Новость недели в спортивном мире — проведение международных соревнований «Всемирные игры дружбы» отложено «до особого решения президента РФ».
В чем был смысл их проведения в нынешних условиях? Дать возможность нашим атлетам соревноваться с лучшими соперниками? Здесь всё очень просто: узнаваемым звездам надо платить в два раза больше, чем им платят на мировых аренах, причем постоянно. А лучше в три. Тогда точно приедут. А приглашать, привозить ноунеймов нет никакого смысла.
Есть еще причины? Дать российским спортсменам заработать денег? Эту психологию надо оставить в прошлом. Решительно, в принципе и навсегда! Государство уже и так платит нам спортивные стипендии: наш работодатель — это не федерация такого-то спорта, а ЦСП сборных команд России, часть Минспорта.
А зарабатывать надо с детства учиться самим.
Всем, кому сейчас условно по 14-15 лет и кто хочет стать профессиональным атлетом, надо предельно четко объяснить: если будете выигрывать, спорт даст вам известность. О вас напишут в газетах и вас бесплатно покажут по телевизору, вас увидят миллионы — и это ваш капитал. Именно к вам придут с предложениями спонсоры. Спонсорам вы лично не интересны, но они хотят, чтобы логотип фирмы ассоциировался с победами, мелькал всё по тому же телевидению. Дальше — сами решайте, как на этом зарабатывать.
Не хотите так? Как там выразилась одна известная норвежская лыжница недавно? «Я интроверт и в эти игры не играю»? Пожалуйста, но жить тогда придется на стипендию (а они во всем мире скромные, у нас тоже) и призовые, а они для большинства спортсменов на уровне сегодняшних зарплат курьеров. И те же спонсоры вам новейшие лыжи/коньки/кроссовки в последнюю очередь дадут — кому вы нужны, «интроверты»?
Я достаточно зарабатываю вне спорта, чтобы закрыть все свои материальные потребности. И это никак не мешает мне выигрывать столько тех соревнований, что я считаю нужным. Безусловно, мои заработки вне спорта напрямую связаны с известностью, полученной в спорте. Это конвертация минуты славы: кто-то успешный актер, кто-то стендап-комик, кто-то спортивный комментатор. Главное — хотеть и уметь известностью пользоваться.
На Западе это давно поняли: норвежская лыжница Тереза Йохауг — лицо рекламы всего подряд: белья, продвинутых кухонь, продовольственных магазинов, спортивных кэмпов. Отличный пример того, чего может достичь девушка с далекого хутора, если будет быстро бегать, заразительно смеяться и при этом участвовать в рейтинговых телевизионных шоу.
Кстати, о телевизионных шоу.
На телеканале «Пятница!» стартовал проект «Работяги». Это десятинедельный марафон «испытаний на выносливость, силу и стойкость, 40 участников из разных уголков страны, ведущий — олимпийский чемпион Роман Костомаров». Красиво заявлено. Те же слова вполне подошли бы и Кубку России по лыжным гонкам, правда? С той разницей, что «Работяг» продюсируют лучшие специалисты в создании шоу, тщательно отобравшие участников и придумавшие им состязания. По главному принципу: чтобы зрители смотрели, чтобы рейтинги оправдали вложения.
Я уже не говорю о том, что стране сейчас объективно куда нужнее участвующие в «Работягах» люди дела: крановщик, доярка, сварщик, слесарь, швея и загадочный «технолог регенерации соляно-кислотных растворов». Новое время — новые герои!
В то же время лучшие лыжники страны (или всей планеты?), олимпийские чемпионы и заслуженные мастера спорта выходят на старт гонок, которые вы не увидите ни на каком телеканале. Потому что далеко и, откровенно говоря, продюсерам не очень интересно. Вот бы такой подход, такие ресурсы, таких специалистов подключить к моему виду спорта! Дав им полную свободу менять и творить. А не надеяться, что формула проведения традиционных соревнований, придуманная где-то лет пятьдесят назад, возбудит широкие массы.
И всё-таки хочу надеяться, что и для спорта высших достижений не всё потеряно. Мне кажется, государству и крупному бизнесу, в том числе букмекерам (а это очень крупный и серьезный бизнес), надо сначала понять и решить: что требуется в 2025 году от профессионального российского спортсмена? С лучшими футболистами и хоккеистами разберутся их работодатели. Давайте поговорим о «второй лиге» — представителях маленьких, нишевых видов спорта. Таких, как мои лыжные гонки. Кстати, давно пора и здесь ввести какие-то четкие критерии. В России примерно 125 миллионов человек старше 14 лет — если соревнования (любые) по твоему виду спорта смотрит меньше одного процента из них, значит, твой спорт нишевый. Думай, как попасть в Высшую лигу в компанию к футболу и хоккею.
Какой рекламный потенциал у победителя Кубка России по лыжным гонкам? Скажем, юного красавца 21 года отроду с шикарной улыбкой? Кто-то занимался изучением этого вопроса, оценкой? Старая гвардия в спорте даже не поймет, о чем речь. А ведь «рекламный потенциал» — это не семечки продавать, пусть и лучшего производителя. Это то, насколько такой чемпион может привлечь в спорт и здоровый образ жизни молодых парней. И скольким молодым девушкам вдруг страшно захочется иметь детей. Не от конкретного красавца, а в принципе.
Итак, главные вопросы — это «цели и KPI» спортивных соревнований. Только после того, как подобные исследования или — если хотите — расчеты проведены, можно переходить к созданию и продюсированию новых форматов. Пусть они по-прежнему называются «Всемирные игры дружбы». Главное, чтобы их смотрели, о них говорили, а их победители действительно стали героями.
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.