Хоккей

«Захотелось в туалет. Терпел 8,5 часов». Каково это — быть спортивным диктором

«Захотелось в туалет. Терпел 8,5 часов». Каково это — быть спортивным диктором
Дмитрий Милюков / Фото: © КХЛ
Matchtv.ru беседует со знаменитым диктором Дмитрием Милюковым на Кубке мира среди молодежных команд «Сириус-2019».

Из этого интервью вы узнаете:

  • Что главное в профессии диктора
  • Как быть, если началась икота
  • Почему полезна кружечка горячего пива на ночь
  • Сколько кофе с коньяком можно выпить и остаться профи
  • Как поют российские спортивные дикторы

«Качеством звука можно убить великого диктора, а безголосому певцу — помочь что-то записать»

— Как вам работалось в день открытия девятого Кубка мира «Сириус»? Хоккеисты, показалось, немного волновались из-за присутствия высокопоставленных гостей.

— Почему только хоккеисты? Все немного волновались! И игроки, и судьи, и мы. (Смеется.)

Путин посетил стартовый матч Кубка мира «Сириус-2019» / Фото: © РИА Новости / Алексей Никольский

— Это на вашем голосе сказалось?

— На голосе ничего сказываться не должно. Я — профессионал. По крайней мере, я так считаю.

— Какой турнир назовете главным в своей карьере?

— Естественно, это Олимпиада в Сочи. Но вообще было много всего. Если брать все виды спорта — была Олимпиада, две Универсиады, 43 чемпионата мира, 29 чемпионатов Европы. Где-то около 800 турниров разного калибра за 25 лет работы. 7 или 8 сезонов в КХЛ (точно не вспомню). Сначала был голосом «Спартака», теперь — «Авангарда».

— Расскажите о моменте, с которого все началось?

— Я тогда работал хоккейным скаутом «Нью Йорк Рейнджерс», был на предсезонном турнире в Магнитогорске — мемориале Ивана Рамазана. Услышал там как работает местный переводчик, схватился за голову, подумав: «Ну, совсем беда». Сказал об этом президенту клуба Геннадию Ивановичу Величкину, мы с ним в очень хороших отношениях. Понимал, что у диктора отсутствует знание терминологии — что говорить, как говорить. Меня спрашивают: «А ты знаешь?» Отвечаю: «Знаю». Вот я и сел за микрофон, до сих пор у него. Это было 25 лет назад, чуть ли не день в день. А Величкин, к слову, пока мемориал Рамазана был международным турниром, меня все время туда приглашал.

Геннадий Величкин / Фото: © ХК «Металлург»

— Заканчивали какую-то школу-студию?

— Нет, но меня к дикторскому делу порой привлекали. В основном из-за знания языка, так что долгое время работал только на английском. Причем работал в паре с великим Валентином Федоровичем Валентиновым, который уже ушел от нас. Он меня учил, как надо говорить, как работать с микрофоном, как расставлять интонации. Ну, и образование помогло — у меня неоконченное высшее филологическое, на третьем курсе вернулся в спорт и ушел в институт физкультуры. Русский язык нам преподавали очень хорошо, английский — тоже, у меня есть практика работы в США. Французский до кучи знаю и на нем работаю.

— Объясните, что самое главное для диктора: тембр, дикция?

— Чувство микрофона.

— Как понять, что оно пришло?

— Оно далеко не сразу приходит. В микрофон не надо кричать, не надо повышать голос. Дурная машина — она усилит голос сама. Нужно давать подачу, работать на мембрану. Мне порой говорят: «Ты в жизни и ты у микрофона — это два разных голоса». Это все техника, опыт.

— Насколько важна роль звукорежиссера?

— Очень важна! Качеством звука можно убить самого великого диктора, или, скажем, помочь безголосому певцу что-то записать.

Дмитрий Милюков / Фото: © КХЛ

— Вы работали во многих странах — где самые проблемные и невыносимые звукорежиссеры?

