Что сейчас можно считать нейтральным полем и кого — непредвзятым арбитром. Колонка Вероники Степановой

Что сейчас можно считать нейтральным полем и кого — непредвзятым арбитром. Колонка Вероники Степановой
Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Олимпийская чемпионка — о выступлении российских борцов на чемпионате мира в Сербии, инфоцыгантсве в спорте и ссоре Клебо с норвежской федерацией.

Никаких «бумаг, что страна плохая» борцы не подписывали, абсолютно уверена. И лыжники не будут!

«…Теперь, если ты слишком сильно гордишься своим президентом, то чтобы за медальку побороться или пробежаться, нужно подписать бумагу, что страна плохая…»

Это цитата из интервью президента Федерации спортивной борьбы России Михаила Мамиашвили в июле этого года. А сейчас, в сентябре, сборная страны под руководством Мамиашвили блестяще выступает на чемпионате мира. Поправьте меня, если что-то пропустила, но это первый мировой чемпионат в олимпийском виде спорта, где все наши сильнейшие принимают участие, борются и побеждают. И никаких бойкотов от разумных атлетов из других стран — никто от схваток с нашими не отказался — ни американцы, ни французы. Никто!

Валерия Дондупова / Фото: © Федерация спортивной борьбы России 

А Михаил Геразиевич — большой молодец. Он и Елена Валерьевна Вяльбе — два руководителя спортивных федераций, которые жесткого отношения к отстранению российских спортсменов не скрывали изначально. И никаких «бумаг, что страна плохая» его борцы не подписывали, я абсолютно уверена. И лыжники не будут!

При всей моей радости за успехи борцов, я не упустила две важные детали: чемпионат проходит в Сербии, и руководитель Объединенного мира борьбы — тоже серб. Вот это и есть в нынешней обстановке «нейтральное поле и непредвзятый арбитр». Кстати, молодежную сборную по борьбе испанцы чуть раньше на чемпионат Европы не пустили — просто визы не дали. Согласитесь, есть разница между «соперники отказались состязаться» и «власти страны не дали визу».

Спортивный психолог — уважаемая и востребованная профессия. Но точно не в интернет-форме

»…Я сочувствую полученной Вами травме и поражению в важных соревнованиях. Не отчаивайтесь! Я работаю с лучшими атлетами страны, оказываю психологическую поддержку и провожу ментальные тренинги с зарядом на успех! Мои квалификации подтверждены…»

Инфоцыганство докатилось до спорта?

Дня не проходит без подобных сообщений, приходящих на почту и в соцсетях. И если раньше они были массовой, стандартной рассылкой, то теперь их авторы следят за событиями в жизни атлета, чтобы «прийти на помощь» проигравшему.

Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой

Думаю, это все же искусственный интеллект письма пишет и рассылает, но за ним явно интересант с вполне человеческим телом. Откуда-то взялись все эти «ментальные советники», «коучи на победу» (это самоназвания из рекламных сообщений). Спортивный психолог — уважаемая и, наверное, кем-то из спортсменов востребованная профессия. Но точно не в такой интернет-форме. У спортсменов есть отличный способ быстро поднять содержание допамина и серотонина в организме: интенсивная тренировка. Не благодарите за идею!

Как найти найти правильную формулу прав и обязанностей в отношениях спортсмена и федерации

Я внимательно слежу за норвежской прессой, когда она пишет о лыжных гонках. У Норвегии огромное влияние на наш спорт и в плане денег (все основные спонсоры международных соревнований именно из Норвегии), и в плане технологий. Тенденции, которые зарождаются там, распространяются потом и на другие страны.

Вот что писал VG на прошлой неделе:

»…Со времен появления телевидения ценность спонсорского сотрудничества измерялось тем, сколько людей посмотрело трансляции и сколько секунд при этом отображался логотип спонсора на экране …» (я думаю, все нас видели с лыжами того или иного бренда на финише после победы, это жесткое требование спонсоров).

…Этот подход устарел и не вписывается в среду цифровых медиа. Когда болельщики следят за спортом, это происходит все чаще в цифровом формате, а в социальных сетях их в большей степени интересует не процесс, а сами спортсмены. Все больше и больше спонсоров стремится использовать спортсменов в качестве инфлюенсеров для продвижения своих товаров и услуг», — говорит эксперт VG.

И далее: зачем платить за рекламу в трансляции, если можно за куда меньшие деньги продвинуть что-то целевой аудитории через самых раскрученных звезд?

Тут VG приводит пример Йоханнеса Клебо, к которому спонсоры в очередь стоят, — а у лыжной федерации отток и дефицит.

Йоханнес Клебо / Фото: © Maja Hitij / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Через день после выхода статьи появляется сообщение, что Клебо отказывается подписывать соглашение со своей лыжной федерацией. Причина — разница в понимании маркетинговых прав и обязанностей спортсмена.

Отличная тема для горячих дискуссий. Кто-то сошлется на то, о чем я выше упомянула: Клебо сейчас нужен норвежской федерации куда больше, чем федерация Йоханнесу. Там сейчас нет настоящих звезд, кроме него. А без звезд спонсорам неинтересно. А кто-то наоборот вспомнит, что именно федерация, сборная команда помогли, сыграли самую существенную роль в том, что Йоханнес выиграл пять олимпийских и девять мировых золотых медалей.

Как вы понимаете, вопрос задается не только в Норвегии. Где тот правильный баланс, при котором спортсмены будут стремиться побеждать, чтобы потом свои медали в рекламные доходы превратить? Но так, чтобы и клуб/федерация имели возможность заработать, получать дивиденды на вложенные усилия?

У меня нет четкого ответа, но, думаю, здесь есть над чем поработать самым лучшим юристам, чтобы найти правильную формулу прав и обязанностей. Кстати, когда я у себя в телеграм-канале опрос провела, целых 30% сказали, что «лыжи» и «деньги» в одном предложении им не нравятся. Да, консервативный у нас круг болельщиков…

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.