
…Когда ведущий сессии в третий раз сказал «олимпийская чемпионка Вероника Степанова…», мне хотелось ответить ему: «Дорогой друг, а надо ли подчеркивать именно это? Не устарело ли?» У меня нет оснований стыдиться своей олимпийской медали. И я, возможно, последняя по хронологии олимпийская чемпионка в лыжных гонках на много лет вперёд. Но с тех пор мне удалось выиграть немало и других соревнований. А те, кто думает, что обогнать Терентьеву, Сорину или Кулешову в любой гонке легко, пусть свой зад с диванов поднимут и попробуют.
…Всего три года назад основным маркером успешности российского спортсмена и его вида спорта были медали на международных соревнованиях. Все за десятилетия к этому привыкли. И это абсолютно нормально в тогдашних реалиях — у наших главных конкурентов в лыжных гонках, норвежцев и шведов, все так же: государство и частный бизнес поддерживают лучших атлетов в обмен на шанс на олимпийское золото. Большие победы под флагом страны одинаково повышают национальный дух, патриотизм, оптимизм в любом обществе. Не нами придумано — международный опыт.
Но сейчас все это в прошлом. Надеяться, что все вернётся и вернётся скоро, можно, конечно, но умнее работать над альтернативами.
Я приехала в этом году на ПМЭФ за новыми идеями. А также, чтобы поделиться, протолкнуть мои.
Их три:
1. Системная интеграция спорта больших достижений и массовой физкультуры. Это проще осуществить, чем кажется.
«Сборная страны» — это не только и не столько те, кого отобрала своя спортивная федерация. Настоящая сборная в большинстве видов спорта — это атлеты на контракте с Центром спортивной подготовки сборных команд России, государственной организацией. В этот контракт легко вписать обязательства по развитию и пропаганде спорта. Хочешь получать зарплату — проводи уроки спортивного мастерства с детьми, проводи встречи с болельщиками. Сложно и времени нет? Учись, ищи, оптимизируй, отказывайся от каких-то развлечений. В конце концов, такие же требования в моих контрактах с личными спонсорами — несколько раз в год я должна участвовать в их мероприятиях по продвижению бренда. Большинство из нас и так с молодёжью работает, но это все на уровне «тренер попросил». Никакой системы и все в последний момент, экспромтом. Я не люблю экспромты, я не люблю «вводные» и хаос. Все мои успехи — за счет дисциплины, подготовки и организации. И я хотела бы не только знать, где и когда пройдёт мой тренировочный сбор в октябре (с апреля знаю, готовлюсь), но и в какой день я встречаюсь с молодыми лыжниками и в каком формате.
ЦСП — мощная организация. Не только работодатель, но и организатор. В этом году был «оператором», устроителем нашего главного турнира года — Спартакиады. У меня вопрос: ну и зачем нам именно 6 гонок там? Потому что так на Олимпиаде и чемпионатах мира? Вот эту ментальность «все, как там» и надо менять. Вместо одной или даже двух гонок можно провести мастер-классы с лучшими, условно, пятнадцатилетними лыжниками Сибири и Дальнего Востока. Да хоть шоу-эстафету с участием произвольно выбранных с трибун зрителей! Важно не копировать больше
«международные стандарты» из прошлого века. Они у-ста-ре-ли!
2. Современный атлет должен четко, с самого начала карьеры осознавать, что он часть индустрии развлечений со всеми атрибутами, привычками и обязательствами.
Вы видели актрису, музыканта или блогера, которые отказывались от славы через общение с публикой, фотосессии и все эти красные ковровые дорожки? Нет. Потому что это часть профессии. Ну вот так и у нас должно быть. Потому что современный работодатель — не важно, спортклуб или государство — напрямую в этом заинтересованы. Если атлет может смотреть чуть дальше своего носа, то он/она должны быть счастливы от такого требования и помощи в процессе: слава, раскрутка конвертируются в блага.
Профессиональные спортсмены тренируются и выступают не только и не столько из любви к спорту, а потому что это источник дохода. Ну вот теперь источник поменялся. Призовых по 10-15 тысяч евро за медаль в гонке, как на Кубке мира, больше не будет. Но можешь неплохо заработать на своем имени. Если будешь стараться.
У меня сложилось твердое впечатление, что по этим двум вопросам я нашла понимание у своих собеседников на ПМЭФ, а это крупные руководители, бизнесмены-спонсоры и боссы медиа.
Если бы вы знали, как часто я слышала любимое мной слово «инфлюенсер»!
Наконец, третья моя идея. То, что некоторым кажется прямой противоположностью первой: отборы. Региональные, зональные — не важно, как назвать, но только чтобы их победители выходили на старт с лучшими лыжниками (биатлонистами и т. д.).
Массовые беговые забеги — это хорошо. Чемпионаты и кубки, в которых победитель «привозит» сотому участнику по минуте на километр — дорого и плохо. Ничего «перворазряднице Маше Ивановой» появление на лыжне вместе с Кулешовой, Фалеевой или мной не дает, кроме расстройства, что нам спонсоры дали по вагону лыж и прочего новейшего инвентаря, а ей, увы, нет.
Такие соревнования должны быть похожи на боксерские поединки или схватки UFC: долгая раскрутка главных героев, подогрев интереса — и относительно короткое само событие/выступление. Как сказал на ПМЭФ руководитель крупнейшего букмекерского агентства: народ, особенно молодёжь, длинные соревнования смотреть не хочет. Ему виднее — если кто проспал, больше всего денег в наш про-спорт сейчас идёт именно от букмекеров.
По этому моему предложению, по выделению, отделению лучших от просто хороших, реакция была более сдержанной, скептической. Но здесь я ничего другого не ожидала: это уже бизнес, а в бизнесе надо просчитывать вложения и ожидаемую выгоду, в конкретных рублях просчитывать. Бизнес-планы я пока писать не умею. Но жду, что кто-то более подкованный возьмётся за расчёты.
И закончу на самом для меня важном на ПМЭФ… Процитирую нового министра спорта России Михаила Дегтярева на сессии, посвященной медийности в спорте: «21 век — век борьбы за внимание… Возможно, нужны скандалы… Без скандалов вы далеко не уедете, внимание не завоюете…»
Рада иметь единомышленников на высоких постах!
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.