— Я больше всего работал у нас, и наши бывали просто лучшими! Со звукорежиссером, который сейчас на Кубка мира «Сириус-2019», мы работали вместе на футбольном ЧМ-2018, а перед этим — на Кубке конфедераций. Человек — профессионал. Но было очень удивительно, что поначалу пришлось достаточно сложно на Олимпиаде. Там был звукорежиссер-француз, и что-то он не совсем меня понимал, приходилось чуть ли не ругаться. Мы работали с напарником из Америки, у нас с ним разные голоса, а звукорежиссер должен был уровнять их «на выходе», но почему-то этого не делал. Поэтому я по сравнению с коллегой звучал слабо. Чтобы урегулировать ситуацию, пришлось в один момент достаточно жестко поговорить с французом. Но отмечу, что всегда после работы стараюсь подойти к звукорежиссеру и пожать ему руку. 

«Как-то за три игры на чемпионате мира «ушла» фляжечка 250 грамм»

— Допустим, вы сегодня знаете, что вам завтра надо работать. Как готовитесь?

— Об этом средстве мне рассказал русский бас венской оперы — горячее пиво на ночь. Уже ложишься спать, выпиваешь кружечку горячего пива — и все. Молчи. На следующее утро голос — бархатный.

— Сон для голоса важен?

— Естественно, и не только сон. На минуточку, важен и полный желудок — когда диафрагма опускается, можно начать икать. Кстати, у меня есть особенность организма — на пустой желудок может начаться икота. Страшная вещь! Один раз такое случилось на турнире Рамазана. Справиться не помогала никакая вода, надо было срочно что-то закидывать «в утробу». Слава богу, рядом был VIP-буфет, мне оттуда приносили еду, я сидел, запихивая в рот эти бутерброды. Икота — очень неприятное ощущение, с которым непросто справиться.

— Что делать, если захотелось в туалет?

— Ничего не делать. Терпеть. У меня как-то был сложный момент на чемпионате мира по каратэ кёкусин. Терпел там 8,5 часов, не вставая из-за стола. Как только сказал: «До свидания, до новых встреч», сразу сбросил гарнитуру, и меня просто сдуло оттуда.

Открыть видео

— Продолжим тему еды. Что можно есть, а что нельзя?

— Нельзя орехи, семечки и газированную воду. Это очень влияет на тембр, вообще не поиграешь на обертонах. Я очень люблю орехи и семечки, но за день до работы перестаю их есть.

— Какие напитки помогают голосу помимо горячего пива на ночь?

— Когда долго работаешь на льду, хорошо кофе с коньяком. Как это работает, мне показал Валентинов. Вообще нужно держать голос в тепле, голосовые связки — это те же мышцы: когда они холодные — они натянуты, когда теплые — работают. Помню, у нас был случай на Кубке Первого канала — нужно было разобраться с иностранными судьями, было сложное удаление. Я за судейским столиком лучше всех знал английский, мне говорят: «Иди, разберись». Я открыл калитку, подошел ко льду и вдохнул холодного воздуха — сразу все стянуло. Валентинов мне говорит: «Понимаешь, почему я пью кофе с коньяком?» — и дает мне свою кружку. Я отпиваю — сразу все отпускает.

Дмитрий Милюков / Фото: © КХЛ

— Какова допустимая доза кофе с коньяком, чтобы нормально доработать вечер?

— Как-то за три игры на чемпионате мира «ушла» фляжечка 250 грамм. И все было профессионально.

«Для разминки голоса надо мычать. Также помогает горловое пение»

— Как держать голос в тонусе?

— Во-первых, есть упражнения для разминки голоса.

— Какие?

— Надо мычать. Или использовать технику горлового пения.

Открыть видео

— Говорят, что также помогает спорт — если у организма мышцы в тонусе, то в тонусе и голос. Каким спортом вы занимаетесь?

