«Матч ТВ» празднует десятилетие, по такому поводу мы поговорили с важным для канала человеком — Тимуром Журавелем. Многие помнят легендарный челлендж комментатора на ЧМ-2022, в разговоре мы вспомнили про эмоции от той поездки, узнали, планируется ли что-то подобное на дальнейших крупных турнирах, выяснили, что Тимур считает главным достижением «Матч ТВ» за 10 лет и спросили, с кого и в каких моментах Журавель берет пример.
— Каналу исполняется 10 лет — что для тебя значит эта цифра? Что лично для себя считаешь самым важным за это время работы на «Матче»?
— 10 лет — это не просто красивая цифра, а действительно большой отрезок жизни, за который многое успеваешь и как профессионал, и как человек.
За это время я успел побывать в разных ролях — был репортером, ведущим эфиров, комментатором. Такое сочетание трех профессий внутри одного канала — это, пожалуй, главный стимул и источник мотивации все эти годы.
Больше всего в памяти — репортажи. В 2019 году я снимал на легендарном камбэке «Ливерпуля» против «Барселоны» — это, наверное, самый эмоциональный репортаж в моей жизни. А позже, уже на финале Лиги чемпионов на «Уэмбли», где «Реал» обыграл «Боруссию», я был не по аккредитации, а просто с билетом, среди болельщиков. Это дало совершенно другой ракурс, другую энергетику. Такие моменты невозможно переснять — они тебя просто подзаряжают надолго.
Очень люблю вести эфиры с матчей РПЛ, особенно центральных. Мы стараемся тянуться к уровню предматчевых студий мировых каналов, и мне кажется, сегодня вполне до него дотягиваем. Например, наша студия перед последним финалом Кубка России — это, по-моему, эталон того, как нужно работать в этом жанре.
А комментирование — отдельная история. Особенно вспоминается финал Лиги Европы 2019 года, который я комментировал вместе с Андреем Аршавиным. Это был наш первый опыт в паре — может, не идеальный, но очень живой и запоминающийся. Такие моменты дают ту самую уникальную эмоцию, ради которой всё и делается.
— Расскажи одну-две истории, которые особенно запомнились за эти годы — то, что осталось за кадром, но хотелось бы вспомнить.
— Если говорить про эмоции, то, наверное, самый мощный опыт — это чемпионат мира 2022 года. Я ведь побывал на всех матчах турнира, и это был такой челлендж, о котором я даже мечтать не мог. Каждый день в Катаре был пиковым по ощущениям. Я возвращался в номер после четырех матчей подряд — выжатый как лимон, но не опустошенный. Скорее, наоборот, переполненный впечатлениями. Садился за монтаж (все видео я монтирую сам), и вместо того, чтобы упасть от усталости, снова переживал весь день заново, будто проживал вторую смену эмоций.
Меня часто спрашивали, как я это выдержал. На самом деле, тяжелее всего было, когда матчей турнира стало меньше — когда закончилась групповая стадия.
Я буквально не находил себе места, скучал по этому безумному ритму, по драйву, по атмосфере. Представь, ты внутри чемпионата мира, а уже чувствуешь ностальгию по его началу — странное, но реальное ощущение.
Ну и без курьезов не обошлось. Один из самых забавных случаев произошел, когда мы с оператором просто перепутали стадион. Нас пустили на официальный паркинг, заехали на четвертый этаж, удивились, что машин почти нет. И только потом поняли — матча-то тут вообще нет. В Дохе, где все компактно и стадионов рядом куча, такое оказалось вполне возможно. Мы рванули на нужную арену, я немного опоздал, но все обошлось. Хотя в тот момент мне реально было страшно — опоздать на матч чемпионата мира из-за того что приехал не туда! Сейчас смешно, а тогда сердце точно ушло в пятки.
— А какие смешные или неловкие случаи можешь вспомнить? Без них ведь не обходится ни один эфир…
— Неловкие и смешные истории часто идут в одном пакете, но на чемпионате мира в Катаре случилась особенно забавная. Я смотрел матч Канады, и передо мной в ложе прессы сидела девушка, очень эмоционально болевшая за свою сборную. Я решил в перерыве подойти и снять с ней короткое интервью. В сюжете у меня как раз была линия про то, что Канада — хоккейная страна, а футбол там вроде бы на периферии.
Спрашиваю ее: каково это — болеть за футбол в хоккейной стране, почему для вас это важно? Она скромно отвечает, что у нее папа футболист и она тоже «немного играла». Я принял это буквально — мол, просто любительница. Поднялся обратно, мельком глянул на ее аккредитацию, прогуглил имя… и понял, что у неё 140 матчей за сборную Канады. 140! Это суперзвезда национальной команды, а я разговаривал с ней как с обычной болельщицей.
Вот тогда я реально почувствовал, что «ой». Такой момент, когда хочешь просто раствориться в воздухе. Но, с другой стороны, это был честный эпизод — без заготовок, без позы. Может, поэтому и вышло живо.
— Что считаешь своим главным успехом за время работы на канале?
— Не знаю, можно ли это назвать успехом в классическом смысле, но лично для себя я точно вошел в историю — пусть и не через официальное признание Книги рекордов Гиннесса. Я посетил все матчи чемпионата мира 2022 года. Идея, кстати, родилась совершенно спонтанно.
В 2020 году, когда мы освещали предсезонный турнир в Дохе, я вместе с Димой Шнякиным, Юрой Черданцевым и, кажется, Костей Геничем за один день объехал все стадионы будущего чемпионата. Просто из любопытства. На это ушло часа четыре с половиной, мы останавливались, фотографировались, смотрели стройку — тогда многие арены еще не были готовы. И именно в тот момент я в шутку сказал: «А ведь можно попробовать попасть на все матчи чемпионата мира».
Прошло два года, я снова вспомнил про эту идею, уже ближе к турниру. И вдруг все закрутилось — диджитал-отдел, редакция, идея с наклейками, с челленджем. Все совпало, и в итоге это стало реальностью. Вот это я и считаю своим главным достижением: суметь превратить спонтанную мысль в проект, который запомнился и мне, и зрителям.
— А что, на твой взгляд, можно назвать главным достижением самого «Матча» за эти десять лет?
— Главное достижение «Матча» — это то, что мы реально вышли на мировой уровень. И по качеству студий, и по трансляциям. Наши предматчевые студии сегодня ничем не уступают ведущим международным каналам: продакшн, визуальный стиль, темп, драматургия — все на уровне.
Отдельная гордость — как мы показываем российский футбол. Камеры, режиссура, работа операторов — все это стало качественно и визуально сильнее. И, конечно, участие топовых футбольных людей в наших эфирах. Мы даже пробовали сделать из них комментаторов, но быстро поняли, что не всем это по душе и не каждому это нужно. Зато в качестве экспертов они великолепны. Это делает эфиры живыми и авторитетными.
— Какие у тебя мечты или планы на ближайшее будущее?
— Мечты у меня тесно переплетаются с челленджами. Если получится поехать на следующий чемпионат мира, я хотел бы придумать там новый вызов — посетить все 16 городов турнира. Он будет проходить сразу в трех странах — США, Канаде и Мексике — охватить такое расстояние будет непросто.
Это 16 матчей, 16 перелетов, куча логистики. Но именно это и подогревает интерес. Для съемок и влогов такая история просто идеальна — три страны, разная культура, атмосфера, стадионы. Это, без преувеличения, мечта.
— Кто из коллег для тебя пример, человек, у которого ты действительно чему-то научился?
— Если говорить о коллегах, то мне близок подход Димы Шнякина — его дотошность и глубина подготовки к матчам. Мне бы хотелось взять у него эту внимательность к деталям, системность, умение докапываться до каждой мелочи. А из репортеров я бы выделил Диму Занина. Он — вечный двигатель: неутомимый, энергичный, постоянно в движении. Я сам люблю репортажную динамику, но Занин задает планку, к которой хочется тянуться.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.


