Не пора ли сделать российские бренды модными и престижными? Колонка Вероники Степановой

Не пора ли сделать российские бренды модными и престижными? Колонка Вероники Степановой
Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой
Качество и цена — два важных аспекта, но не надо забывать и о третьем.

«…Комитет Госдумы по физической культуре и спорту подготовил и внес в ГД законопроект о поддержке спортивной индустрии…».

Отличная новость! Но у меня вопрос — о чем конкретно речь?

Безусловно, важно, чтобы спортинвентарь производился у нас в стране. Чтобы был качественным и доступным по цене. Наверное, важно, чтобы производителям предоставили какие-то важные для них льготы. Я только за.

Но не всем ясно другое: важно, насколько этот спортинвентарь раскручен, моден, престижен, — и здесь мы отстаем. Все из-за ментальности «хорошая вещь сама себя продаст».

Как довольно квалифицированная лыжница могу сказать, что у нас уже выпускают отличные лыжи, палки, ботинки массового и даже продвинутого сегмента.

Вероника Степанова / Фото: © Дмитрий Челяпин / Матч ТВ

Взгляните внимательно: у нас половина участников соревнований на Кубке России бежит в ботинках, которые выпускают в Ярославле. Сама не пробовала, но один ну очень-очень титулованный действующий лыжник их тестировал и говорит, что они вполне конкурентоспособны.

Что значит «выпускают»? Никто в наше время не будет выпускать все детали и материалы у себя на фабрике. Мировая «фабрика комплектующих» — это Китай, с этим бесполезно спорить. Что происходит, так это окончательная сборка у нас из импортных материалов. Но Китай производит эти материалы практически для всего мира, включая профессиональный спортивный сегмент. Как-то я спросила у своих спонсоров: «Где производят карбон, углеродное волокно, для моих сильно продвинутых ботинок?» «В Восточной Европе». «А специальная смола для карбона откуда?» «Из Китая, естественно, — откуда же еще?!»

Это нормально, что основные затраты во всем мире — на окончательную сборку и маркетинг, маркетинг, маркетинг!

Не раз в этой своей колонке говорила о необходимости продвижения российских спортивных брендов российскими же спортсменами.

Получила довольно много реплик, суть которых: «А что же ты сама выступаешь во всем заграничном? И российские-то бренды рекламировать не торопишься, а?!»

С удовольствием отвечу на оба вопроса.

Тренироваться в первой пульсовой зоне (то есть медленно) можно в любой одежде из полиэстера/эластана. В России прекрасно освоили ее производство — в том числе и наши командные спонсоры.

Да-да, спортивная форма, которую мы носим и используем на тренировках, сшита в Калуге. И очень хорошо сшита — для своих целей.

А вот побеждать легче в специально созданных для побед гоночных костюмах. Ни один атлет не будет пренебрегать возможностью выиграть даже 0.1 секунды.

Я использую высокотехнологичную одежду, когда это оправдано задачами.

Вероника Степанова / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

Профессиональный спортинвентарь вообще служит для одной цели — для побед. Такой инвентарь делается маленькими специализированными фирмами. Некоторые из них — самостоятельные, выступают под собственными именами, такие спортивные бутики.

Другие существуют внутри крупных, называются «экспериментальным отделом» или «спортцехом», но в реальности мало пересекаются с производством массовой продукции.

Такие лыжи, как у меня, купить в магазине нельзя — можно купить только внешне похожие.

Лыжные ботинки под мои требования доводит специальный сапожник фирмы-спонсора с дипломом врача-ортопеда.

Мой гоночный комбинезон произведен в стране, где массового производства никогда не будет, слишком дорого. Выпускают только экспериментальные партии. Все ради той 0.1 секунды для победы.

Зачем фирме-спонсору такие большие расходы — на уникальное производство, контракты со спортсменами, на рекламу их побед? Да все ради того, чтобы миллионам телезрителей логотип фирмы врезался в память. И когда они пойдут в магазин — чтобы выбрали такой, как у Большунова, а не как у Устюгова условно. Или наоборот.

На рекламу, на образ международные фирмы тратят огромные деньги — не зря в моем (стандартном) контракте целую страницу занимает описание того, как я могу и как не могу себя вести, чтобы не испортить драгоценный имидж фирмы-спонсора. Вложив в спортсмена, дав ему профессиональный инвентарь и одежду, фирма использует его имя и возвращает потраченное с прибылью. Эта система строилась десятилетиями — посмотрите, на каких лыжах, палках, ботинках бегали Елена Вяльбе и Николай Зимятов. Или в каких бутсах играли советские футболисты еще лет 50 лет назад.

Николай Зимятов / Фото: © РИА Новости / Сергей Гунеев

Я не знаю, по каким причинам наши производители спорттоваров пришли к другой философии. Она заключается в том, что если первой десятке рейтинга спортивного сезона прислать, условно, по коробке носков в подарок и взамен попросить разместить пару рекламных постов в соцсетях, то это как-то трансформируется в популярность у покупателя. Может быть, это как-то работает — я не знаю. Но сомневаюсь. Вижу, что в настоящую рекламу вкладываться (почти) никто не хочет. Или не может — пусть они сами расскажут.

Чуть ли не каждый раз в аэропортах вижу детские и молодежные команды в форме того или иного российского спортивного бренда. У меня всегда смешанные чувства. Как хорошо, что нашлись спонсоры, выдали форму — это очень важно, когда тебе лет 15. Но ведь носят именно потому, что выдали и обязали носить, пока на сборах/соревнованиях. Кто «лицо» этих фирм? Где реклама?

Купят ли эти ребята такие же костюмы за свои деньги, купят ли их друзья? Не уверена, потому что вижу, в чем люди тренируются самостоятельно. Чаще — в продукции тех самых западных брендов, которые «разгоняют популярность» через эксплуатацию топ-спортсменов. Совершенно не факт, что она лучше. Но она моднее.

Здесь никакого противоречия. Надо просто понять, что качество любой спортивной продукции — всего лишь один аспект. Цена — другой. Но для молодежи важнее третий — престижность, яркость, раскрученность, — назовите как угодно.

У российских спортивных брендов нет ни одного «лица» уровня Большунова или Ласицкене. А еще лучше — Мичкова или Валиевой. Так ближе к целевой аудитории.

Камила Валиева / Фото: © Денис Бушковский / Матч ТВ

Я очень уважаю Месси, внимательно изучаю его business case (да, это то, именно то, что меня интересует). Но сейчас куда лучше «идут» Мбаппе и Холанд. А их подписали конкуренты фирмы-спонсора Месси. Значит ли это, что бутсы Мбаппе лучше бутс Месси. Объективно — не знаю. Но субъективно +100500 детей выберет именно «как у Мбаппе». И у нас тоже, никакой разницы нет. Хотят западные гиганты платить топовым звездам уже даже не миллионы, а десятки миллионов? Очень сомневаюсь. Но платят.

Не хочу быть неверно понятой: деньги сами по себе — далеко не все. Есть еще ответственность, гордость, тщеславие, в конце концов.

Но если вы действительно хотите поддержать и российскую спортивную индустрию, и вообще здоровый образ жизни — давайте вместе думать, как сделать это модным, престижным. Сами по себе новые спортплощадки и помощь производителям эффекта желаемого не дадут.

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.