрет на миллион»!

На Западе есть четкая граница между «просто чемпионом» и той/ тем, кто выигрывает замечательно, красиво, эффектно. Это можно сделать за счет количества побед — как Клэбо или Йохауг. А можно как Фрида Карлссон — обыграв Йохауг один раз, но в какой гонке! Сейчас уже и не один раз, а несколько, но все помнят именно красивую победу Фриды в Холменколлене.

Что дает статус суперчемпиона, звезды самой «звезде»? Индивидуальные контракты, в первую очередь. Клэбо, Карлссон и Йохауг получают новейшие лыжи и ботинки не с фабрики, а прямо из лаборатории. И гораздо раньше нас, всех остальных. Это значит, что у них больше времени их «прикатать». Это важно, особенно в случае с ботинками, как ни странно, но они индивидуальны, «по ноге».

Спонсорам интересны выдающиеся звезды, вторые номера их мало интересуют — считается, что только звезды могут действительно продавать продукт.

У Клэбо с десяток индивидуальных контрактов и коллабораций, у Харальда Амундсена только на инвентарь. А Амундсен, на всякий случай, действующий обладатель Кубка мира. Но он не «лидер мнений», у него подписчиков в соцсетях нет почти — кому он нужен прямо сейчас? Но Харальд еще молод и шанс у него есть. Важно здесь то, что именно возможность попасть в клуб супер-чемпионов — это мотивация надолго. 

Харальд Амундсен / Фото: © Grega Valancic/VOIGT / Contributor / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

У нас в лыжной индустрии такого подхода, увы, нет. Думаю, что этом смысле мы отстали на десятилетия. Ты можешь хоть десять, хоть двадцать гонок за сезон выиграть — звездой ты не станешь. У нас научились делать качественные лыжные ботинки, шить одежду. Это не квасной патриотизм, это факт. Лыжи пока нет, но научатся, думаю.

При этом производители той же одежды совершенно не хотят играть по мировым правилам. Там спортсмену спонсоры предлагают контракт уже в юниорском возрасте, в котором права и обязанности сторон расписаны на многих страницах. Чем круче спортсмен — тем больше страниц, тем больше нюансов. Знаете, как у нас? «Ну ты возьми, потестируй, скажешь что и как, если понравится — какой-то бартер придумаем». Серьёзно?

При этом я таких потенциальных спонсоров никак не имею права винить — они просто не видят, как контракт с победительницей того же Кубка страны может им помочь в продажах, как им на этом заработать.

Наверное, у нас менталитет отличается от норвежского. Там народ идет в магазин и просит «лыжи как у Йохауг», видимо. А у нас даже продвинутые любители выбирают дорогие лыжи по каким-то своим критериям. И не очень похоже, что им есть дело до того, на чем там Большунов или Терентьева бегают. Иначе я не могу объяснить, почему в модном Мещерском парке чуть ли не самые популярные лыжи того бренда, которым в российской сборной вообще никто не пользуется. 

Наталья Терентьева / Фото: © РИА Новости / Павел Бедняков

Нравится ли мне, что разрыв между мировыми звездами и просто чемпионами в нашем спорте, да и в биатлоне том же, растет?

И да, и нет.

Такая разница между «чемпионами первого класса и чемпионами второго» ведет к огромным разрывам и в доходах — Клэбо мультимиллионер, а Амундсен просто обеспеченный молодой человек. У нас не футбол, на итальянских суперкарах никто не ездит — Йохауг и Клэбо ездят на довольно скромных машинах (тоже спонсорских, естественно). Настолько скромных, что я даже удивилась — а как у тебя, Тереза, детская коляска туда влезает? Влезает, влезает — если спонсору надо именно эту модель продвигать, то тут мало что можно сделать.

Дело в другом. Лыжные гонки и биатлон все больше становятся похожими на теннис — кто может себе позволить собственную, личную группу поддержки, тот и продолжает побеждать. Деньги для спортсмена — это возможности. Самая очевидная, выраженная команда у Клэбо — менеджер (папа), врачи, массажисты. Что это дает? "Тур де Ски" видели последний? Йоханнес к нему в Давосе готовился, в гостинице непосредственно у лыжни, в которой все лыжники хотели бы останавливаться, но которую только Клэбо и еще Тереза с Фридой могут себе позволить.

Вот тут мы к актуальном вопросу о гостиницах и вернулись. Гостиница перед соревнованиями — это такое же «условие победы», как лыжи или массажист. Кто-то берет лыжи взаймы у коллег, а у кого-то три чехла на каждых соревнованиях, под любые варианты трассы. Кто-то записывается в длинную очередь к массажисту, а у кого-то он(а) индивидуальный, до, после и даже во время гонки. Все дополнительные «хотелки» напрямую за счет спонсора, либо из своего кармана. Если ты действительно хочешь побеждать, то инвестируешь призовые не в модную машину и не в новостройки в Лиллехаммере или Подмосковье, а в себя любимую. Запретов жить отдельно от команды или требования, например, ужинать с командой нет — естественно, за свой счет. Я меняла номера в гостинице и меняла сами гостиницы, которые мне не подходили. Хотя ездить в город ради «высокой кухни» для меня слишком энергозатратно, как правило. А для кого-то именно это важно и он своими победами доказывает, что прав.

Решает не талант — решает продуманность и организация. И никто не будет за тебя думать, пока ты не стал(а) — правильно, настоящей звездой со своим менеджером, как Клэбо или Нортуг, а не «просто чемпионом иногда».

…Кстати, Амундсен не пожелал за пижонскую гостиницу в Давосе платить и домой в Норвегию улетал. Итог вы знаете: Йоханнес с запасом выиграл Тур, а Амундсен сошел.

Мы никуда не денемся от мирового опыта и правил — неважно будем ли бегать на Кубке России или мира. Рынок и медиатехнологии начнут когда-нибудь «лепить» из чемпионов настоящих звезд, которых знает вся страна, особенно молодежь. Скорее бы.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.