— Я сам немного в хоккей играл, сейчас — уже нет. Но в любом случае стараюсь поддерживать себя в форме, потому что очень быстро набираю вес. Было дело — на юниорском чемпионате мира в Казани за 10 дней «накушал» 8 кило. Так что волей-неволей держу себя в тонусе, совершенно без привязки к голосу.

— Зато когда большой вес, наверное, голос бархатный. Как у Пласидо Доминго.

— А это почему? Потому, что оперные певцы много едят, чтобы поддерживалась диафрагма. А когда большие легкие и большая диафрагма, надо ее чем-то подпихивать снизу.

— Что означает понятие «гигиена голоса»?

— Это когда посещаешь фониатра (врача, который занимается голосовыми связками. — «Матч ТВ»). Я посещаю его в том числе и всегда вожу с собой ингалятор на специальных смесях. Был момент в этом году, когда у меня было 7 турниров подряд, и я голос «посадил», голосовые связки опухли, пошла бифония. С этого все началось — пришлось обратиться к фониатру за профессиональными подсказками: как голос беречь, держать его и как с ним работать.

Дмитрий Милюков / Фото: © КХЛ

— Еще, говорят, важно не давать накапливаться во рту слюне.

— Да.

— И что вы делаете?

— Высмаркиваюсь, отхаркиваюсь. Платочки, всегда ношу с собой.

— Не проще ведерко рядом поставить?

— Масштабы не те.

«Самый сумасшедший гонорар — 10 000 $ за Олимпиаду»

— Дженнифер Лопес застраховала попу, а вы не думали голос застраховать?

— Пока нет. Дженнифер Лопес, наверное, может себе это позволить, но у нас за эту работу хоть и стали лучше платить, но далеко не так, как в шоу-бизнесе.

Дженнифер Лопес / Фото: © Stringer / Global Look Press

— Какой у вас был самый сумасшедший гонорар?

— 10 000 долларов за Олимпиаду. Но все выплатили в рублях, которые через полгода «сгорели» пополам.

— Вас когда-нибудь приглашали на рекламные проекты в качестве бренд-войса?

— Пытались это организовать знакомые с «Матч ТВ», но заказчики посчитали, что у меня слишком академичный голос. Что-то с академизмом сейчас не очень. Был момент, когда я стал голосом футбольного «Локомотива», но там люди решили, что надо кричать «г-о-о-о-л!» и все в таком духе. Я говорю: «Я же диктор, а не диджей». — «Нет, нас так не устраивает». Так у меня российский футбол и закончился.

— С вашей точки зрения, у кого из коллег в спорте самый качественный голос?

— Для меня это, конечно, мой учитель — Валентинов. К сожалению, он уже ушел от нас. Вот это был художник. Я по сравнению с ним хороший, может быть даже очень хороший, но ремесленник.

— Чей голос вам больше всего нравится из певцов?

— Конечно, мне нравятся басы. А кто у нас самый известный бас всех времен и народов?

Фёдор Шаляпин / Фото: © Global Look Press

— Кобзон? Шуфутинский?

— Да нет, это Шаляпин. Очень глубокий и играющий бас. Его голос низко опускался и был очень мощным. Но певцы и дикторы — это разная история, другая механика. У Левитана, допустим, был тихий голос, можно сказать — слабый. Он работал исключительно на мембрану. Чем велик Левитан, это тем, что он на таком слабом голосе давал шикарнейшую подачу.

— Не верится, что вы никогда не пытались повторить «Вдоль по Питерской».

— Пытался.

— Могли бы воспроизвести?

— Здесь?

— А что? Здесь хорошая акустика…

Открыть видео

Бонус

Обозреватель «Матч ТВ» Павел Лысенков и корреспондент Алексей Ковалев просят Дмитрия Милюкова сказать его фирменным голосом: «Золотой гол в финале Олимпиады забросил Павел Лысенков. Передача на счету Алексея Ковалева».

Открыть видео

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.