Мир Российская Премьер-Лига

Секрет успешного дерби прост: не должно быть идеально

Секрет успешного дерби прост: не должно быть идеально
Матч между командами «Спартак» и ЦСКА / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ
У «Спартака» и ЦСКА получилось.
  • «Спартак» победил ЦСКА в четвертьфинале Олимп — Кубка России
  • Матч завершился со счетом 3:2 в дополнительное время
  • К моменту третьего гола красно-белые играли в меньшинстве
  • В полуфинале москвичи сыграют с «Зенитом», который прошел «Ахмат»

Про лыжный марафон говорят так: он начинается на 45-м километре. А московское футбольное дерби началось на 45-й минуте при счете 2:2. В принципе, первый тайм уже стал отдельным, цельным событием: команду, убежавшую вперед на два гола, ее соперники показательно достали, обнулив игровой отрезок до исходной ничьей.

Это вообще признак классной игры: она не может закончиться досрочно. Все в ней живо до самого последнего свистка. В ней не бывает отрезков, про которые комментатор скажет: «команды доигрывают матч». Или: «игра уже сделана», после чего переходят к отвлеченным рассуждениям, заглядывают в календарь следующих матчей, подводят предварительный итог. Матч, не допускающий никаких обобщений внутри себя, не позволяющий от себя отвлекаться ни на секунду, — и есть наилучший, наиглавнейший, настоящий.

Открыть видео

Про план Доменико Тедеско справедливо скажут: он сработал. Это видно хотя бы по тому, что именно «Спартак» по-хозяйски вел игру, заставлял ЦСКА только реагировать и никогда — предлагать свой план.

Но в идеальном тренерском мире при 2:0 игра красно-белых должна была быть подсушена, а уж при 2:1 — обезвожена до предела. Схема «в три защитника» откровенно превращается «в пять», тройка полузащитников сосредоточивается на разрушении и болезненных для соперника контратаках. Тем более что контратак лучше, чем у Тедеско, возможно, сейчас нет во всей премьер-лиге. Однако «Спартак» не сел к воротам даже в меньшинстве! Хозяева могли забивать четвертый мяч, если бы Тиль выбрал пас на пустые ворота, а не пустую попытку пробить Акинфеева в одиночку.

Тедеско и Ганчаренко вообще достойны нашей благодарности за то, что не играли в великих полководцев, побеждающих в битвах за письменным столом. От них требовалось по большому счету немногое: подготовить к матчу и дать нам действительно основные составы. Соответствовать духу момента: никто еще не устал играть, условия под ногами футболистов и в атмосфере — близкие к идеальным, коронавирус не успел добраться до рубильника массовых мероприятий в Москве, как это уже произошло, например, в Италии, где как раз в разгар нашего дерби стало известно, что серия А ближайший месяц будет играть без зрителей.

Хороший тренер перед такой игрой понимает, что эмоционально готовить футболистов — не его забота. Никто из них в здравом уме не читает в раздевалке лермонтовских строк про Москву за нами. Футболисты и без этого готовы быть искренними защитниками своих цветов, в дерби и игроки — суть фанаты на поле. Защитник ЦСКА Карпов, если не передергивают источники, плюнул (!) в Бакаева, из-за чего футболисты в первый раз прыгнули друг на друга уже в перерыве. Желтую карточку получает запасной вратарь Ребров. А все потому, что посторонних в дерби не бывает, тут все в деле.

Открыть видео

Футболистам для хорошей «драки» в игре нужно быть на пределе своих эмоциональных возможностей, но не доводить себя до стадии боевых роботов, четко выполняющих игровую программу. Поэтому в дерби нет героев, в дерби только живут и по-своему умирают обычные парни из плоти и крови. Ахметов сначала дает забить Бакаеву, но потом блокирует два удара подряд из штрафной и забивает второй армейский мяч. Карпов вызывает на себя красно-белый гнев, но куда деться от того факта, что 17-летний русский мальчик в искусстве провокации обставил аргентинца? А Жиго во встречах с ЦСКА сыграл взаимоисключающие роли: от автора двух голов до столпа обороны, который живописно обрушивается на последней минуте тайма.

Казалось бы: один лишь судья в таком матче должен быть безукоризнен. Но нет, это обедняет драму. Несправедливая желтая карточка Понсе вбрасывает новую интригу в то, что происходило после нее на поле, в то, что после игры будет говориться и в конце концов дарит нам этот вечно популярный сюжет гола в меньшинстве.

Не идеальный — то есть живой и способный ошибаться — после матча и гендиректор «Спартака» Цорн. Он заводит речь про апелляцию на удаление, хотя Дисциплинарный регламент РФС в своей 52-й статье не предусматривает такой возможности, поскольку эта красная — в действительности вторая желтая, и тут судья матча — неподсуден. Понсе на полуфинал с «Зенитом» дисквалифицирован. И это то ли несправедливость, то ли справедливость в каком-то ее высшем, не видном нам, смысле.

Эсекьель Понсе / Фото: © ФК «Спартак»

Понсе сам по себе — целая сюжетная линия. Склейте в вашей памяти два вот каких кадра: аргентинец выносит перед игрой на руках утепленного, с нежными щечками, сына; аргентинец в выдвижном тоннеле после удаления рыдает, повиснув на собственных руках. Кажется, будто его сейчас вырвет слезами.

Кульминация дерби — нерукопожатное рукопожатие Тедеско и Ганчаренко. Фантастически правдивый сюжет! Первый после гоголевской «Шинели». Только там со словами «А шинель-то моя!» к герою подскакивают какие-то «люди с усами», а тут одежду с плеч титулярного советника рвет взбалмошный итальянец.

О чем это говорит? Только о том, что духом дерби пропитались все. Им давно переполнены трибуны, он проник и воцарился на поле, им дышат даже тренеры. Даже после игры! Ведь их рукопожатие после матча в знак того, что представление окончено, — это как край сцены для актеров. Как рамка для картины. То есть граница между произведением искусства и реальностью. И вот она стерта, потому что дерби и окончено, и продолжается дальше.

«Все на Матч!»: анализируем дерби «Спартак» - ЦСКА в турнире Олимп-Кубок России с Талалаевым и Гришиным

Олимп-Кубок России. ¼ финала

«Спартак» (Москва) — ЦСКА (Москва) — 3:2 (2:2) (0:0)

Голы: Бакаев, 4. Понсе, 13. Ларссон, 107 — Дивеев, 17. Ахметов, 45

Удаление: Понсе, 104 («Спартак»)

Читайте также:

Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.