Почему мы всё еще не знаем, какие бренды продвигают Большунов и Рылов? Колонка Вероники Степановой

Почему мы всё еще не знаем, какие бренды продвигают Большунов и Рылов? Колонка Вероники Степановой
Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой
В России есть все условия для программы «чемпиона в каждый дом», и за успешными примерами далеко ходить не надо.

Отдаю себе отчет в том, что у страны есть заботы куда важнее. Но и мелких забот не бывает. Сегодня я о российских спортивных брендах и их лицах-спортсменах.

Когда мне было лет 12, у меня была мечта — кроссовки одной американской фирмы. Не любые, а конкретная модель. На букву «H», вы их тоже помните. Наверное, все их хотели в 2013 году.

Теперь мне 22 и я знаю, что самые талантливые творческие люди планеты работали над тем, чтобы мне захотелось именно эти кроссовки именно этой компании. Годовой бюджет той американской фирмы на рекламу (специально посмотрела) — около 4 миллиардов долларов. Думаю, что и основные конкуренты тратят не меньше.

Все эти «Невозможное возможно», #ятольколучше и так далее должны и у вас в памяти остаться, особенно если вы в этом веке родились или немного раньше. Так нам долго и профессионально внушали, чего надо хотеть.

Вероника Степанова / Фото: © Личный архив Вероники Степановой

А сейчас мы в уникальной ситуации — все эти мировые монстры ушли. То есть купить всё можно, границы открыты — но никто не давит, не «советует», не шепчет из всех утюгов: «Купи нас!» И это шанс!

Вот смотрите: в продовольственных товарах давно уже идет импортозамещение. Успешно. Не знаю, как вы, а я уже почти полностью забыла, что такое западные бренды в еде (сознаюсь, есть еще парочка, от которых пока не отказалась).

В общепите за год многое произошло — знакомые всем западные логотипы сменили очень даже российские. Наверное, Лев Николаевич Толстой поморщился бы от «исконно русских» названий типа «Биг Хит». Но со временем, наверное, заменят на что-то вроде «Большой Удар». Главное, что бренд уже наш, местный. И он вряд ли свое место уступит мировым монстрам в будущем. Или вы думаете по-другому?

В спорте же поменялось пока немногое. Но фирмы, которые научились делать достойные вещи, — они есть. Это я точно знаю.

За свои четыре года в сборной (включая юниорскую) я получала и получаю экипировку наших крупнейших брендов. Они молодцы, спонсируют национальные команды, что им наверняка обходится в копеечку. Кстати, качество их вещей могу оценить в среднем на «хорошо». Иногда — «отлично». Редко «удовлетворительно, но надо доработать». А я тренируюсь по два-три раза в день. Можно сказать, испытатель продукта на прочность.

Но вот что меня откровенно удивляет: почти никак они через лучших спортсменов не рекламируют себя. Уверена, вы с ходу назовете бренд, с которым ассоциируется Криш, или бренд, с которым связан Месси. Думаю, большинство болельщиков знают, в чем играет Наоми Осака и Серена Уильямс. Но вряд ли вы скажете, какой бренд продвигают Александр Большунов, Евгений Рылов — или любой российский футболист, на ваш выбор.

Евгений Рылов / Фото: © РИА Новости / Алексей Майшев

Мне это откровенно непонятно. «В воскресенье побеждай — в понедельник продавай» работает в любой стране. Наверное, еще в Древней Греции так работало — не знаю, правда, какая фирма шила хитоны и сандалии тогдашних олимпийских чемпионов.

Все в мире впечатляются — ах, вот Норвегия, страна с населением в пять миллионов, а опять больше всех золотых медалей завоевала на Олимпиаде! Больше не только России, но и США, Германии, Канады, в которой в восемь раз больше населения и климат похож. А почему?

Причин много, но одна вполне для темы этой колонки подходит: они в Норвегии спорт и физкультуру продвигают через ярких чемпионов. Не плакатами на улицах городов — а через концепцию «чемпиона в каждый дом». Через курточки, маечки, носочки с именем этого чемпиона и его/ее личным логотипом. Любители лыжных гонок знают, что бренды с именами норвежских чемпионов в названиях теснят другие, более традиционные, которые ни с чем не ассоциируются в нашем и других зимних видах спорта. Причем теснят и за пределами Норвегии.

Неужели действующие спортсмены действительно фасоны новые разрабатывают и бухгалтерию ведут? Да нет, конечно!

Я не близко знакома с Петтером Нортугом, но шанс спросить его был, и я им воспользовалась: «Как ты успеваешь развивать свой бренд одежды и аксессуаров? Откуда время?» На что он улыбнулся: «I left it to professionals» («Я оставил это профессионалам»).

В Норвегии целый инкубатор (не зря я всё-таки в Сколково захаживала в последние месяцы — модному слову научилась!) по раскрутке брендов топовых спортсменов. Именно топовых, чемпионов. Для каждого придумают красивую легенду — кто-то борется за участие девочек в спорте, кто-то природу спасает, одежду из пластиковых бутылок делает. Разработали, пошили (в Китае), красиво упаковали — и вот уже в костюмах с именами великих норвежцев народ не только в Осло, но и у нас на Лазутинке и в Мещерском катается. Да и в Елизово моем родном тоже, магия имени.

Россия за год не сломалась под санкциями. Из заголовков: «Всемирный банк резко улучшил прогноз по ВВП России в 2023 году: вместо падения на 3,3%, как в январе, он теперь ожидает снижения лишь на 0,2%. А в 2024 году ВВП России вырастет на 1,2%». Нам надо это использовать. И тогда моя младшая сестра в свои 12 будет хотеть кроссовки не американской фирмы, а нашей — и чтобы модель называлась в честь Непряевой или Валиевой. Это не фантазии — это планы!

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.