Как сделать летние роллеры такими же популярными, как зимние лыжи. Колонка Вероники Степановой

Как сделать летние роллеры такими же популярными, как зимние лыжи. Колонка Вероники Степановой
Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Олимпийская чемпионка — о скромном «двоюродном брате».

На следующей неделе на лыжно-биатлонном комплексе «Демино» в Ярославской области пройдет чемпионат России по гонкам на лыжероллерах. И это повод поговорить о развитии видов спорта из «второй шеренги» — не олимпийских.

«Демино» мы все, лыжники сборной, хорошо знаем — там традиционно проводят сборы юниорских команд, а мы почти все «вылупились из юниорских яиц». У комплекса есть свои достоинства и недостатки, но в целом это классное спортивное сооружение, когда-то даже этапы Кубка мира проводили. И ехать в Рыбинск из Москвы часа четыре — куда ближе, чем в Малиновку, Раубичи или Казань.

Казалось бы, все условия для популярных, привлекающих внимание зрителей, спонсоров и медиа, спортивных соревнований.

Только вы нас, олимпийских чемпионов по лыжным гонкам, в «Демино» на старте не увидите. Как и вообще кого-то из сборной.

Не увидите и прямых трансляции, и количества зрителей, сравнимого с лыжами зимой.

А вот неделей позже в норвежском Саннесе соберутся «сливки» лыжного и биатлонного мира (кроме россиян) на лыжероллерный фестиваль под названием BLINK.

Давайте попробуем понять, почему BLINK — крупнейшее соревнование лета с колоссальными телевизионными рейтингами. И бюджетом, сравнимым даже не с этапом Кубка мира — с чемпионатом мира по лыжам. А соревнования в Ярославской области… скажем так, не совсем на таком уровне. Лыжероллеры — они ведь одинаковые для всех, правда?

Для начала — нет, не правда. Есть два типа лыжероллеров: первые — с «медленными» колесами и более длинными платформами. Их задача — максимально имитировать лыжи летом. Именно на таких мы тренируемся, причём в сборной популярны самые длинные модели, 700 мм для конькового хода. И есть скоростные лыжероллеры — с быстрыми колесами из полиуретана и короткой платформой в 530 мм. Я тренировалась на таких пару раз — тренер Егор Сорин хотел посмотреть/проверить какие-то вещи на определенном этапе подготовки. Слушайте, я никогда на свою технику конькового хода не жаловалась, но это просто совсем другой спорт, ближе к роллерблейдингу, инлайн-скейтингу! Больше, кстати, мы на таких не тренируемся — оказалось не нужно в рамках подготовки к зимним стартам.

Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой

Так вот, весь BLINK в Норвегии бегут на «медленных» колёсах, а в Рыбинске на чемпионате России — лишь две гонки из пяти. Остальное — на «скоростных ракетах».

У меня было бы ноль шансов против девушек, которые специализируются на скоростных роллерах. Скорее, моя подруга Саша Саютина из конькобежной сборной России могла бы им конкуренцию составить. Если бы её кто-то додумался пригласить…

Самая главная гонка BLINK — Lysebotn Opp. Тот самый сумасшедший подъем в гору, на котором я в 2021-м проиграла Йохауг восемь, что ли, минут. Прямой трансляции гонки нет — причём не потому, что технически невозможно, а потому что запись показывают по основному местному телеканалу в прайм-тайм. И народ смотрит — рейтинги и доли там фантастические для начала августа. Потому что зрелищно. А имена победителей выбивают на специальной табличке на вершине горы — на века, можно сказать.

У нас в этом году впервые провели гонку в гору (на лыжах) на финале Кубка России в Кировске. Ту самую, которую в блестящем стиле выиграли Алина Пеклецова и Савелий Коростелев из нового поколения сборной. Это было ну ооочень тяжело, поверьте — такую гонку можно бежать лишь раз в сезон, она забирает слишком много сил. Но и рейтинги соответствующие, опять же — чуть ли ни самая популярная у зрителей трансляция лыжного сезона-2023/24. Да, организовать такие гонки, как Айкуайвенчорр или Lysebotn, сложнее, чем традиционные «три круга по пять километров», но если вы хотите, чтобы вас заметили, запомнили, о вас говорили — это не опционально. Это обязательно!

У меня была возможность спросить руководителей компании, которая развивает горнолыжный курорт в Кировске и которая заплатила большую часть денег за организацию гонки: получили ли они прибыль на инвестиции?

«Да, получили узнаваемость на всероссийском уровне», — уверенно ответили мне. Что и требовалось доказать. Хотите привлечь интерес публики? Ищите гору или хотя бы горку!

Из зимнего Кировска — обратно в наше жаркое лето. Лыжероллеры как вид физкультуры — на подъеме. Посмотрите, сколько народу на трассах на Лазутинке и в Мещерском в любой, даже будний день! И обратите внимание заодно, на каких машинах они тренироваться приезжают. Можно ли их убедить съездить самим, да ещё и семью взять — отдохнуть от московского зноя и шума на Волге, посмотрев при этом соревнования по виду спорта, которым они сами занимаются? Мне кажется, да. Тем более, что у летних роллеров всегда будет одно преимущество перед зимними лыжами: летом быть зрителем куда приятнее.

Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой

Просто условия надо для таких болельщиков создать. Да, избалованных и искушенных. А что в этом плохого? Вот на BLINK смогли — это спортивно-музыкально-тусовочный фестиваль. Вечеринки после соревнований легендарны. А получить на них приглашение «со стороны» — мечта фанатов. Кто же откажется от перспективы сплясать на стойке бара с местной лыжной или биатлонной звездой? И нечего по этому поводу возмущенно губы надувать — надо воспринимать мир, каким он есть, без нравоучений.

…Лыжероллерный спорт у нас — замечательный двоюродный брат лыжных гонок, но, к сожалению, сейчас очень скромный. Очень нишевый и почти любительский — одни и те же люди участвуют и побеждают из года в год. Абсолютно их право! Но, думаю, очевидно всем — у ведущих лыжников совсем другой менталитет. Мы привыкли к большим аудиториям, к определенной узнаваемости как среди зрителей, так и спонсоров. И да, к призовым несколько иного размера, чем принято в лыжероллерном спорте. Не вижу причин скрывать это. Хотите нас видеть среди участников? Организуйте соревнования на уровне лыжных Кировска или Казани. Нужны детали, что всё это означает? Я вас готова проконсультировать.

Ментальность надо менять. Начать с поиска спонсоров, которым нужно лицом показать свой товар — горнолыжный курорт или просто туристическую достопримечательность. Придумать новый крутой формат — в буквальном смысле. Что-то вроде «гонки по берегу Волги с финишем в крутой подъем в Нижегородском кремле». Сколько там перепад, метров сто? На «медленных» роллерах самое оно будет! Особенно если приз — новая «Волга». Договориться об удобном для всех слоте с телевидением. Про призовые уже было сказано, но это производная от правильной организации. На BLINK, кстати, призовые очень скромные — туда за другим едут. Чтобы засветиться на телевидении и потусоваться. Уж в этих аспектах точно мы можем и лучше.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.