Ступак за год популяризировала среди подростков лыжные гонки лучше, чем вся женская сборная, включая меня. Колонка Степановой

Ступак за год популяризировала среди подростков лыжные гонки лучше, чем вся женская сборная, включая меня. Колонка Степановой
Юлия Ступак и Вероника Степанова / Фото: © РИА Новости / Роман Кручинин, Денис Бушковский / Матч ТВ
Олимпийская чемпионка Юлия Ступак прокладывает новый путь в одиночку.

Сегодня в нашей постоянной рубрике «Долой лицемерие» рассуждаю о том, что действительно важно в профессиональном спорте. Есть отличный повод: моя коллега по сборной и ее успехи в уходящем сезоне.

Некоторым кажется в последнее время, что Юлия Ступак «чем-то не тем занимается».

А я громко скажу — как раз тем! Потому, что переворачивает понимание того, что и как должна делать титулованная спортсменка.

Прямо сейчас Юля ездит по своей родной республике Коми, дает мастер-классы детям. Причём в местах, куда, я так понимаю, ещё не ступала нога олимпийской чемпионки. Не конкретно Юлии — вообще ни одной в этом веке.

А знаете, почему подростки Юлию будут слушать, раскрыв рты и запоминая каждое слово (не потому, что тренер или директор школы отправил)? Потому, что Юля активно и успешно продаёт бренд «лыжи — это круто».

Об Олимпиаде мечтает… сколько? 1% детей? 0,01%? Пора уже перестать самим себе лгать: молодёжь мечтает совсем о другом. Вот у Юлии как раз та сумочка, о которой большинство девочек-подростков фантазирует перед сном. И не на маркетплейсе купленная.

Именно Юлия, единственная из нас, появляется на вечеринках модных глянцевых журналов. Да, я в своей отсталости такие не читаю, но проконсультировалась у знающих людей: это круто в определённых кругах, просто так на такую вечеринку не попасть. У Юли своя линия одежды, и ее фото у бизнес-джета — это совсем не Photoshop.

И все это дали Юлии лыжные гонки. Точнее, успех в них, который она сейчас конвертирует в известность.

Да, у меня другой взгляд на некоторые вещи, и в подходах мы немного отличаемся. Сумочки у меня такой никогда не будет — а если будет, то я ее не покажу. Мы с Юлией выбрали свою целевую аудиторию и работаем исключительно с ней. И они мало пересекаются, мы не конкуренты. Что не мешает мне восхищаться ею искренне.

То, что Юля за этот год сделала больше для популяризации нашего спорта среди подростков, чем вся остальная женская сборная, включая меня, — абсолютный факт. Сколько бы мы медалей ни выиграли — такие вещи интересны лишь очень скромной аудитории болельщиков. Большинство из которых из подросткового возраста давно уже вышли, увы. Если кто-то из них вдохновился успехами, условно Савелия Коростелева или Анастасии Фалеевой в этом сезоне, купил инвентарь и встал на лыжню — прекрасно, спортом заняться никогда не поздно. Но основное наше предназначение — впечатлять подростков. Здоровый и сильный юноша или девушка государству, обществу выгодны и нужны. Впрочем, удовлетворенные пенсионеры тоже — но для них как раз достаточно «героев на лыжне», скромных и молчаливых.

То, сколько раз и где Юлия выступила в этом году — вообще исключительно между ней самой и её работодателем. Все критерии включения в сборную она в прошлом сезоне выполнила, имеет полное право на годовой контракт. Обсуждать ее отсутствие на каких-то соревнованиях можно сколько угодно — никакого значения это все равно иметь не будет. Я вообще никогда не понимала — зачем обсуждать то, на что ты повлиять никак не можешь? Пар выпустить?

Юля делает все самостоятельно и без оглядки на чьи-то вкусы. Собаки лают — караван идет. Если будет больше фото с бизнес-авиацией, то уже и действующие лыжницы получат стимул бежать быстрее. И я от этого надеюсь получить определенную выгоду. Потому что если 13-15-летние резко расхотят быть тик-токерами, лайф-коучами и звёздами рэпа, а захотят быть, как Юля, то и мои соревнования будут смотреть еще лучше, лыжи и палки, как у меня, будут покупать к радости моих спонсоров.

Бегать на лыжах, прыгать в высоту или забивать мячи — это часть работы, но только первая ее часть. Это пропуск в медиа, прежде всего, пропуск на телевидение. Потому что у всех статей в спортивных изданиях и во всех профильных пабликах в соцсетях аудитория меньше, чем у одной трансляции лыжной эстафеты на «Матч ТВ».

Ещё раз: у всех вместе взятых пишущих, чем у одной телевизионной трансляции.

Дмитрий Губерниев и Александр Легков / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ 

У телевидения свои приоритеты: интересуют либо чемпионы/лидеры, либо скандалы. Желательно и то, и другое сразу. Не нравится? Смотрите «Спокойной ночи, малыши», там такого нет.

В широком смысле любая победа в спорте — это пропуск в известность. Причем бесплатную. В других видах развлечений целые продюсерские команды работают, серьёзные деньги вкладывают, чтобы раскрутить новую звезду. А в спорте выиграл, желательно в драматичной борьбе — и вот тебе минута эфира на всю страну. Только используй с выгодой для своего спорта и себя любимой!

Кому-то это может показаться циничным. Мне — нет. Это прагматизм. В том числе и в результатах. Пока никто не смог мне объяснить, зачем, чего ради выигрывать все подряд. На юниорском чемпионате мира в далеком 2021 году я показала лучший результат в команде в первых трех гонках, в одной из них стала чемпионкой — но последнюю бежать отказалась. Все, достаточно, задачи на лыжне на сезон выполнены!

Возвращаясь к Ступак. Она сейчас работает за всех нас. Прокладывает дорогу. В одиночку практически. При этом у Юлии замечательная семья и масса подруг. То есть ничем жертвовать ради олимпийских медалей не пришлось.

А кто сколько медалей на Кубке и чемпионате страны завоевал, особого значения не имеет. Одной, но самой важной, вполне достаточно. Это я вам говорю! 

Источник: Матч ТВ

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.