Бывает, меня упрекают в том, что я участвую далеко не во всех гонках, «бегу лишь там, где могу выиграть». Мне не понять такого подхода. Бегу достаточно для того, чтобы быть узнаваемой, чтобы почти каждая тренировка превращалась в «совместную селфи-сессию» с болельщиками и спортсменами-любителями. Завоевать еще сколько-то призов за спортивную карьеру? Да, есть еще медали, которых нет в моей коллекции. Но куда важнее изменить ментальность, привычки как раз тех замечательных людей, кому нужны селфи со мной.
Одна из них — убедить забыть любовь к привычным глобальным брендам. И перейти на новые, российские. Или, как вариант, на иностранные, но на те, что не стесняются своего присутствия в России, поддерживают российский спорт и детский в частности. Да, я бы различала западные бренды, которые ушли и те, что, наоборот, пришли в последние пару лет. Первые просто испугались — кто же добровольно с огромного российского рынка уйдет? А вторые — наоборот, уверены, что спорт и бизнес вне политики.
Что я вижу — не важно, на аллеях парка имени Лазутиной, в модном кафе или в московском метро? Знакомые логотипы из прошлого на каждом третьем! Огромные, всем известные спортивные бренды ушли из России — но не из наших склонностей и привычек. Странная ситуация: они больше не поддерживают российский спорт, не платят налоги, не тратятся на продвижение и рекламу — но народ их по-прежнему любит.
Не секрет, что их продукцию до сих пор можно купить — гораздо дороже, чем раньше. И покупают, несмотря на цены! Ещё интереснее ситуация с теми, кто покупает «реплики» — знают ведь, что покупают подделки, но желание украсить грудь, спину или лоб известным логотипом побеждает.
Сейчас критики взорвутся от возмущения: а сама-то что носишь, Степанова?! Лицемер ты!
Это не лицемерие, а реализм и практичность.
На соревнованиях, когда ты выступаешь на пределе возможностей, тебе нужен абсолютно лучший инвентарь. Это цена долей секунды на финише. Такой инвентарь стоит в разы дороже и рассчитан на профессионалов. Замечу, что долговечность такого инвентаря — последнее, что интересует спортсменов.
Лыжники-любители всегда горько вздыхают, узнавая, сколько пар палок мы ломаем в сезон, это «расходный материал». А они ведь не только из того же материала, что «крыло Боинга», но и стоят столько же.
Профессиональное оборудование выпускают либо маленькие специализированные фирмы, либо «спорт-лаборатории» внутри больших фирм. В этом сегменте «покупайте отечественное» не работает, увы — в мире не существует шведских, немецких или американских лыж. А лучшие делают в Австрии, где с лыжниками и биатлонистами как-то не сложилось в последнее время. Российские производители тех же лыж время от времени говорят, что собираются выпустить профессиональную линейку — и как-то это все не складывается.
Но настоящий профессиональный инвентарь — это менее 1% рынка. Понятно, почему с этим возиться долго, сложно. Остальные 99% — это товары для любителей спорта и физкультуры, а не олимпийских чемпионов.
Да, мне нужны абсолютно лучшие в мире лыжи или ботинки. Но чтобы дойти до метро, кроссовки с подошвой из специальной пены не нужны. Чтобы пойти в столовую на сборе, никто футболки из специальной охлаждающей ткани не надевает — такие нужны для тренировок. Как человек, который пробует, тестирует образцы десятков разных фирм, утверждаю, что в России делают спортивную одежду и обувь, которая подойдет любому, если нет задач побеждать на мировых соревнованиях или тренироваться по шесть часов в день. Мало того, каждый раз, получая новые образцы от спонсоров, я убеждаюсь, что технологи российских фирм просто так «на попе ровно» не сидят. Каждый новый образец лучше того, что было в прошлом году. А с образцами трехлетней давности и не сравнить!
Чего же не хватает? Рекламы и продвижения. Вот у нас в сборной долгие годы «спонсор по текстилю». Крупная, хорошо всем известная российская фирма. Одевает нас с ног до головы — и одевает отлично. Большинство продукции изготавливается на собственной фабрике в России — хотя да, наши гоночные суперкомбинезоны, лучшие в мире, родом из Швейцарии (но это опять же «про доли секунды на финише»). Я настолько люблю их вещи, что в дополнение к «спонсорским» и за свои деньги немало у них купила.
Но вот чего я не могу понять: почему в фирменных магазинах этого бренда в аэропортах в рекламе — безымянные модели на фото и видео, а не Большунов или Непряева? В чем секрет? Я бы поняла, если бы моделями были Водянова или Шейк, но ведь нет же! А потом мой старший товарищ Губерниев говорит, что лыжников, даже Большунова, народ не знает. Вот когда будут видеть в аэропортах на видном месте по 250-300 тысяч человек в день в рекламе, тогда что-то изменится в лучшую сторону. И для лыжников, и для самой фирмы.
Понимаю, что не каждая фирма может себе позволить красивый магазин в аэропорту. Но почти каждая хочет, чтобы ведущие спортсмены использовали её продукцию и хвалили. Я таких предложений по несколько штук в месяц получаю. Мой совет: не надо пытаться подписать олимпийских чемпионов или победителей Спартакиады. У нас большие запросы и сложная сеть отношений с уже существующими спонсорами.
Вместо этого идите к юниорам — у них пока нет личных контрактов и высокого ЧВС. Устройте моносерию. На ваших лыжах или в ваших кроссовках. Назовите это «честный челлендж» (да, слово из английского языка — кого-то это смущает?)
Хорошая вещь сама себя не продаст — это на Западе давно поняли. Чем быстрее поймут это наши производители — тем лучше будет всем. Нужны идеи? Я помогу.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.