Хоккей

СКА в фильме «Миллиард». Как зарабатывают в нашем хоккее? Рейтинг «Матч ТВ»

СКА в фильме «Миллиард». Как зарабатывают в нашем хоккее? Рейтинг «Матч ТВ»
Фото: © ХК СКА
«Матч ТВ» решил изучить, какие клубы КХЛ в условиях новой реальности имеют шанс выйти на самоокупаемость. Оказалось, что ближе всего к этому – СКА. Хотя чему тут удивляться?

Из этого материала вы узнаете:

  • реально ли клубу КХЛ зарабатывать один миллиард рублей за сезон;
  • если да, то как это сделать;
  • в чем сила СКА;
  • как ЦСКА монетизирует свой титул;
  • минское и рижское «Динамо» — еще в лидерах?

5 000 000 болельщиков у СКА — откуда взялась цифра?

Сначала было слово. Вот что сказал заместитель председателя совета директоров СКА Роман Ротенберг:

«Главный актив СКА — болельщики. Их у нас уже два миллиона, а всего по России — пять миллионов. По количеству зрителей мы стали лучшим клубом КХЛ. Коммерческие доходы достигли одного миллиарда рублей — это самый успешный клуб в Европе на сегодняшний день…»
Фото: © Эдгар Брещанов / Василий Пономарев / Sportbox.ru

Интересно, при каких обстоятельствах это слово появилось. СКА проводил презентацию команды перед стартом нового сезона, на которой по традиции выступает кто-то из клубного руководства. Обычное дело — вот «Салават» устраивал open-air с участием Тимы Белорусских, «Авангард» летал домой, чтобы встретиться с болельщиками в Омской крепости.

Так-то ничего нового Ротенберг не сказал. Многие данные я уже видел в разных источниках. Может, удивило заявление о количестве болельщиков. У нас даже в редакции matchtv.ru возник небольшой спор об этом. Но это публиковавшиеся ранее данные исследования компании Nielsen Sports (топ-поставщик аналитики в индустрии). Речь не о пяти миллионах болельщиках, которые готовы покупать атрибутику и приезжать на матчи (вот это была бы мечта!). А о тех людях, которые знают о СКА и относятся к клубу с позитивным настроем.

Как выйти в плюс в новой реальности

Однако цифра в миллиард меня зацепила… КХЛ держит курс на введение жесткого потолка зарплат. Клубы это понимают, и зарплаты в лиге понемногу ползут вниз. Какие-то игроки — как вот Никита Гусев или Илья Михеев — уезжают за океан. Кто-то возвращается.

Так вот, успешным с точки зрения бизнеса в новой реальности будет тот, кто поднимет свою прибыль на фоне сокращения расходов.

Еще пять лет назад я беседовал с Ротенбергом, и он тогда сказал: «В перспективе мы хотим по прибыли выйти на уровень клубов НХЛ средней руки — например, «Нэшвилла» или «Коламбуса», доведя уровень доходов до уровня расходов, или вообще выйти в плюс».

Как обстоят дела теперь?

СКА сделал Санкт-Петербург хоккейным городом

СКА хочет зарабатывать самостоятельно. Уже несколько лет назад армейцы фиксировали доход в 700 млн рублей. В прошлом году появилось еще два мощных движка, с помощью которых клуб взлетел на новую высоту. Это два матча на «Газпром Арене», суммарно собравшие 140 тысяч человек, что дало огромный плюс к билетной выручке, позволило побить рекорд посещаемости за сезон. И на полную мощность заработал клубный комплекс «Хоккейный город».

Да, СКА — лидер КХЛ по посещаемости. В прошлом году средняя аудитория составила 13 016 зрителей. Прирост более чем на тысячу на каждом матче. Заполняемость — 90,9%. Питерский корреспондент matchtv.ru Андрей Менг предположил в своем телеграм-канале, что в новом сезоне мы увидим сразу три матча СКА под открытым небом. И там строят рекордно большой стадион на 23 тысячи зрителей, ожидая ЧМ-2023. То есть на билетах будут зарабатывать еще лучше.

Фото: © Дмитрий Челяпин

В целом, состязаться в КХЛ с армейцами может только минское «Динамо» (арена на 15 000 зрителей). Но из-за последних результатов белорусского клуба его посещаемость серьезно просела (9 495 в среднем, заполняемость — 65,6%).

СКА же прокачал город в хоккейном смысле, создав большую базу фанатов. И это ведь не солдат на трибуны сгоняют, а реально стоят очереди, чтобы купить абонемент или лишний билет. По поводу маркетинга и мерчендайзинга — если зайти в клубный магазин, то можно потеряться в колоссальном выборе товаров.

Есть и доход от телетрансляций. Им в расчетах привыкли пренебрегать, однако КХЛ перечислила уже десятки миллионов рублей ведущим клубам по итогам прошлого сезона. Понятно, что СКА показывают и смотрят очень часто.

Впечатляет, что 10 лет назад до прихода нового менеджмента СКА имел прибыль всего в 50 млн рублей за сезон. Прокачались очень здорово. Питер ближе всех к тому, чтобы выйти на самоокупаемость. Может, это случится уже через год-два.

