Хоккей

Коварж — одна из главных проблем «Автомобилиста»: получает больше всех в команде, не терпит конкуренции и не выдерживает нагрузки

Коварж — одна из главных проблем «Автомобилиста»: получает больше всех в команде, не терпит конкуренции и не выдерживает нагрузки
Якуб Коварж / Фото: © КХЛ / Антон Басанаев
Из-за него менеджмент не берет сильного бэкапа.

«Авто» очень зависим от Коваржа, на которого выпала запредельная нагрузка

«Автомобилист» горит синим пламенем: у команды Билла Питерса серия из восьми поражений подряд, каждое из которых отбрасывает ее все ниже в турнирной таблице Востока. В прошлом сезоне парни из Екатеринбурга пережили подобный отрезок, проиграв 12 матчей из 14. Тогда «Авто» буквально за месяц спикировал с первого места в конференции на последнее. Но в конечном счете Екатеринбург оттолкнулся от дна и достойно завершил регулярку.

Сейчас вряд ли стоит ждать повторения подобного сценария. Из кубковой зоны «Автомобилист» не вылетит. У команды Питерса хороший запас по очкам, а плохая серия рано или поздно прервется. Но есть один фактор, который должен напрягать тренерский состав и болельщиков «Автомобилиста».

Команда сильно зависит от игры вратаря — Якуба Коваржа, который к началу неудачной серии начинал в старте 21 матч сезона из 23-х. На этом отрезке по воротам чеха прилетело 670 бросков, то есть в среднем почти по 32 за игру. Это запредельная нагрузка для 32-летнего вратаря, который восемь месяцев назад перенес операцию.

У «Автомобилиста» нет второго вратаря

Что же в таком случае помешало Питерсу распределить игровое время между вратарями более равномерно? Ответ прост — отсутствие сильного бэкапа. В этой роли у «Авто» по ходу сезона использовались 22-летний Владислав Гросс, до этого сыгравший в КХЛ два полноценных матча, и талантливый выпускник местной академии Владимир Галкин. У него опыта чуть больше за счет концовки прошлого сезона, когда он заменял получившего травму Коваржа.

Галкину всего 20 лет, у него отличная статистика в ВХЛ, где он играет за фарм «Автомобилиста» — «Горняк» из Учалов (93,8% отраженных бросков, 1.80 коэффициент надежности в 17 матчах). Но опыта в главной лиге Европы катастрофически мало для того, чтобы полноценно заменить Коваржа в случае травмы или усталости. Галкина нужно плавно подводить к игре за главную команду, давая, например, один матч из пяти.

Но Питерсу было важно хорошо стартовать, чтобы зарекомендовать себя в глазах болельщиков, журналистов и руководства. Коварж — надежный кипер, который любит играть много. В последних трех сезонах за «Авто» он отдавал своим сменщикам не больше 15 матчей. Поэтому вроде тренерский штаб Екатеринбурга решил полностью довериться чеху.

Матч между командами ЦСКА и «Автомобилист» / Фото: Василий Пономарев / Sportbox.ru

Однако когда Коварж поплыл вместе с попавшей на спад командой, выдав два очень плохих матча против «Торпедо» и ЦСКА (оба по 1:5), выяснилось, что в команде просто нет вратаря, который может подтащить в стрессовой ситуации. Галкин не удержал победу в Челябинске, пропустив от Томаша Гики на последних секундах, а потом угодил под динамовский каток, заменив Коваржа при счете 0:3 (все закончилось полной катастрофой — 2:7).

Вопросов к молодому киперу быть не может. Он пока не готов играть в КХЛ, равно как и Гросс, который в системе «Авто» уже пять лет, но так и не добрался до роли полноценного бэкапа. Вопрос стоит адресовать менеджменту клуба из Екатеринбурга, который упорно ставит на Коваржа и дает ему зарплату 90 миллионов, делая самым высокооплачиваемым игроком команды.

Якуб Коварж / Фото: © КХЛ / Антон Басанаев

Коварж не выносит конкуренции

Чех, бесспорно, классный вратарь, но ни разу не затаскивал команду в плей-офф дальше второго раунда. Пока все его геройства ограничиваются топовыми цифрами в регулярке, не влияющими на итоговый результат. Настоящие подвиги от вратаря требуются в кубковых матчах, к которым его надо подводить в оптимальном состоянии.

В прошлом сезоне «Автомобилист» вылетел по итогам первого раунда от «Сибири», у которой во всех пяти матчах серии на голове стоял Харри Сятери. По статистике к Коваржу вопросов нет, но в эпизодах с некоторыми голами соперника он мог бы сыграть получше.

Хотя, опять же, стоит напомнить, что Якуб в экстренном режиме восстанавливался после операции, чтобы успеть к матчам плей-офф. И травма, которую он получил, может быть обусловлена дикой нагрузкой. С учетом пропуска концовки регулярного сезона Коварж провел 47 матчей.

В вопросе, почему менеджмент «Авто» не берет сильного второго вратаря, есть определенные догадки. В Екатеринбурге помнят, чем закончилось сотрудничество Коваржа с главным тренером Андреем Разиным, который начал резать его игровое время. Дело было в сезоне 2015/16: когда чех устал и начал проигрывать один матч за другим, тренерский штаб «Автомобилиста» вывел на первый план Игоря Устинского.

Андрей Разин / Фото: © КХЛ

С ним в рамке Екатеринбург вышел в плей-офф, а обиженный Коварж окончательно испортил отношения с Разиным. Хотя по факту он просто проиграл конкуренцию. Чех нервничал, много ошибался и скандалил на скамейке после замен. Слухи о громких конфликтах звездного вратаря и главного тренера доносились весь сезон, а закончилось все разрывом контракта и переходом Коваржа в «Северсталь», где он, кстати, выглядел очень бледно, но все равно выходил в старте в 55 матчах из 60.

Чех вернулся в Екатеринбург, когда команду возглавил Владимир Крикунов. Опытный коуч наладил оборону, а Коварж снова начал показывать отличную статистику, наработав на самый большой контракт в команде.

Менеджмент «Автомобилиста» предпринял попытку найти надежного сменщика по ходу сезона 2018/19, подписав зажигавшего за молодежную сборную Андрея Макарова, но ничего хорошего не вышло. Макаров сыграл три неполных матча и, мягко говоря, не впечатлил. Чтобы лучше представить масштаб деградации талантливого парня, скажем, что сейчас он играет в чемпионате Словакии.

А в Екатеринбурге под Коваржем с тех пор помимо Гросса и Галкина сидит Леонид Фомин, который ничего крутого не показывал даже в Вышке. Хотя всем очевидно, что для успеха в плей-офф нужно два хороших вратаря. Видимо, психологическое состояние самого дорогого игрока команды для менеджмента «Автомобилиста» важнее. 

Читайте также: