Спортсменам пора проснуться! Мы сами отдали медийный рынок артистам и стендаперам. Колонка Вероники Степановой

Спортсменам пора проснуться! Мы сами отдали медийный рынок артистам и стендаперам. Колонка Вероники Степановой
Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Олимпийская чемпионка агитирует коллег по цеху.

Последние две недели я провела в потрясающем месте, где и всем моим читателям желаю побывать — Кисловодске. Думаю вы и сами знаете о Нарзанной Галерее или Долине роз. Но вот то, что в самой верхней части парка находится спортивная база, знают немногие.

Поправлюсь: лучший спортивный центр не только страны, но, возможно, и мира.

СОК Вершина 1240 — место, куда государство вложило сотни миллионов рублей, создав все условия для тренировок. Это не преувеличение — стадион, спортплощадки, тренажерные залы, бассейн, огромный легкоатлетический манеж — все супер. Не просто вкусная еда в столовой — над меню явно поработал нутрициолог, который знает, что нужно спортсменам и что, наоборот, не стоит есть. Даже дорогу с отличным покрытием непосредственно к Центру проложили в прошлом году и теперь на ней с рассвета до заката стаи спортсменов на велосипедах.

Мне особенно понравилось отношение людей, которые работают в Центре. Им не все равно, они тоже стараются достичь новых вершин в своей работе. Такая заряженность на успех впечатляет.

Это действительно то место, после тренировок в котором чувствуешь ощутимую прибавку к спортивной форме. И объективные тесты это подтверждают.

А теперь о ложке дёгтя в такой огромной бочке горного мёда. Нет, я не о том, что прекрасная дорога от базы заканчивается самым разбитым участком, что я видела — а я с Камчатки, нас плохими дорогами не удивишь. Говорят, хороший участок построен на федеральные средства, а «направление» — в ведении города и у города нет денег построить/отремонтировать буквально километр пути.

И проблема даже не в том, что в самом неудачном месте ту же дорогу любят пересекать пасущиеся коровы. Думаю, сто поколений коров в этом месте дорогу переходило, а велосипедисты только появились. Ничего, притремся друг к другу!

Моя печаль о другом. Кажется, никто из отдыхающих в Кисловодске не знает, что это за место, не имеет понятия, кто там тренируется. Вообще никакого контакта, кроме того, что народ из-за забора регулярно спрашивает: «А это что? А вы правда спортсмены? Профессионалы? Ух ты! А какой спорт?»

Я не предлагаю открыть ворота базы для всех гуляющих и интересующихся. Увы, мы пока не в таком прекрасном мире живём, надо ещё немного сознательности и уважения к правилам воспитать.

Но что мешает выбрать день и устроить встречу с болельщиками в правильном месте в том же парке? Что мешает организовать открытую тренировку там же? Сразу шесть олимпийских чемпионов 2022 (Ступак и Устюгов тренируются самостоятельно, как известно) были одновременно в Кисловодске в конце мая — начале июня.

«Кому это надо?» — слышу я.

Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой

Чушь. Наша страна идет вперед и развивается именно потому, что многим хорошим людям «не пофигу».

Такие люди создали в Кисловодске и парк, и спортивный Центр, о котором я пишу. В моем родном Елизово заканчивают строительство нового аэропорта, который станет жемчужиной Камчатки и достойными её воротами. Потому что не все равно, потому что хотят сделать так, чтобы завтра было лучше, чем сегодня.

Я — спортсменка, я не умею ухаживать за парками и строить аэропорты. Но я хочу и могу давать больше, чем просто минута на старте и минута на финише.

И открытая тренировка, и встреча с юными спортсменами, и фотосессия, и эта колонка тоже — это часть процесса, который я называю медийностью. Ты работаешь с большими группами аудитории и рассчитываешь на результат.

Сегодня я ничего не предлагаю ни государству, ни спонсорам. Я агитирую коллег по цеху.

Легко ли дается медийность? В теории, профессиональному атлету легче, чем другим. Сама сущность профессионального спорта в том, что и в тренировках, и в соревнованиях приходится все время делать то, что делать совершенно не хочется. Постоянно себя заставлять, а свое время — оптимизировать.

Вот здесь значительное количество моих коллег отваливается. Слушайте, меня не надо убеждать, что поваляться на кровати с телефоном или поиграть час-другой в CS: GO куда легче, чем готовиться к выступлению перед аудиторией. Вот и получаем то, что получаем…

Помню разговор в столовой на Спартакиаде прошлой зимой. Собрали десяток олимпийских чемпионов и призеров на отличном лыжном стадионе, «Матч ТВ» качественно освещает наши соревнования, но в рекламных роликах, в паузах — ни одного спортсмена. То, что там нет Большунова или Терентьевой, уже плохо. Йохауг на пике славы из каждого угла уже в аэропорту Осло смотрела. Но нет в рекламе не только лыжников — нет ни сестёр Авериных, нет никого из знаменитых фигуристок. Даже самого популярного нашего спортсмена последнего десятилетия Хабиба Нурмагомедова я давно не вижу в рекламе. Сплошные актёры и стендаперы.

Мы сами отдали этот рынок, проиграли этот матч. Рекламодателям проще продвигать свои продукты с помощью актеров, певцов, звезд соцсетей, потому что вот они, уже раскручены, уже на пороге стоят и готовы включиться в работу. А спортсменов еще надо найти, объяснить им, что надо делать, согласовать графики, когда они в Москве.

Эй, пора проснуться! Положение вещей, при котором мы проводили по десять месяцев в году на спортбазах, чтобы раз в год оттуда выбраться и победить на Олимпиаде или чемпионате мира и стать моментально звездой — это прошлое.

Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой

К сожалению, реальность в том, что абсолютное большинство целевой аудитории не возбуждается, услышав «чемпионка Спартакиады» или «победительница «Чемпионских высот». Кто тебя вспомнит уже через год, кроме самых преданных фэнов?

Некоторые болельщики ругают мою коллегу по пекинской эстафете Юлию Ступак.

Узколобо, примитивно, отстало! Юле мы все должны и обязаны: она, используя честно завоеванную спортивную славу, двигает наш вид спорта в массы. В шоу на ТНТ, в котором она участвовала, главный приз — 10 миллионов. Это гораздо больше, чем все призовые от федерации за все выигранные мной гонки прошлого сезона.

И раскрутка шоу ведется профессионально, а не так, что везший меня на «Жемчужину Сибири» таксист, который представился «любителем спорта», понятия не имел о Спартакиаде.

Каналы соцмедиа есть сейчас практически у каждого атлета. Другое дело — как и для чего они ведутся. Я никогда не скрывала: не хочу, чтобы меня воспринимали как лыжницу, пусть даже олимпийскую чемпионку. Если вы интересуетесь лыжными гонками, то мою фамилию уже и так знаете. Моя цель — заинтересовать людей, которые до сих путают беговые лыжи с горными. И тех, особенно молодых, кто вообще никаким спортом не занимается и не интересуется. Поднять их с дивана, заставить оторваться хотя бы на пару часов в день от смартфона и игровой приставки. Готова поменять половину моих побед в прошлом сезоне на это.

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.