
Я живу в прекрасном микрорайоне. Его украшение — отличный современный стадион. Прямо у входа надпись: «Вход свободный — приходите и занимайтесь спортом. Команда губернатора» И приходят. Пара сотен человек, многих уже в лицо знаю. При общем населении в 11 000 человек.
Многочисленные кафе, парикмахерские и прочие «салоны губ и ногтей» забиты. Теннисные корты надо бронировать за много дней вперед, а стадион, да и спортгородки во дворах, свободны. Как же так?! Или прав мой циничный приятель, который любит повторять, что разница между милым хомячком и противной крысой лишь в качестве их продвижения?
В этом же микрорайоне живет еще несколько олимпийских чемпионов, чемпионов мира и просто известных спортсменов. Но наши спортивные успехи абсолютно никак не связаны с количеством физкультурников в нашей же «среде обитания». Или, скажем, со средним коэффициентом ожирения жителей.
Да-да, посмейтесь. А потом вспомните, что интернет-гиганты знают абсолютно все о наших данных и привычках. И не стесняются их анализировать. И использовать. Для анализа некоторых вещей не нужны суперкомпьютеры и дата-центры.

Меня растили, готовили, инвестировали в меня долгие годы ради основной цели: побед на Олимпиадах, чемпионатах и Кубках мира. Кое-какие возвраты на инвестиции я стала генерировать в свой первый взрослый сезон на лыжне. Медали не абстрактны — нашу общую победу на Олимпиаде посмотрело 10 миллионов человек. Я бежала эстафету 12 минут, а потом 12 дней читала сотни тысяч поздравлений. Считаю, что тогдашняя стратегия была правильной: большие международные спортивные победы действительно поднимают настроение многим миллионам людей, заставляют гордиться страной, областью, городом, спортшколой.
Но обстоятельства изменились. Надеяться, что все вернется к прежнему, можно, конечно. Однако уже пора думать о серьезных изменениях всего подхода к спорту.
Нужны другие приоритеты и другие критерии успешности спортсмена и его вида спорта. Вместо олимпийских медалей измерять успешность спортсмена надо количеством людей активного возраста, которое этот спортсмен привлек к занятиям спортом и насколько он уменьшил очереди в поликлиники и больницы.
В прошлом сезоне я выиграла примерно две трети соревнований, в которых приняла участие. Мое начальство считает, что могла бы и больше, но это не так — у нас много сильных лыжниц. После каждой такой победы меня не покидает мысль: для чего все это? Для чего я тренируюсь и выступаю? Чтобы заработать побольше призовых, пока получается? Да, это фактор.
Но что от меня хочет основной заказчик и спонсор — государство? Не вижу, не могу понять, какая ему разница, сколько у меня побед на домашних соревнованиях — 10, 15 или 20, если эти победы не транслируются в количество 10-12 летних девочек, впервые вставших на лыжи. И их мам тоже, кстати.
Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения атлета. Раньше взаимоотношения выстраивались по простому принципу: чем престижнее победа — тем выше призы. Если не брать в расчет футбол и хоккей, то практически всем остальным олимпийская победа приносила больше, чем несколько успешных сезонов на том же Кубке мира. Все наши призовые официальны и в открытом доступе, убедитесь сами. Но больше так не будет и не должно быть.
Сейчас даже самые неторопливые из нас начали понимать, насколько важен личный бренд как источник благополучия. И вот здесь интересы атлета и государства идеально совпадают: они хотят по идее, чтобы молодежь ориентировалась на спортсмена с положительной репутацией, а не на сквернослова-рэпера с сомнительной, который к тому же сбежал из страны.
Но для этого спортсмен должен быть медийной личностью во всех смыслах.
Я абсолютно убеждена, что времена, когда спортсмены только бегали, прыгали и забивали мячи и шайбы, ушли в прошлое. Посмотрите на лучших — Алину Загитову или Евгению Медведеву. Они настоящие лидеры мнений, причем мнений наших ровесников, молодежи. Вот на кого хотят быть похожи и весь класс моей 12-летней сестры, и чуть ли не все профессиональные спортсменки вдвое старше.
Да, для многих, в том числе для многих руководителей спорта, непривычно, что мы имеем мнение и хотим, чтобы оно учитывалось. Причем не через годы после завершения карьеры, а на пике узнаваемости.
Убеждена, что именно сейчас надо продумать и начать применять систему взаимоотношений, где нас, лучших атлетов страны, используют в качестве «послов спорта». Ключевое слово — «система». Я бы включила в нее три элемента:
— соревнования уровня Спартакиады/чемпионата страны в первую очередь нацелены на завоевание внимания целевой аудитории, прежде всего, молодежи. Интегральная оценка успешности — по просмотрам, комментариям и новым записавшимся заниматься этим спортом. Да, это сократит количество участников, но поможет аудитории сконцентрироваться на звездах. А перспективные юные спортсмены всегда пробьются. Простите за «якание», но я первые взрослые медали выиграла на первом же своем чемпионате страны в двадцать лет;
— общение с молодыми спортсменами, «маркетинг твоего вида спорта и образа жизни» вписаны в контрактные обязательства с государством. Зачем бежать именно тридцать гонок в сезон, когда можно вместо трех, условно, поехать на "Пионерскую правду" (советская традиция жива в лыжах и это прекрасно) и провести мастер-класс;
— государство помогает лучшим спортсменам бороться за узнаваемость, медийность с актерами, музыкантами и прочими деятелями искусств. Не в обиду им всем — мы ближе к народу и можем предложить больше.
…Друзья прислали мне цитату одного американского миллиардера, инвестора. Насколько успешный это инвестор, можно судить по тому, что он недавно продал баскетбольный клуб за сумму в 12 раз превышающую сумму при покупке. В двенадцать раз! Так вот, цитата, которая меня заинтересовала, звучит так: «В те времена баскетбольная лига и сами клубы отлично умели играть в баскетбол, но совершенно не умели заниматься продвижением и маркетингом. Я стал это менять».
У нас сейчас похожая ситуация. Слишком много хороших спортсменов, тренеров, менеджеров. И слишком мало понимания, зачем все это нужно и что может дать.
Источник: Матч ТВ
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.