Еще важно, что у СКА есть стабильность в плей-офф. Что было за последние пять лет? «Ак Барс» может выиграть Кубок Гагарина, а потом вылетает в первом раунде. Были провалы у «Магнитки», «Салавата», «Авангарда», московского «Динамо», ну а ЦСКА только сейчас впервые добрался до титула. СКА за этот срок всегда пробивался в финал Запада, выиграл два Кубка Гагарина. Хорошая такая планка.

ЦСКА неэффективно монетизирует титул

Кто еще теоретически может бросить вызов СКА? Кто способен поднимать свою прибыль? В первую очередь посмотрим на ЦСКА.

https://twitter.com/khl/status/1168139247959924737

Во-первых, московские армейцы очень много тратят на состав. И я не жду, что зарплатная ведомость ЦСКА резко снизится. Большинство игроков подписаны до 2020 года. Главные звезды из клуба не ушли. Наоборот, после вояжа в Майами и Манитобу вернулся защитник Богдан Киселевич. Причем президент клуба Игорь Есмантович сказал, что зарплату игроку даже повысили по сравнению с тем, что было два года назад.

По поводу того, что зарабатывает ЦСКА, — в плюс то, что команда перебралась на новую арену в Парке легенд, увеличив свою посещаемость (8 448 в среднем, заполняемость — 71%). В минус — уникальная история, что если вы летом хотели сделать шопинг на клубном сайте, то видели надпись «1 июня магазин ушел на перезагрузку».

Огромные вложения в команду пока не приносят сильного маркетингового эффекта. Ассортимент чемпионской продукции на матче 1 сентября против «Авангарда» был очень скуден. Футболка с принтом (1800 р), кепка (1500), шарф, шайба (по 700), вымпел (350), тетрадки для школы. Как-то все это грустно. При этом с момента чемпионства прошло уже 135 дней. Даже продажу абонементов в ЦСКА запустили за пять дней до старта регулярного чемпионата.

https://twitter.com/hccska/status/1166079907639844876

Казалось бы — ты чемпион, ты на виду. У тебя в составе Капризов и Сорокин. Давай, монетизируй эту тему. Я не понимаю, почему маркетинговая служба ЦСКА это не делает эффективно. Это какой-то нонсенс.

«Ак Барс» — любимое детище Татарстана

Топ-клуб Восточной конференции пережил перезагрузку. Исчез казавшийся бессменным Зинэтула Билялетдинов. На замену пришел Дмитрий Квартальнов, вроде бы собирающийся делать больше ставку на молодежь. Скоро это увидим.

Состав Казани заметно изменился — в первую очередь, за счет легионеров. Но пришли другие звезды, и мне трудно представить, чтобы в Татарстане начали вдруг экономить на своей команде.

Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Резкого снижения зарплатного бюджета тут не жду. Что касается доходов, то в Казани стараются зарабатывать. Богатый выбор в магазине, есть скидки. Мешает несколько моментов. Уровень доходов у местных болельщиков тут не такой, как в Москве или Санкт-Петербурге. А еще «Ак Барс» не досчитывается одной пятой фанатов на трибунах. В среднем — 7 119 зрителей за матч (80,1%).

В общем, Казань — любимое детище Татарстана, клуб всегда будет финансово обеспечен. Но чтобы выйти в плюс… Впереди еще много работы.

«Металлург» работает на маленьком рынке

Несколько лет назад перед матчем «Магнитки» в Москве мы разговаривали с вице-президентом клуба Геннадием Величкиным, и он сказал прямым текстом: «Мы отбиваем 10% от тех денег, которые тратим на команду. В чемпионский сезон подняли цифру до 15%. Но больше выжать просто нельзя».

https://twitter.com/MetallurgMgn/status/1102419297043918850

Таковы реалии, что «Металлург» выступает в маленьком небогатом городе с населением чуть больше 400 тысяч человек. При этом у команды большие амбиции, и благодаря градообразующему предприятию ММК удавалось не просто собирать приличный состав, но и не жалеть на него денег. Один только контракт Николая Кулемина, о котором судачили на всех углах, чего стоил.

Я знаю, как старается маркетинговая служба «Магнитки». Но верю в цифры от Величкина. Даже 30% тут не может быть никак.

Минское и рижское «Динамо» — увы, нет

Что такое один миллиард рублей? Это где-то 13 миллионов евро, что больше бюджетов почти всех европейских клубов. Поэтому СКА выступает так мощно. Помню, как еще недавно в пример ставили рижское «Динамо»: мол, самобытный клуб из Латвии тужится как дизель в Заполярье, но полностью обеспечивает себя сам. Однако когда иссяк финансовый поток от мощного российского спонсора, «Динамо» как-то просело на наших глазах. Не выходит в плей-офф, и я не слышу, что там растет коммерция.

Фото: © КХЛ

По большому счету, в КХЛ соревноваться с армейцами может только минское «Динамо», однако с учетом последних результатов белорусского клуба посещаемость у него, увы, серьезно просела. Так что тоже нет.

Интересно, каким сезон получится у этих и других команд, и смогут ли армейцы с поправкой на все потери в составе остаться на плаву. Так, две победы на старте — в гостях над «Магниткой» (3:1) и «Трактором» (4:3 ОТ) — выглядели мощно. И особо радует, как в СКА раскрылся новобранец Владимир Ткачев, который с ходу стал лидером. Думаю, что его свитера в Питере должны продаваться как горячие пирожки, и на этой теме СКА сейчас будет зарабатывать по максимуму.

Читайте также: