Почему Кубок России стартовал именно в Хакасии и кто виноват в отсутствии телепоказа. Колонка Вероники Степановой

Взгляд изнутри на пока главные вопросы нового зимнего сезона.

В прошлые выходные немало было написано и сказано об отсутствии показа первого этапа Кубка России по лыжным гонкам на федеральном общедоступном телеканале.

Странно, если бы у меня не было мнения на этот счет — не скрываю, после окончания спортивной карьеры вижу себя в телевизионном спортивном маркетинге. Проще говоря, в организации событий, которые интересны массовой аудитории и хорошо монетизируются. Именно поэтому я всегда активно интересуюсь и владею конкретикой: например, сколько стоит организовать телевизионный продакшн уровня Кубка мира. Считаю, что если уж говорить на темы отсутствия телепоказа, то надо говорить с цифрами, хотя бы примерными. Что и хочу сделать в этой колонке.

И сразу скажу: не знаю, почему опытные телевизионные менеджеры, в том числе те, у которых я консультируюсь, не хотят все это изложить. Думаю, без иронии, что они заняты более важными и объёмным делами. Ну, а я могу себе позволить — у нас утро отдыха.

Любое спортивное мероприятие включает четыре стороны.

Организатор. Эта та фирма или общественная организация, у которой есть право такие соревнования проводить. Это может быть первенство мира или «первенство водокачки» — неважно. У него есть владелец и только этот владелец может продавать все с данным турниром связанное. Основное, что можно продать, что приносит деньги — медийные права. На практике это означает права показа состязаний по телевидению либо в интернете.

Фото: © Личный архив Вероники Степановой

Для того, чтобы шоу состоялось, надо пригласить «актеров» в это шоу. В нашем случае — спортсменов. Здесь, надеюсь, все понятно: чем выше узнаваемость этих актёров, тем выше интерес публики. Чтобы у спортсменов был стимул бежать/плыть/забивать, надо им организовать какие-то призовые.

Для того чтобы соревнования выглядели как продукт, который можно продать, надо нанять телевизионный продакшн. Это специализированные фирмы, которые делают телевизионную картинку на уровне, который обозначает заказчик, под ключ. Можно как на чемпионате мира по футболу — но за миллионы. А можно как финские организаторы делали на юниорском ЧМ-2021 в Вуокатти — за пару- тройку тысяч евро в день, по минимуму и «на волоске».

Вот теперь, когда у вас, организатора, есть два основных элемента шоу — спортсмены и продакшн — вы можете продукт начинать продавать. Именно это на Кубке мира по лыжным гонкам и происходит. Все цифры условные, но выглядит это так: расходы организаторов — 100 тысяч евро в день, права на Германию (они всегда территориальные) продаём за 30 тысяч евро, в Норвегию — за 20 тысяч, в Финляндию — за 15 тысяч, в Россию за….не скажу за сколько, но вы поняли идею. В итоге все со скрипом, но как-то работает, и доходы от продаж покрывают расходы. Это точно не футбол и не UFC, где прибыль сильно превышает расходы. Но хоть так.

Теперь представьте Кубок России. Расходы организаторов, разумеется, меньше. И продакшн у нас подешевле, чем в Норвегии, и призовые немного не те. Но расходы все равно велики и организаторы хотят их покрыть. Справедливо? Мне кажется, да.

Я попросила знающих людей прикинуть, во сколько бы обошлось производство «картинки» из Вершины Тёи. Мне сказали, что оттуда никто никогда серьезного телепродакшна не делал, оценить сложно — но где-то около 10 миллионов рублей за два дня гонок.

Очень сомневаюсь, что любой российский телеканал согласился бы купить телепродукт за такие деньги, даже по себестоимости. Тем более, что гонки рано утром, мягко говоря, не в прайм-тайм. Проблема, насколько я понимаю, не в самой стоимости, а в том, что ни долю, ни охват аудитории лыжные гонки за такие деньги не дают. Затраты не соответствуют результатам. Увы!

Но я бы попросила всех вопиющих «А почему тогда Кубок России проходит так далеко, почему не в Токсово или Красногорске?» немного успокоиться и взглянуть на вопрос и с другой стороны.

Во-первых, в ноябре такие снежные условия в европейской части России просто невозможны, кроме, может быть, Апатит.

Во-вторых, к чему мы все-таки стремимся, философски, по большому счету? К поднятию популярности лыжных гонок в массах? Здесь с нами рядом тренируются сотни детей, подростков, молодых лыжников. Для них это возможность на нас посмотреть, с нами пообщаться. Я не могу оценить, важно это или нет, но мне в мои 12 лет такой шанс был бы крайне интересен. Я в Вершину Тёи приехала в пятый раз, выигрывала и гонки Кубка России — но, конечно, совсем не в таком составе, как в этом году. Тогда все сильнейшие бежали на Кубке мира, а это была как бы «вторая лига». В этом году она стала высшей, и народ это оценил — никогда я вблизи столько болельщиков вдоль трассы не видела. Кричат, поддерживают — чем не Кубок мира?

Считаю, что для популяризации нашего вида спорта устраивать гонки с участием лидеров в Вершине Тёи правильнее, чем в Подмосковье. Для развития именно в плане спорта профессионального — хуже. Без телевидения — никуда.

Я актёр в этом театре и исполняю свою роль и на сцене, и на «красной дорожке». В телеаудитории заинтересованы и командные спонсоры, и мои личные — иначе зачем они снабжают нас всем этим инвентарем и одеждой? Без телевидения как следует еще подумают, надо ли им это.

Вот такие смешанные эмоции. Решайте, что вам важнее. Для меня же абсолютно ясно — нам самим надо работать над поднятием узнаваемости, интереса. Среди миллионов, а не скромной сотни тысяч хардкоровых любителей лыж. Вот тогда все сложится. 

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.