Одна из самых оптимистичных, радостных новостей последних дней в российском спорте для меня звучит так:
«Российский футбольный союз (РФС) в новом розыгрыше Фонбет Кубка России закрепит в регламенте положения о публичности футболистов и тренеров, а также о медиаактивности клубов — участников турнира. Клубы теперь будут зарабатывать не только за спортивные результаты, но и за исполнение медийных обязательств». Цитата «РБК Спорт».
Я в курсе, что регламент общения с прессой есть и у других больших лиг. Включая, например, такие интересные обязательства в КХЛ: «главный тренер каждой команды обязан дать развернутый комментарий к прошедшему матчу, а затем, соблюдая нормы корпоративной этики и воздерживаясь от проявления эмоций (включая употребление ненормативной и иной бранной лексики), ответить на вопросы представителей СМИ».
Да, без ненормативных эмоций — это, наверное, в любом спорте непросто, понимаю.
Но РФС идет гораздо дальше — и то, что они хотят ввести, просто супер.
«В регламенте Кубка в розыгрыше 2023/24 появится…. документ, регулирующий порядок и размеры призовых выплат. Ранее такие выплаты клубам, по сути, были гарантированы в объеме 100%, независимо от медийной активности и соблюдения требований. Теперь же РФС хочет ввести дифференцированный подход к выплатам: больше получит тот клуб, что преуспеет в медиа. Источники «РБК Спорт» в РФС уточняют, что пропорция может составить 70 на 30%, где первая часть — гарантированная выплата за участие, а вторая — за исполнение коммерческих требований и медийных обязательств».
То есть, если команда выиграла, но отказалась выполнять медийные обязательства по контракту, то получит лишь 70% премиальных. Мне это кажется справедливым. Цель у всех: клубов, РФС, «Матч ТВ» как вещателя одна — рост аудитории. В 2023-м насколько красивые ты голы ни забей, важно также, что ты скажешь до/после матча.
Посмотрела и список этих обязательств и примерила их на лыжные гонки.
- интервью игроков при проведении предыгровой разминки на бровке
Двумя руками за! Мне давно и твердо кажется, что интервью лыжников перед гонкой — главное, чего не хватает для настоящей медийной раскрутки нашего спорта. Где еще можно повыпендриваться, пообещать всех порвать на лыжне? А если еще и подтвердить делом, то это окажется не хвастовство, а прогноз! Так, кажется, Мухаммед Али говорил.
Если серьезно, то не надо быть великим медийным специалистом, чтобы понять — перед гонкой куда интереснее послушать претендентов, чем после. Перед стартом вообще смотреть любой спорт куда интереснее. Не зря же перед забегом на стометровку участников показывают 10 минут, потом они бегут 10 секунд, круг почета чемпиона и — по домам. Да, «стометровщики» пока интервью перед стартом не дают, но, думаю, скоро и их обяжут. И никак такие короткие интервью, если все грамотно устроено, не влияют на концентрацию перед гонкой. Поверьте, если готов побеждать, то пара вопросов тебе не помешают, не собьют. А если собьют — значит, надо учиться владеть эмоциями.
- экспресс-интервью запасного игрока вещателю по ходу матча
Ну, к этому, мы и так пришли уже кажется, спасибо «Матч ТВ» — те, кто по каким-то причинам не бежит гонку, идут в комментаторскую кабину. Мне кажется, это добавляет красок, каких-то деталей, которые самый лучший комментатор может не знать — а вот ты о соперницах знаешь. И как расскажешь! (а они — о тебе)
- общение трех игроков от каждой команды в смешанной зоне с представителями СМИ
Игроков команды у нас, понятно, нет, но можно обязать каждого лыжника отвечать на вопросы в смешанной зоне — ограничив по времени. Скажем, 100 секунд обязан отвечать, а потом извините: после гонки на морозе стоять дольше не очень хочется. Попутно замечу, что обязательства отвечать на вопросы прессы после гонки в лыжах нет сейчас нигде — ни на Кубке России, ни на Кубке мира, ни на Олимпиаде.
Это не значит, что я изменила мнение относительно качества и полезности вопросов. Мне по-прежнему кажется, что вся пишущая пресса не отвечает духу времени, имеет минимальную аудиторию и не приносит пользу в смысле медийного продвижения лыж. Но если будут контрактные обязательства — я свои 100 секунд в смешанной зоне выстою.
- доступ в победную раздевалку для журналистов с возможностью проведения видеосъемки
Оу, вот это интересная идея! Не думаю, что большинство девушек на такое согласится. Хотя сразу вспоминаю швейцарский Давос — там тент-раздевалка в теории есть, но расположено не очень удобно, и все переодеваются прямо у лыжни. А вокруг ходит оператор с дополнительной камерой прямого эфира. Сложная работа у режиссера трансляции, мне кажется!
Но у меня есть встречное предложение: поставьте эфирную камеру в тент, где большинство лыжников (не все) находятся между полуфиналами и финалами спринта. Там интересные эмоции можно увидеть, вам понравится.
- медиадни для каждого клуба
- встречи-брифинги для СМИ с игроками и руководством клубов-участников
Здесь у нас все уже налажено — съемочные группы приезжают, снимают и общаются по договоренности с нами и тренерами. В этом, мне кажется, мы можем и футболистам дать фору в плане взаимодействия с медиа. Другое дело, что как я там тренируюсь, интересно аудитории в пятьдесят раз меньше, чем как я бегу на соревнованиях.
Упреки в том, что есть огромная разница между футболом/хоккеем и скромными лыжными гонками, я не принимаю. Из биатлона сделали в Европе вид спорта, по рейтингам понемногу приближающийся к футболу. Даже из прыжков с трамплина сделали. И все потому, что умные организаторы и продюсеры действуют по четкому плану: зритель должен знать атлета как личность, человека, испытывать к нему симпатию — или наоборот, раздражение. Разницы нет, лишь бы смотрели. Единственная вещь, которая хуже, чем когда о тебе говорят — это когда о тебе не говорят.
Я рада, что все это приходит и к нам и что нашлись грамотные люди, которые понимают: само собой ничего не изменится к лучшему. А в рамках обязательств по контракту — может. В любом случае, другого пути нет.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.